ПРОГРАММА
по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних учащихся Молочненской
средней общеобразовательной школы
Объяснительная записка
В последнее время особую тревогу
вызывают увеличение количество безнадзорных детей, детей со школьной и
социальной дезадаптацией, высокая преступность
несовершеннолетних. Немаловажную роль в профилактике безнадзорности и
правонарушений детей с девиантным поведением играет общеобразовательная школа.
Формирование и коррекция нравственных
ценностей подростков, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного
общения, совместная творческая коллективная деятельность – одно из направлений
деятельности школы.
В данной программе применяются
следующие основные понятия из Федерального Закона РФ «Об основах системы
профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 - ФЗ:
Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого
отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей
по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или иных законных
представителей.
Индивидуальная
профилактическая работа –
деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально-опасном положении, а также по их
социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими
правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных
мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям
несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной
профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в
социально опасном положении.
Семья,
находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а
также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не
исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и
отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Цель программы:
1. Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих
развитие у школьников социально - нормативного жизненного стиля, отказа от
противоправных действий.
2. Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у
детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.
3. Внедрение в образовательной среде инновационных
педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие, ценностей
законопослушного поведения.
В основу организации процесса социального воспитания
положены следующие принципы:
1. Индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и
критических ситуаций при помощи взаимодействии личности.
2. Групповая поддержка самого ребенка и его ближайшей
микросреды (семьи, школы) в физическом, психическом и социальном становлении.
3. Общественная защита прав каждого ребенка и взрослого
на достойную жизнь в обществе.
4. Практическая забота о сохранении физического и
психического здоровья в микросреде.
5. Последовательное развитие экологической, социальной,
личностной и профессиональной компетентности юного человека.
6. Организация групповой и досуговой деятельности
(физической, познавательной, коммуникативной, практической,
индивидуально-творческой).
7. Обеспечение и поддержка успешного взаимодействия
подрастающего человека в социуме.
8. Ориентация юного человека на самоорганизацию в
построении собственной жизни, нравственное самосовершенствование. Помощь в
приобретении соответствующих знаний, умений и навыков.
Основные направления в деятельности:
1. Изучение социально-психологических ценностей личности,
социально-педагогических влияний микросреды на растущего человека.
2. Организация воспитательно-образовательных
взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи.
3. Социально-психологическая помощь и поддержка личности
в кризисных ситуациях.
4. Коррекция отношений, способов социального
взаимодействия, посредничество в творческом развитии личности и группы.
Содержание работы:
1. Выявление учащихся группы риска:
- изучение
личных дел учащихся
-
составление социальной карты класса
-
определение детей группы риска
2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей
детей:
-
наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков,
кружковых занятий
-
тесты личностных особенностей
3. Проведение педагогического консилиума по классам,
требующим особого внимания.
4. Работа с детьми с девиантным поведением и подростками:
-
постоянное наблюдение и оказание своевременной посильной помощи
-
систематическая работа с детьми, стоящими на учете в ОДН
-
участие в районных КДН и ЗП
-
оформление документов для дальнейшего обучения в вечерней школе, училище
-
проведение профилактической работы через беседы с представителями ОДН
5. Профилактическая работа с подростками: направление для
психологического консультирования в специализированные центры; направление в
тренинговые группы (коррекционные); цикл бесед по охране здоровья (нарколог,
гинеколог, психотерапевт, педиатр).
6. Оказание консультационной помощи ребенку в семье:
-
через обследование жизненных условий с составлением актов семей опекунов,
многодетных, неполных, малообеспеченных, с асоциальным поведением.
-
индивидуально-консультативная помощь родителям
-
проведение классных и общешкольных родительских собраний
7. Содействие формированию благоприятного климата:
-
информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на
совещаниях учителей, педсоветах, МО классных руководителей
-
анализ работы с детьми группы риска на МО, педсоветах
-
роль защитника интересов в разрешении конфликтов
-
пропаганда знаний о правах ребенка (во время проведения дней правовых знаний)
8. Координация различных видов социально ценностной
деятельности учащихся, направленных на развитие социальных инициатив
-
участие в работе учреждений ДО
9. Защита и охрана прав детей:
-
через выявление статуса ребенка по запросам в различные социальные институты
-
определение статуса ребенка на основании решения суда о лишении родительских
прав, оформление документов
- участие
в судебном процессе в роли защитника прав ребенка
-
решение вопроса о жилье в пользу несовершеннолетнего
-
оформление пакета документов в банк данных на детей-сирот
-
отслеживание адаптированности в приемной семье учащихся, защита их интересов
-
контроль за предоставленными льготами учащимся малообеспеченных семей,
детям-сиротам