Выступление учителя

начальных классов

МОУ Молочненская СОШ

Севрюгиной Надежды Михайловны

На семинаре в МОИПКРО

«Урок краеведения в начальной школе»

20.12.2007 года

 

Формирование познавательного интереса в курсе краеведения.

           Решение задач гражданско–патриотического и нравственного воспитания, новый подход к процессу обучения, гуманизация образования, требуют обращения к изучению краеведения в школе. То историческое и природное пространство, рассматриваемое в курсе краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его семьи, знакомых, его улицы, села или города. Оно ему так близко и понятно, что обойти  эти вопросы было бы ошибкой. Включение краеведческого материала  в содержание  образования способствует  формированию  мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, развитию наблюдательности, исследовательско – информационных умений, формированию ключевых компетенций, социализации в обществе.

          В начальной школе учение становится ведущим видом деятельности в жизни ребёнка. Главную роль в этой деятельности теперь играет личная заинтересованность школьника. Очень важно сформировать у ребёнка  познавательный интерес как одну из важнейших слагаемых учебной мотивации. Краеведческий материал как никакой другой даёт учителю большую  возможность развивать познавательный интерес. А что такое  познавательный интерес? Это активная  познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением. Психологи считают, что  познавательный интерес  можно условно разделить на  следующие стадии:

·        Удивление

·        Любопытство

·        Ситуативный интерес

·        Любознательность

·        Теоретический интерес

Удивление и любопытство  обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание. Поэтому очень важно на уроке удивлять ребёнка, приложить всё своё умение, воздействовать на эмоции и чувства ребёнка, воздействовать на все его анализаторы

Любознательность - ценное состояние личности, которое характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного.

Интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает этому своё свободное время. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Существует  тесная связь между знаниями и личным интересом. С одной стороны, благодаря интересу ученик лучше усваивает знания, с другой – личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.

Познавательный интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Но это отношение формируется не только на  уроке.

В.А.Сухомлинский  уделял большое значение воспитанию любви к Родине. Он писал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими,  « открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Поэтому мы выходим на интеграцию содержания материала.

НРК является главным стержнем в учебно – воспитательной работе с моим классом.

 

Организационная диаграмма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Остановлюсь на роли интегрированного краеведческого  курса в формировании познавательного интереса. Изучив все материалы, литературу , просмотрев все учебные пособия, которые есть у нас в школе, я составила тематическое планирование, тесты проверочных работ и с удовольствием начала работать.

 Отрадно отметить, что в нашей школе с прошлого года есть книги- учебники А.Кохичко  «Край, который я люблю» на каждого ученика. Создан хороший музей школы.  

Для себя я выделила три направления в работе над формированием познавательного интереса:

1. Разнообразие форм урока, связь с внеклассной работой.

2. Организация разных видов деятельности, при участии эмоций.

3. Развитие эмоциональной сферы  учащихся. Включение детей в творческую деятельность.

Я убедилась, что очень важно использовать разные формы урока., в том числе нестандартные, интересные. ( урок- путешествия по карте, путешествие во времени, заочное путешествие в тундру, урок – сказка, урок- экскурсия, урок – целевая прогулка, урок – встреча с интересным человеком и другие. (слайд)

        Урок введения в тему является отправной точкой для познавательной деятельности учащихся. Часто имеется продолжение во внеклассной работе. Так, час краеведения в форме целевой прогулки по теме «Улицы моего посёлка» стал началом мини- исследования « Знаешь ли ты улицы своего посёлка?», «Какой ты северянин?»   Организовывая и обучая детей исследовательской деятельности, столкнулась с тем, что детям трудно ставить вопросы, формулировать проблему.  Решили сделать в классе уголок Почемучки, сделали коробочку, куда дети пишут свои вопросы, создали Творческую группу. Творческая группа, рассматривает вопросы, выбирает самый лучший, интересный,   готовит ответы.   

     Урок по теме «Мы живём в Кольском районе» заставил ребят пойти в библиотеку, найти местные газеты, найти герб Кольского района, побеседовать с родителями о своём  посёлке, подобрать стихи о родном крае. Продолжением этого урока стали конкурс чтецов стихов «Люблю тебя, мой край родной», конкурс рисунков «Нет краше края моего» и выступление на общешкольной линейке, посвящённой 80 – летию Кольского района.(слайд)

 

« Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина

В.А.  Сухомлинский.

 

Урок обобщения знаний, наоборот, даёт возможность ребятам проанализировать,  обобщить собранный материал, поделиться знаниями с товарищами, и даже выйти на проектную деятельность. Так, изучая тему «Моя малая родина», ребята принесли фотографии, сочинения о родных людях, о семье, о своих друзьях, и посёлке. Результатом работы стала коллективная работа – рукописная книга «Что такое Родина?», которую мы готовим на областной конкурс.

              Учителю очень важно организовать деятельность детей на уроке и вне её.  Г.И.Щукина отмечала, что процесс формирования  интересов происходит в деятельности, структура которой, т. е. её задачи, содержание, способы и мотивы, составляет объективную основу развития познавательных интересов.  Надо отметить, что на протекание всякой деятельности, и в том числе учебной, существенное влияние оказывают эмоции.  Регулирующая роль эмоций возрастает, если они не только сопровождают деятельность, но и  предшествуют ей, предвосхищают её, что и подготавливает ребёнка к включению в  эту деятельность. Поэтому очень важно насытить среду жизни ребёнка красотой. На уроках важно использовать  художественные, музыкальные произведения  искусства,  чтобы удивить, порадовать ребят. (слайд «Формирование интереса творчеством»)

      Считаю полезным привлечь к этой работе родителей. Всегда среди них найдутся заинтересованные люди. ( слайд «Родители всегда с нами»)

 

     В своих работах В.В.Давыдов писал: «В начальном образовании необходимо обеспечить единство учения и творчества детей ( такое единство влияет на развитие учебной мотивации и эмоциональной сферы, на становление их самостоятельности)»

 

 Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы. других народов, других людей. Это невозможно без знания своего края, его истории, культуры. Каждый человек тесно связан с настоящим, прошлым и будущим своей Родины. От близкого, знакомого, родного ребёнок продвигается к неизведанному новому,  которому ещё предстоит стать близким, родным. Развивая познавательный интерес, активность и самостоятельность на материале краеведения, мы воспитываем думающего, гармонично развитого человека – гражданина, способного полноценно и творчески жить в  современном обществе.

Литература.

1.         Венецкая А.Б. региональный компонент в формировании культуры общения // Начальная школа №2 2007,с.16.

2.         Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996

3.         Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте- М. : Просвещение, 1983, 96 с.

4.         Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М. 1979.

5.         Тяжелова М.Г. Приёмы развития личной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка. // Начальная школа №11,  2007

6.         Фокеева И.М. Историческое краеведение в начальной школе. // Начальная школа плюс До и После  №2, 2007

 

20.12.2007 год

Hosted by uCoz