ПРОГРАММА

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учащихся Молочненской средней общеобразовательной школы

 

Объяснительная записка

 

         В последнее время особую тревогу вызывают увеличение количество безнадзорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокая преступность несовершеннолетних. Немаловажную роль в профилактике безнадзорности и правонарушений детей с девиантным поведением играет общеобразовательная школа.

         Формирование и коррекция нравственных ценностей подростков, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения, совместная творческая коллективная деятельность – одно из направлений деятельности школы.

         В данной программе применяются следующие основные понятия из Федерального Закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 - ФЗ:

 

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;

 

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или иных законных представителей.

 

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

 

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

 

Цель программы:

 

1.     Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у школьников социально - нормативного жизненного стиля, отказа от противоправных действий.

2.     Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.

3.     Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие, ценностей законопослушного поведения.

 

В основу организации процесса социального воспитания положены следующие принципы:

 

1.      Индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций при помощи взаимодействии личности.

2.      Групповая поддержка самого ребенка и его ближайшей микросреды (семьи, школы) в физическом, психическом и социальном становлении.

3.      Общественная защита прав каждого ребенка и взрослого на достойную жизнь в обществе.

4.      Практическая забота о сохранении физического и психического здоровья в микросреде.

5.      Последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека.

6.      Организация групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, практической, индивидуально-творческой).

7.      Обеспечение и поддержка успешного взаимодействия подрастающего человека в социуме.

8.      Ориентация юного человека на самоорганизацию в построении собственной жизни, нравственное самосовершенствование. Помощь в приобретении соответствующих знаний, умений и навыков.

 

Основные направления в деятельности:

1.     Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды на растущего человека.

2.     Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи.

3.     Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях.

4.     Коррекция отношений, способов социального взаимодействия, посредничество в творческом развитии личности и группы.

 

 

Содержание работы:

1.     Выявление учащихся группы риска:

- изучение личных дел учащихся

- составление социальной карты класса

- определение детей группы риска

2.     Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей:

- наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий

- тесты личностных особенностей

3.     Проведение педагогического консилиума по классам, требующим особого внимания.

4.     Работа с детьми с девиантным поведением и подростками:

- постоянное наблюдение и оказание своевременной посильной помощи

- систематическая работа с детьми, стоящими на учете в ОДН

- участие в районных КДН и ЗП

- оформление документов для дальнейшего обучения в вечерней школе, училище

- проведение профилактической работы через беседы с представителями ОДН

5.     Профилактическая работа с подростками: направление для психологического консультирования в специализированные центры; направление в тренинговые группы (коррекционные); цикл бесед по охране здоровья (нарколог, гинеколог, психотерапевт, педиатр).

6.     Оказание консультационной помощи ребенку в семье:

- через обследование жизненных условий с составлением актов семей опекунов, многодетных, неполных, малообеспеченных, с асоциальным поведением.

- индивидуально-консультативная помощь родителям

- проведение классных и общешкольных родительских собраний

7.     Содействие формированию благоприятного климата:

- информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на совещаниях учителей, педсоветах, МО классных руководителей

- анализ работы с детьми группы риска на МО, педсоветах

- роль защитника интересов в разрешении конфликтов

- пропаганда знаний о правах ребенка (во время проведения дней правовых знаний)

8.     Координация различных видов социально ценностной деятельности учащихся, направленных на развитие социальных инициатив

- участие в работе учреждений ДО

 

9.     Защита и охрана прав детей:

- через выявление статуса ребенка по запросам в различные социальные институты

- определение статуса ребенка на основании решения суда о лишении родительских прав, оформление документов

- участие в судебном процессе в роли защитника прав ребенка

- решение вопроса о жилье в пользу несовершеннолетнего

- оформление пакета документов в банк данных на детей-сирот

- отслеживание адаптированности в приемной семье учащихся, защита их интересов

- контроль за предоставленными льготами учащимся малообеспеченных семей, детям-сиротам

 

Hosted by uCoz