Народные промыслы саамов Кольского полуострова

 

План работы:

1.Вступление: «Моя  малая Родина- страна Лапландия»

      А) Природа Лапландии.

      Б) Саамы- талантливый народ.

2.Основная часть. Народные промыслы и прилкадное искусство саамов.

      А) Обработка оленьих шкур.

      Б) Пошив одежды, обуви, головных уборов.

      В) Вышивка бисером и оловянной нитью.

      Г) Изготовление замши и шитьё сумочек из неё.

      Д) Изготовление пуговиц, сувениров из кости.

      Е) Вязание и плетение игерстяной нитью.

      Ё) Изготовление саней.

3. Заключение. Саам живет в гармонии с природой, любит её и бережёт.

      А) В древние времена.

      Б) В современном мире.

 

  Я и все мои предки жили и живут на Кольском полуострове. Это Земля, которая называется страной Лапландией.

  Лапландия- край суровый, но нежный и прекрасный для меня. Это необыкновенно красивые белоснежные наряды зимнего леса.

   Это долгожданная весна и морошковое лето, край осенних красок.

   Красные, жёлтые , оранжевые- просто золотые листья берёз и осин завораживают взгляд каждого человека, а саама в особенности, т.к для него это колыбель, мать, отличный дом, где каждая береза, каждый кустик и травинка, словно родные. И берёг саам свою Лапландию. Прадед мой Александр Иванович Герасимов мог 5 км и более в рюкзаке нести щепу- растопку сухого дерева, чтобы не рубить живое дерево в тундре. Кочуя от одного пастбища к другому, саамы оленеводы не разводили пастбище в разных местах, как сейчас в нашем лесу через каждые 10м кострище, а пользовались несколько лет одним местом для костра.

    Саам всегда живёт в единении с природой, и  природа одарила этот народ талантами и способностям. Я горжусь президентом, политиком и борцом за права молочисленного саамского народа Афанасьевой Ниной Елисеевной, обожаю таланты саамской писательницы Большоковой Надежды Павловны. Очень много у саамов одарённых преподавателей, среди которых «Отличник народного образования» Юрченко Зинаида Ильинечна (г. Мурманск). Моя бабушка Яковлева Роза Ивановна была не только учителем и директором Лопарской начальной школы, но и научным сотрудником Московского Лингвистического института есть среди саамов врачи, учёные, корреспонденты- всех просто не перечислить.

   Но мне надо рассказать о народных промыслах, о мастерах саамского прикладного искусства.  Чтобы оленеводу сшить теплую, непромокаемою одежду, нужно обработать оленью шкуру. Это непосильный физический труд. Для того чтобы жесткую сухую шкуру, койбы превратить в мягкую замшу, нужно её мочить, мять, выделывать специальными инструментами. Никогда саамы не замачивали шкуры в озере или в реке, а находили болото в глухих зарослях. Отходы от выделки в основном сжигались или закапывались в землю.

   Занимались и занимаются изготовлением одежды и обуви. Шить они учились с малых лет. Это умение считалось в Лапландии большим достоинством. Готовые вещи женщины укрошали полосками цветного сукна и вышивали бисером. Это работа требовала большого искусства.

   И так, нужно сшить шубу-печок. Он шился из оленьей шкуры мехом наружу. Носили его как и женщина, так и мужчины. Головной убор саама- зимняя шапка, покрытая зеленым и красным цукном, спереди  расшитая бисером, а сзади украшенная лисьим хвостом. Обувались древни саамы в яры, пришитые к кожаным штанам, длинные меховые сапоги с загнутыми к верху носами. Яры шились из узких чередующихся полосок светлой и тёмной кожи. Существовал и другой вид обуви- каньги- мягкие полусапожки. Зимние каньги шились из меха, летние из кожи. У моей бабушки есть очень красивые каньги, подаренные ей финскими саамами.  

       С конца 19 века на костюм и приклодное искусство саамов стало оказывать влияние искусство пришедших на Кольский полуостров коми-  ижемцев. В результате  этого на смену печку пришла малица зимняя одежда из оленьих шкур мехом внутрь, а каньги  и яры были вытяснены пимами и бурками.

       Традиционная женская одежда  платье из суконной ткани, орнаментированная бисером, аплекации  цветной мазайкой. Так же в одежде присутствует большой шёлковый платок с широкой коймой и бахромой, накинутый на плечи или поверх шамшуры.

       Шамшура- женский головной убор и перевязка девячьий. Чёткий выразительный орнамент бисером по сукну на шапочках, гармоничное цветовое решение, сочетания бисера и сукна делает шапочки необыкновенно красивыми.

      Вышивка бисером у саамских мастериц настоящая сокровищница национального искусства.

   В наше время бисером расшивают саамские головные уборы  Королёва Елена Семеновна(гурманск), Хващенок  Мария Фадеевна(с.Ловозеро)  Мозолевская Анастасия Елисеевна и многие другие. Я видел у оленеводов расшитую бисером на  сукне, а на упряжи  вырезные пренижи  и пуговицы из кости. Современный мастер из Апатит Захаров Сергей делает из кости кожи для масла, броши, сувениры.

    Необыкновенные дамские сумочки из замши шьет  и украшает бисером Мария Николаевна Калмыкова(совозеро). Неоднократно её изделия экспонировались на выставках по городам России и за рубежом.

    А Лидия Владимировна Большунова шьет сумочки не только из замщи, а ещё и из рыбьей кожи.

 

Литература используемая в работе.

1.    Н.П. Большокова «Жизнь, обычаи, и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем»

2.    Ю. Парфемцева «Чудеса Заполярья на уроках творчества»

3.    «Кольские саамы»

4.    Педагогическая энциклопедия  Мурманской области.

 

Герасимов Глеб

 

Hosted by uCoz