Татаринова Татьяна Владимировна,

МОУ СОШ пгт. Молочный

 

Экологическое воспитание младших школьников

в системе работы классного руководителя

 

Сегодня, как никогда повышается значение экологических знаний, так как они необходимы не только для конкретной личности, но и для человечества в целом, для сохранения жизни на Земле. Одна из важнейших задача современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов.

Главными целями экологического воспитания являются:

·              Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.

·              Воспитание ответственности за собственные поступки.

·              Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека.

Задачи классного руководителя.

1.     Формировать экологическую культуру учащихся начальных классов.

2.     Выполнение заданий:

·        наблюдение;

·        чтение и обсуждение литературы

·        проведение игр.

3.     Создание условий для экологического воспитания в классе:

·        организация уголка природы;

·        выставочного уголка;

·        подбор литературы, фотографий.

4.     Подбор растений и уход за ними.

5.     Работа с родителями:

·        экологическое просвещение родителей;

·        выполнение домашних заданий.

6.     Участие в диагностике по заданию эколога (опрос детей по готовым тестам)

Экологическое воспитание будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера, а с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природой.

С 1998 года проводится совместная работа по экологическому воспитанию ДОУ № 38 пгт Молочный и Молочненской СОШ. В 2000 году осуществили проект «Прекрасное своими руками», украсили территорию школы цветами, на пришкольном участке были высажены кусты шиповника, смородины и лекарственные растения.

Ежегодно весной и осенью учащиеся работают на пришкольном участке: освобождают территории от мусора, листьев; ухаживают за растениями; подкармливают птиц осенью и зимой. Учитель – носитель экологической культуры. Он знакомит ребят со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей.

Живое общение с природой стимулирует интерес к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию. Одновременно воспитывается чувство любви к родному краю.

Особое место в экологическом воспитании отводится экскурсиям. Выделяем III этапа проведения экскурсии:

I этап – подготовительный.

Учитель выбирает место экскурсии, намечает конкретные объекты, на которые обращается внимание, затем подбирает необходимую информацию об этих объектах из книг. Создает настроение, напоминаем правила поведения.

II этап – проведение экскурсии.

Четко определяется цель и план проведения. В качестве экскурсовода может выступить сам учитель, учитель биологии, специалист народного хозяйства. Важно заинтересовать детей своим выступлением.

III этап – обсуждение увиденного.

Что видели, что больше запомнилось, рассмотреть предметы, которые нашли.

Тематика экскурсий:

·        «В осеннем лесу»

·        «В гости к рябинке»

·        «Кто не знает речку Колу»

·        «Как вода в дом попадает» (экскурсия на водоканал)

В практике работы используются игры экологического содержания. Об игре как средстве воспитания писали многие отечественные педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский и другие. Игра – любимое занятие младших школьников. В игре легче обучать, так как, чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания.        В современной литературе и практике различают творческие игры и игры с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий.

  Среди игр с правилами различают группы игр:

1. Подвижные игры:

·        спортивные игры: состязания простые; состязания с вещью.

Эти игры можно организовать на улице, на экологической тропе, на экологическом празднике.

    2. Дидактические:

·        настольно-печатные (лото, домино, разрезные картинки, кроссворды).

·        словесные игры – упражнения, игры-загадки, игры-викторины («Звездный час», «Поле чудес», «Счастливый случай»).

    3. Сюжетно-ролевые игры: (спектакль, заочное путешествие)

Эти игры хорошо использовать для закрепления правил поведения в природе, в быту, правил экологической безопасности. Игры учат детей сотрудничеству, помогают осознать свою роль в принятии решений, находить выход из различных экологических ситуаций.

Знания большинства взрослых людей об экологических проблемах крайне ограничены. Осуществлять экологическое образование родителей труднее, чем детей.  Необходимо познакомить родителей с целями, задачами экологической работы. Целесообразно провести анкетирование родителей,  определить их мнение по следующим вопросам:

-        Экологическая ситуация в нашем районе.

-        Влияние окружающей среды на здоровье человека.

-        Придерживаетесь ли  вы правил экологически грамотного поведения на отдыхе? В быту?

-       Избегаете ли посещение мест, расположенных вблизи источников экологической опасности?

-       Уверены ли, что летом вы купаетесь, ловите рыбу в чистой реке?

-       Используете ли химические препараты на огороде, дома? 

-       Представляете ли вы  последствия применения этих препаратов для собственного здоровья и здоровья своих детей.

Итоги анкетирования подводятся на родительском собрании  «Экологические ситуации в нашем районе», планируется выступление преподавателя ОБЖ по данной проблеме. Главная задача родителей – поддержать интерес к природе, поощрять экологически грамотные поступки детей.

Эффективно использовать в практике экологического воспитания такую форму работы как озеленение территории школы, поселка.

 Сотрудничество классного руководителя с  библиотекой является основой гармоничного развития каждого ученика. В арсенале учителя, работающего по формированию экологической культуры младшего школьника,  используются следующие формы  совместной работы с библиотекой:

-       Книжные выставки: «Дом по имени Земля», «В мире заповедной природы», «Природа просит защиты».

-       Игры: «Саамской тропой Лапландского леса» (Приложение № 1).

-       Литературное путешествие «Тундра, моя тундра».

-       Классные часы: «Красная книга Мурманской области»,  «Лапландский заповедник».

-       Выпуск экологических газет

-       Экологические праздники:  День леса (18 сентября),  День Земли (22 апреля),  Праздник цветов (Приложение № 2).

-       Экологическая декада «Без экологии друзья, нам прожить никак нельзя».

Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства.

 

Литература:

 

1.      Экология: Познавательная энциклопедия – М., 1994г.

2.      Рянжин С.В. «Экологический букварь» - СПб, 1994г.

3.      Буковская Г.В. «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников» - М., 2002г.

 

Hosted by uCoz