Севрюгина Надежда Михайловна,

СОШ п. Молочный

 

Создание условий для становления нравственности

младших школьников в учебном процессе

 

 

Целью современного воспитания должно стать

формирование человеческого в человеке.»

М. В. Корепанова     [ 3;  8]

 

1. Роль учителя в нравственном воспитании школьников.

С приходом в школу начинается новый этап в жизни ребёнка. Возникает новая социальная позиция личности – ученик. В этот период у ребёнка появляются новые обязанности, новые друзья, новые отношения. От игры он переходит к учению, к труду. Чтобы выполнять эту работу приходится сдерживать свои желания, делать иногда то, что совсем не хочется в данный момент. Всё это требует огромных нравственных усилий. А что такое – нравственность? Нравственность – это внутренние ( духовные и душевные ) качества человека, основанные на идеях добра, справедливости, долга, чести и т. п. , которые проявляются в отношении к другим людям и природе.

Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя. А  с каким нравственным развитием приходят современные дети в школу? В ходе специальных исследований психологи   установили,  что существует 3 уровня морального сознания школьников. [ 4;  7 ]

  1 уровень – доморальный. Характерен для дошкольников.  По утверждению исследователей, дети этого уровня развития выполняют установленные правила исключительно из эгоистических соображений, например, желая уйти от наказания, либо получить награду.

  2 уровень – традиционной нравственности или конвенционной морали. Присущ младшим школьникам, которые стремятся вести себя должным образом в силу формирующейся потребности поддерживать хорошие отношения с окружающими, отвечать ожиданиям других, доставлять им радость.

   3 уровень – посттрадиционный, или уровень автономной морали. Он характерен для подростков, моральные принципы которых становятся из внешних внутренними.

В ходе оценки полученных исследований, психолог Л. Колберг установил, что большинство 7-летних детей находится на доморальном уровне.

Отсюда мы видим, что роль учителя начальных классов в нравственном воспитании школьника  огромна. Именно учитель в данный период развития  ребёнка имеет на него существенное влияние, а значит, и имеет возможность и должен решать такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нравственным нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность явлений и дают  возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо.  Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Нравственные понятия и суждения переходят  в убеждения и проявляются в действиях и поступках. А поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности.

Учителю первоклассников для начала работы очень важно:

1)     определить нравственный уровень учащихся своего класса, (в этом поможет психолог школы )

2)     сформулировать для себя этапы работы по формированию нравственной направленности  учащихся,

3)     определить для себя основные методы и приёмы работы.

 

2. Формирование нравственных понятий и суждений.

Учение становится ведущим видом деятельности первоклассников, имеющим важное общественное значение. (Нравственность всегда связана с отношением в обществе.) Урок является  главным трудовым занятием школьника.  Ясно, что учитель должен использовать урок как одно из важнейших средств нравственного развития,  1-й этап которого формирование нравственных понятий и суждений. Для этого определяю два пути:  1.Ознакомление с нормами и требованиями.

2.Формирование отношений.

Каким образом? В программе и содержании учебного материала начальной школы достаточно много возможностей для этого. Важно лишь умело отобрать материал, правильно построить работу по нему, подвести детей к нужному выводу.    Приведу некоторые примеры.

1.  Урок чтения.

   Е. Благинина «Посидим в тишине», С. Михалков «Про Фому» и другие тексты дают возможность после  обсуждения сделать правильный вывод.

Нравственный вывод: Помни о других. Рядом с тобой люди.

2.  Урок русского языка, 2 класс. Тема «Безударные гласные   в корне слова»

  Детям предложены слова:

прдивый, в.сёлый, с.рдечный, в.левой, л.нивый, с.рдитый.

После соответствующей орфографической работы, спрашиваю:

-Назовите те качества, которые привлекают вас в человеке?

-Какого друга вы себе выбрали бы?  Почему?

-Какого человека называют СЕРДЕЧНЫМ? ВОЛЕВЫМ?

-Составьте рассказ на тему «Я и мой друг»

 Нравственный вывод:  Хорошо иметь друга.

3.Урок риторики 3 класс. Тема «Вежливое общение»

Дети прослушали стихотворение  И. Антонова «Вежливый Витя».

   После риторического анализа стихотворения задаю вопрос: - А вежлив ли Витя?

После обсуждения дети приходят к заключению: Витя знает вежливые слова, пользуется доброй интонацией, но его действия и поступки приносят неприятности людям.

 Нравственный вывод: Вежливый человек всегда думает о людях,

4.Урок истории, 4 класс, тема «Палитра эмоций-   краски переживаний»,        программа А. Вахрушева.

На основе текста, сюжетных картинок, организации парной работы, даётся понятие эмоций. Закрепление идёт в обсуждении:

- Что проявляется через эмоции? (Наши переживания  по отношению к людям, их поступкам, к событиям, явлениям природы).

- Кто ярче проявляет эмоции – маленький ребёнок или взрослый? Почему?

- Как правильно выражать эмоции? Зачем?

 -Назовите несколько правил. ( Нельзя громко кричать, смеяться, выражая свой восторг, или разговаривать грубо и пускать в ход кулаки, даже если ты в гневе, и др.)

Ощутить, почувствовать эти нормы и правила дети могут включившись в игру на уроке «Как не надо себя вести»

 Нравственный вывод:  Правила проявления эмоций относятся к                                правилам поведения в обществе. Воспитанный человек их знает и                   выполняет.

 Таким образом,  на разных примерах учитель показывает,  что человек живёт в обществе, и каждому надо помнить о том, что он не один. Прежде, чем совершать какой либо поступок, необходимо подумать о том, как это отразится на состоянии, настроении других людей. В процессе обсуждения предлагаются ситуации, в которых проявляется наше отношение к людям.  Размышляя над ситуацией, дети учатся анализировать, оценивать поступки, действия людей. Учитель постепенно подводит к  обобщению, формулировке нормы, правила. Одни нормы содержат чёткое указание на определённое действие. Например, обращаясь с просьбой, надо говорить – пожалуйста.  Другие – на то, как поступать нельзя. Нельзя перебивать говорящего . Третьи – указание на определённое качество. Надо быть добрым, милосердным, справедливым, вежливым. Усвоение каждой из норм требует  определённого уровня обобщения жизненных ситуаций. Ребёнок постепенно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать взаимосвязь с определённой ситуацией и нравственными качествами. Постепенно формируется его собственное отношение к тому или иному поступку.

Говоря о формировании понятий и суждений в учебном процессе, следует подчеркнуть важную роль метода убеждения.  Метод убеждения – такой способ воздействия на воспитанника, который развивает разум  путём словесного ознакомления  с отношениями между людьми в обществе, как с отношениями общепринятыми, так и с отношениями, противостоящими  нравственным нормам общества.  Важно знакомить детей, как с положительными, так и с отрицательными явлениями жизни. М. Горький писал, что  чем разнообразнее опыт, тем выше он поднимает человека, тем шире становится его поле зрения. Используя этот метод воздействия на ученика,  надо помнить о соблюдении определённых педагогических условий, несоблюдение которых может привести к результатам прямо противоположным.

1. Слово, обращённое к ребёнку, должно быть связано с делом. Иначе дети, запоминают слова и даже употребляют их в своей речи, когда это нужно для взрослых, но их жизнь и их отношения не имеют никакой связи с моралью.

2.  В нравственности разум и чувства неразрывно связаны. Идеи принимаются ребёнком не в их жёстком рациональном виде, а окрашенными эмоциями, чувством. Когда учитель говорит с детьми о самоотверженности Анатолия Бредова, то его задача не только в том, чтобы объяснить значение слова «самоотверженность», но – это в большей степени! – и в том, чтобы пленить детей подобным поступком, вызвать удивление, преклонение, уважение к такому явлению, как самоотверженность.

3. Показатели качественной характеристики слова в методе убеждения – это серьёзность, уважительность, эмоциональность, опора на жизненный опыт детей.

4. Слово должно быть аргументировано. Продуманная, основательная аргументация развивает сферу мотивов ребёнка. Он начинает сознательно строить своё поведение и учится подчинять свои импульсивные желания словам  «надо», «нельзя». Яркая, убедительная аргументация помогает переводить внешние мотивы во внутренние, и тогда «надо» перерастает в « хочу». Поэтому мы должны непременно искать необходимые и яркие слова.

-  Не подглядывай в учебник – береги свою память.

- На уроке должно быть очень тихо, чтобы шум не мешал никому становиться умным.

- Уступая место другому человеку, ты не унижаешь себя, а возвышаешь, тем самым говоришь, что ты сильный…

- Не хочешь быть аккуратным и красивым? Но это не только твоё личное дело: некрасивый ты неприятен для окружающих.

- Учиться надо и для того, чтобы быть счастливым.: только развитый способен воспринимать все богатства этого чудесного мира.

 3.Формирование убеждений, чувств на примере уроков детской риторики. Нравственные чувства развиваются в процессе усвоения нравственных норм и понятий. Человек  научается или не научается,  не только отличать хорошее от плохого, но и,  в связи с хорошим или плохим   он начинает переживать различные чувства, У него постепенно вырабатываются нормы нравственного убеждения и принципы собственного нравственного поведения.  К нравственным чувствам относятся  любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд и другие «Каждое из нравственных чувств –сложнейшее единство переживаний и размышлений.» [1; 206 ]       

 Уроки  риторики  по программе Т.А. Ладыженской дают большую возможность  для  формирования нравственных чувств и убеждений.  Воспитательная роль этих уроков  в том, чтобы

*вызвать у учащихся размышления о сути человеческого общения, о современных речевых идеалах,

 *формировать вкусы, идеи, имеющие общекультурную ценность, такие как  идея уважительного доброжелательного отношения к людям,  желание контактировать с людьми, искать взаимопонимание.

 Представленные в программе  риторики и заложенные в учебниках важные нравственно - риторические   идеи курса нацеливают учителя на решение  задач нравственного воспитания на уроке. Например,  1 класс – «Вежливость нужна каждому.», 2 класс - «Будь своему слову господин»( пословица), 3 класс- «Искренность в отношениях, правда в общении – вот дружба.»( А.В. Суворов),    4 класс- «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя  так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою.» (Люблюйер )       [  5 ; 191-215 ]

Особенности уроков риторики  в том, что учитель использует особые методы. Это риторический анализ текстов, риторические задачи, риторические игры. С их помощью учитель развивает нравственное сознание,  чувства и привычки учащихся. Он  создаёт разнообразные ситуации в искусственных условиях , т.е. на уроке, включает детей в их решение и помогает прийти к правильному выводу.

Риторический анализ текстов  упражняет детей в умении видеть достоинства и промахи речи, в умении строить  свой текст или высказывание в разных речевых ситуациях. Упражнение 27 в учебнике 3 класса-стр.38.

- Что сказала Алиса? Для чего?

- Что хотела сказать?

- Удалось ли ей это?  Почему?

- Чего она не должна была говорить? 

- Почему ? ( Кто был её адресатом?)

- Представьте себя на месте Алисы. Что бы вы  сказали в такой компании?

  Риторическая задача основывается на описании всех значимых компонентов речевой ситуации. В начальной школе мы знакомим  только с пятью из них.: адресат, адресант, содержание речи, коммуникативная задача, средства речи.

При решении любой задачи дети должны сначала определить компоненты речевой ситуации, чтобы потом построить своё высказывание. Например,

Адресат -  ты ( т.е. сын )

Адресант – мама.

Содержание – просьба : объяснить задачу,

Коммуникативная задача – добиться, чтобы мама помогла.

Средства – подбор похвальных слов, продумать интонацию,  и т.д.

При описании речевых ситуаций школьник играет разные речевые роли, ведёт речь от разных участников. То он ученик, то учитель, то он сын, то отец, то внук. Решение риторических задач учит гибкому, уместному речевому поведению, выработке умения учитывать различные обстоятельства общения, ставить себя на место другого человека. К 4 классу учащиеся в основном умеют самостоятельно придумывать себе роли, ситуации, определять коммуникативные намерения, создавать высказывания с помощью как вербальных, так и невербальных средств общения. Мои ученики любят  работать на этапе «Творческая мастерская», когда они в парах разыгрывают какую-то ситуацию: разговор друзей по телефону, встреча в библиотеке учителя и ученика, беседа директора школы и ученика и другие.  В таких упражнениях дети учатся понимать друг друга, чувствовать скрытое коммуникативное намерение собеседника, быть внимательным слушателем.

  Риторические игры содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителей: кто ( какая команда) быстрее ( больше, смелее, веселее, точнее и т.д.) скажет, спросит, произнесёт, сочинит. Игры на уроке развивают слуховую память, внимание, восприятие информации, упражняют в общении, создают благоприятную атмосферу и снимают эмоциональную напряжённость учащихся. Моим ученикам нравятся такие игры «Снежный ком», «Игра в комплимент», «Кто смешнее продолжит», «Игра без слов». Выполняя разные речевые роли в играх, ребёнок учится

 -логически мыслить,

 - планировать свои поступки,

-предвидеть намерения собеседника,

-овладевать средствами выражения своих мыслей, чувств,

-учится  межличностному и групповому общению.

 Научить детей следовать главному правилу нравственного поведения- «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» - можно ненавязчиво, без лишнего дидактизма, но эффективно при изучении многих тем, например, тем из раздела «Речевой этикет». Особенность таких уроков - атмосфера теплоты, радости. Она создаётся с помощью музыки, живописи, литературы. Кроме текстов учебника, можно использовать стихи А.Л. Барто, рассказы В.А. Сухомлинского, В.А.Осеевой, народные сказки, басни. Они короткие, но их эмоциональная насыщенность огромна. Воздействуя на чувства детей, они требуют размышления, поиска выхода из проблемной ситуации, то  есть расширения нравственного сознания,  упражняют в нравственном поведении.

Пример. 3 класс «Вежливое общение». Главная цель этого раздела: довести до сознания учащихся, что учиться вежливой речи, - значит, учиться уважительному, доброму отношению к людям, друг к другу.

 Урок 3-й , тема «Добрые дела – добрые слова».

А) На этапе изучения нового материала, дети читают рассказ В.Осеевой «Платок» (стр.104), под руководством учителя делают риторический и нравственный анализ ситуаций. Предлагают пути исправления  недостатков и ошибок героев рассказа.

1. Как надо встречать гостя. 2. Как проявлять заботу. 3. Как принимать подарки.

Дети повторяют, какого человека можно назвать по-настоящему вежливым.  (материал предыдущих уроков), обобщают правила, этические нормы.

Нравственный вывод данной ситуации: принимая подарок, надо думать о том человеке,  кто его подарил,  и  надо уметь быть благодарным.

Б) На этапе «Творческая мастерская»  дети работают в парах. Им предлагается разыграть данную ситуацию. Они самостоятельно распределяют роли, определяют каждый  свою речевую задачу, подбирают слова и придумывают невербальные средства общения. Упражняются, проговаривают, то, что задумали. Через некоторое время несколько пар показывают у доски свои инсценировки. В классе идёт риторический анализ, обсуждение нравственного общения.

 В). На заключительном этапе урока дети попадают в Гостиную, где их ожидают Фея Доброты и Вежливости и Фея Зла и Грубости. (стр.107, упр.97). -По внешнему виду определите их имена. Почему так думаете ?

 Нравственный вывод: внешний вид человека отражает не только его характер, но и отношение к людям.

 -Каждая  Фея принесла свои дары. Распределите слова (нравственные качества) в 2 столбика.

Дети самостоятельно выполняют задание. Получилось:

  Фея Доброты и Вежливости        Фея Зла и Грубости                              

      Красота                                            злость

     Доброта                                            уродство

    Приветливость                                  обида

    Улыбчивость                                     угрюмость

    Спокойствие                                     оскорбление

    Уважение                                          огорчение

- Какими качествами ещё должен обладать вежливый человек? (умение быть  благодарным)

- Какие дары вы с удовольствием бы приняли от Феи Доброты?

-Выберите такой дар, которого  вам, на ваш взгляд, не хватает, чтобы быть по настоящему вежливым человеком. 

Дети задумываются и объясняют свой выбор, приводят примеры из жизни.

  Нравственный вывод урока: Вежлив тот, кто употребляет в речи вежливые слова и делает добрые дела, умеет выразить благодарность, всегда заботливо относится к людям, избегая всего того, что могло бы их огорчить. Чтобы стать по-настоящему вежливым, надо воспитывать в себе положительные качества.

 Мы видим, как на протяжении всего урока существует возможность  для  формирования  нравственных понятий, норм. Решая проблемные вопросы на уроке, эти понятия могут перейти в убеждения, и при этом ученики упражняются в нравственном коммуникативном общении, которое при организации неоднократного повторения может перерасти в нравственную привычку.

4.     Формирование нравственной направленности личности.

Формирование нравственной направленности  личности идёт через выработку устойчивых нравственных привычек поведения. Система таких привычек, действий переходит во внутреннюю потребность человека.  Так формируются внутренние свойства личности, черты характера.

Сложность нравственного воспитания сводится к следующему: надо, чтоб хоть раз человек совершил добрый поступок для другого человека и при этом почувствовал удовлетворение, удовольствие.  Взрослые передают ребёнку огромный опыт элементарного поведения, принятого в обществе. И для того, чтобы его воспринять, он должен быть послушен воле взрослого. Вот почему для маленького ребёнка важна характеристика: «послушен - непослушен». Она сообщает нам, насколько ребёнок усвоил начальные основы человеческого общежития. Дальнейшее нравственное развитие будет строиться на основе этих привычных норм поведения. Если фундамент заложен,  то  нравственное развитие  ребёнка пойдёт ровно и спокойно. Если нет, то оно остановится.

На первом этапе нравственного развития  необходим принудительный элемент в воспитании. С житейской точки зрения можно сказать, что нельзя насильно тянуть человека к добру. Однако с позиции педагогической – принуждение - непременный элемент воспитания, если мы действительно хотим, чтобы ни один ребёнок не прошёл мимо добра, не прикоснувшись к нему. Под принуждением мы, разумеется, понимаем ни кнут, ни жестокое наказание или окрик. Принуждение – это слегка нахмуренные брови, если ученик не выполняет положенное, это изменённый тон голоса, когда ребёнок плохо поступает, это и властное слово, и молчаливый жест, и строгий взгляд.

Принуждение нужно в том случае, когда ребёнок не может знать или видеть всего нравственного смысла своих действий. Иногда принуждение необходимо и для того, чтобы предоставить ребёнку возможность впервые почувствовать удовлетворение от доброго поступка. У него может просто не хватить желания, умения или воли на то, чтобы поступить согласно правилам.  В результате принуждения ребёнок в реальной форме выражает своё отношение к другому человеку. Правда, это пока ещё форма, не более того. Но,  повторяясь, она образует привычку. Постепенно произойдёт переход от «должен»  к «хочу», то есть от принуждения к собственному желанию, к внутренней убеждённости «делаю так, а не иначе». Примером такого перехода может быть

- рабочая тишина в классе – это результат первоначального принуждения,

- привычка работать на уроке – это тоже следствие недавнего принуждения.

- даже доброе, внимательное отношение к соседу по парте когда-то начиналось с принуждения «Помоги!»- сказала учительница маленькому человеку тоном, не допускающим возражения.

Удовлетворение от своих вынужденных действий ребёнок почувствует позже, но оно уже будет говорить о сформировавшейся привычке. Она-то и становится механизмом перехода внешнего во внутреннее: привычная форма поведения становится привычным отношением.  Так рождается любовь к дисциплине, так вырабатывается ответственность, формируются аккуратность, трудолюбие, вежливость, самостоятельность и другие качества. 

Таким образом,  во-первых, принуждение позволяет учителю создать столкновение ученика с интересами других людей. У него формируется опыт учёта этих интересов. Ученик научается строить отношения с другими людьми.   Во-вторых, используя элемент принуждения, учитель  знакомит детей с той стороной жизни, которая им пока ещё неизвестна, с той формой поведения,  выражающей отношение к людям, которая им тоже пока неизвестна.

Например, учитель говорит в классе детям.

-Не надо тянуть руку к потолку. Ведь твоя высоко поднятая рука означает «Я хочу отвечать – до остальных мне дела нет!», а рука, поставленная на локоть, означает: «Я хотел бы ответить, но вы спросите того, кого считаете нужным!».

  И дети тут же опускают руки на локоть – они просто не задумывались над этим. Взрослый учит нравственному поведению, т.е. форме отношения к людям.

Еще пример, отношение к классической музыке  не сформировать, если не организовать прослушивание её, нельзя  воспитать трудолюбие, если не организовать сам процесс труда, если ребёнок не будет знать, как это – трудиться, как это получать радость от трудновыполнимой работы. Словом, нельзя воспитать отношение к тому, чего ученик не знает.

  Справедливо заметить, что  отношение, в конечном счёте всё же остаётся «свободным», в том смысле, что оно является продуктом самого ребёнка, его разума, его чувств, его действия. Можно заставить правильно поднимать руку, держать в порядке рабочее место, не опаздывать на урок и т. п. , но все эти действия останутся лишь действиями, пока внешне приобретённое не перерастёт во внутреннее, не разовьётся в отношение. Через некоторое время они сами начинают считать эти отношения единственно правильными, само собой разумеющимися.

 Применяя принудительный элемент в воспитании, учителю полезно знать скрытые приёмы принуждения, так как такое воздействие обладает наибольшим эффектом, ведь оно выступает как собственное желание самих детей. Истинно педагогическое влияние настолько незаметно, тонко, скрыто,  что невооружённый глаз видит лишь хороших детей, не видя роли учителя в организации добрых чувств, поступков, добрых мыслей  и слов.

Вот некоторые приёмы.

1.     Игнорирование сопротивления.

- Когда будешь читать текст, подчеркни ключевые слова , они помогут тебе при пересказе, - напоминает учитель девочке, которая явно не желает выполнять задание.

2. Включение в совместную деятельность.

- Я тебе помогу немного, а дальше ты сам.

3. Жёсткое ограничение во времени.

- Сможешь  справиться с заданием за 10 минут? – спрашивает учитель мальчика, на лице которого написана  мука и страдание в связи с предстоящей работой.

4. Косвенное напоминание об обязанности исполнения требований.

-Дежурные, наверное, уже полили цветы,- говорит учитель на одной из перемен.

5. Концентрация внимания не на процесс, а на предметный результат деятельности.( на рисунок, поделку, песню, и т. д. ). Ради достижения предметного результата дети часто готовы принять и выполнить все предложенные правила и нормы взаимоотношений.

Организовать ситуацию принуждения можно и такими способами, как соревнование, игра, поощрение, наказание, шутка, приказ, личный пример,  система самоуправления в классе.

Чем более скрытым является педагогическое требование, тем свободнее идёт процесс нравственного развития личности, т. к.  она, личность, субъективно трактует своё поведение как поведение «свободное», ею избранное и не видит, что её «хочу»- это и есть педагогическое «надо».

 

5.     Заключение.

Воспитание нравственности - процесс непрерывный, длительный. Привычное нравственное поведение формируется путём многократных повторений нравственного поступка в разных  жизненных ситуациях. Задача учителя - организовать разнообразие  форм  деятельности детей на благо других людей, от учения и игры до его творчества и отдыха, как на уроке так и вне его. Если каждый вид деятельности ребёнка  проверять нравственными критериями, если помогать ребёнку устанавливать правильные отношения, то этот процесс нравственно ориентированной деятельности и станет прежде всего процессом нравственного воспитания.

                                           

 Литература:

 

1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. // Психология, М. 1999г.

2. Козлов Э, Петрова В. // Азбука нравственности,  ж. Воспитание школьника, № 9, 2004г, № 1, 2005 г.

3. Корепанова М. В. // Современные тенденции воспитания, ж. Начальная школа: плюс- минус, №8  2001г.

4. Курцева З. И. //Что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения современных школьников, ж Начальная школа плюс До и После., №12, 2002г .

5. Образовательная система «Школа 2100», сборник программ, //Детская риторика 1-4 классы, М., 2001.

6. Подласый И.П. // Педагогика овый курс, в 2-х кн., М, 2000 г.

7. Щуркова Н.Е. // Научись  быть человеком, М., 1979 г.

 

Hosted by uCoz