ПРИМЕРНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППЕ
ПРОДЛЕННОГО ДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
1.
Группа продленного дня
общеобразовательного учреждения создается в целях оказания всесторонней помощи
семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии
творческих способностей обучающихся.
Организация деятельности группы продленного дня
основывается на принципах демократии и гуманизма, творческого развития
личности.
2.
В своей деятельности группа продленного дня руководствуется Законом
Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об
общеобразовательном учреждении, «Гигиеническими требованиями к условиям
обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН
2.4.2.1178-02», другими документами об образовании, уставом
общеобразовательного учреждения, настоящим положением.
3.
Основными задачами создания группы продленного дня общеобразовательного
учреждения являются:
— организация пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении при отсутствии условий для
своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости
родителей;
— создание оптимальных условий для организации
развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля
со стороны родителей обучающихся;
— организация пребывания обучающихся в
общеобразовательном учреждении для активного участия их во внеклассной работе.
II. Организация деятельности группы продленного дня
1. Группа продленного дня создается общеобразовательным учреждением
следующим образом:
— проводится
социологическое исследование потребности обучающихся и их родителей в группе
продленного дня;
— комплектуется
контингент группы обучающихся: одной параллели классов;
одной ступени обучения; основной школы;
— организуется
сбор необходимой документации (заявление родителей, медицинская справка об
отсутствии противопоказаний для посещения группы);
—
разрабатывается приказ о функционировании группы продленного дня в
текущем учебном году с указанием контингента обучающихся и педагогических
работников, работающих с группой, определением учебных и игровых помещений.
Наполняемость группы продленного дня устанавливается в
количестве 25 обучающихся.
При наличии необходимых условий и финансовых средств
возможно комплектование группы с меньшей наполняемостью, определенной уставом
общеобразовательного учреждения.
2. Педагогический работник — воспитатель
группы разрабатывает режим занятий обучающихся (воспитанников) с учетом
расписания учебных занятий общеобразовательного учреждения, плана работы
группы.
III. Организация образовательного процесса в группе
продленного дня
1. В режиме работы группы
продленного дня указывается время для организации самоподготовки воспитанников
(выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая
работа по общеобразовательным программам), работы в кружках, секциях по
интересам, отдыха, прогулок на свежем воздухе, экскурсий.
Режим работы группы продленного дня,
сочетающий обучение, труд и отдых, составляется с учетом пребывания
воспитанников в общеобразовательном учреждении до... (до 18-20 часов).
2. Воспитанники группы продленного дня
могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях
дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, организуемых
на базе общеобразовательного учреждения, участвовать в конкурсах, смотрах,
олимпиадах и других массовых мероприятиях для
обучающихся.
3.
По письменной просьбе родителей воспитатель группы продленного дня может
отпускать воспитанника для посещения учебных занятий в учреждении
дополнительного образования в сопровождении взрослого (по договоренности с
родителями).
4. При самоподготовке воспитанники могут
использовать возможности читального зала школьной библиотеки.
Учебная и справочная литература
воспитанников может храниться в определенном месте для использования при
самоподготовке.
Во время самоподготовки педагогическими
работниками могут быть организованы консультации по учебным предметам.
Время, отведенное на самоподготовку,
нельзя использовать на другие цели.
IV. Организация быта воспитанников группы продленного
дня
1.
В группе продленного дня
сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе (прогулка,
подвижные и спортивные игры, учебно-опытная работа на пришкольном участке) до
начала самоподготовки с их участием, во внеучебных
мероприятиях — после самоподготовки.
Продолжительность
прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, для обучающихся II ступени
— не менее 1,5 часа. Для
обучающихся 1-х классов при наличии соответствующих условий может быть
организован дневной сон.
Самоподготовку следует начинать с 16
часов.
Продолжительность самоподготовки
определяется классом обучения:
в 1-м классе со второго полугодия — до 1 часа;
во 2-м — до 1,5 часа;
в 3-4-м классах — до 2 часов;
в 5-6-м классах — до 2,5 часа;
в 7-8-м классах — до 3 часов.
После самоподготовки — участие детей во
внеклассных мероприятиях: занятиях в кружках, играх, в подготовке и проведении
концертов самодеятельности, викторинах и т.п.
2. В общеобразовательном учреждении
организуется двухразовое горячее питание для воспитанников группы продленного
дня (завтрак и обед), а при длительном пребывании в общеобразовательном
учреждении — полдник по установленным нормам, в основном на финансовые средства
родителей.
Кроме этого, для организации питания
могут использоваться продовольствие, сельскохозяйственные продукты, выращенные
на пришкольных участках.
Примечание. Учредитель и руководство общеобразовательного
учреждения могут рассмотреть вопрос об освобождении от платы
за питание детей из малообеспеченных семей в количестве 25% от общего
числа воспитанников, из них до 10% — полностью и до 15% — до половины размера стоимости
питания.
3.
Для работы группы продленного дня с учетом расписания учебных занятий в
общеобразовательном учреждении могут быть использованы учебные кабинеты,
мастерские, физкультурный и актовый залы, читальный зал библиотеки и другие
помещения. Порядок использования помещений и ответственность за сохранность
учебного оборудования возлагаются на воспитателя или на педагогического
работника, ответственного за проведение учебного или досугового
занятия с воспитанниками.
4.
Медицинское обслуживание воспитанников группы продленного дня
обеспечивается медицинскими работниками в соответствии с инструкцией о работе
медицинского персонала образовательных учреждений.
5.
Личные гигиенические предметы должны приобретаться родителями
воспитанников группы продленного дня и храниться в определенном месте.
V. Права и обязанности участников образовательного
процесса группы продленного дня
1.
Права и обязанности работников
общеобразовательного учреждения с группой продленного дня и воспитанников
определяются уставом, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения
обучающихся и настоящим положением.
2. Руководитель
общеобразовательного учреждения (его заместитель) несет административную
ответственность за создание необходимых условий для работы группы продленного
дня и организацию в ней образовательного процесса, обеспечивает охрану жизни и
здоровья воспитанников, организует горячее питание и отдых обучающихся,
принимает работников учреждений дополнительного образования детей для работы в
группе продленного дня, утверждает режим работы группы, организует методическую
работу воспитателей, осуществляет контроль за состоянием работы в группе
продленного дня.
3.
Воспитатель отвечает за состояние и организацию образовательной работы,
систематически ведет установленную документацию группы продленного дня,
отвечает за посещаемость группы воспитанниками.
4. Воспитанники участвуют в
самоуправлении группы продленного дня, организуют дежурство в группе,
поддерживают сознательную дисциплину.
VI. Вопросы управления группой продленного дня
1.
Зачисление обучающихся в
группу продленного дня и отчисление осуществляются приказом
общеобразовательного учреждения по письменному заявлению родителей (законных
представителей).
Между общеобразовательным учреждением и родителями
обучающегося, посещающего группу продленного дня, заключается договор о
взаимных обязательствах.
2.
Группа продленного дня может быть организована для обучающихся одного
класса, одной параллели классов, одной ступени обучения, учащихся 1-9-го
классов.
Ведение журнала группы продленного дня обязательно.
3.
Деятельность группы регламентируется утвержденным режимом дня и планом
работы воспитателя. Предельно допустимая педагогическая нагрузка в группе
продленного дня — не более 30 часов в неделю.
4.
Каждый организованный выход детей группы продленного дня за пределы
территории общеобразовательного учреждения должен быть разрешен приказом с
установлением ответственного за сохранность жизни и здоровья воспитанников.
Маршруты прогулок, экскурсий за пределы территории должны быть утверждены
руководителем.
5.
Контроль за состоянием образовательной
деятельности в группе продленного дня осуществляет руководитель
общеобразовательного учреждения или его заместитель (ответственность
определяется приказом).
ДОЛЖНОСТНЫЕ
ИНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ
Должностные обязанности. Педагог-воспитатель
планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и
осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую
создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и
трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства
обучения. На основе изучения индивидуальных
особенностей, рекомендаций психолога
планирует и проводит с
воспитанниками коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление
здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их
психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье. Организует
выполнение режима дня, выполнение ими домашних заданий, оказывает им помощь в
учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая
их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки
и другие объединения по интересам. Организует с учетом возраста воспитанников
работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований по охране труда, техники
безопасности, участие в общественно-полезном труде. Способствует проявлению
интереса воспитанников к определенному виду деятельности, сознательному выбору
профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению. Проводит
работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Оказывает
помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива
воспитанников. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности
обучающихся, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия.
Взаимодействует с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими.
Действует в рамках единого образовательного процесса.
При выполнении обязанностей старшего
воспитателя руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с
воспитанниками в тесном контакте с Советом образовательного учреждения и детскими
организациями. Организует работу актива воспитанников. Планирует внеклассную и
внешкольную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает
методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового
педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их
творческих инициатив. Максимально использует возможности района (города) для
развития разносторонней общественно-полезной деятельности воспитанников.
Привлекает к участию в работе с коллективом обучающихся представителей
общественных организаций, работников учреждений дополнительного образования,
учреждений культуры и спорта. Принимает участие в разработке и составлении
общего плана учебно-воспитательной работы.
Педагог-воспитатель должен знать: Конституцию РФ,
законы РФ, постановления Правительства и органов управления образованием по
вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, педагогику, психологию,
физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику
воспитательной работы; основы государственной молодежной политики, гражданского
и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники
безопасности и противопожарной защиты.
2. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Планирование воспитательной работы
Группа продленного дня — объединение
учащихся под руководством педагога-воспитателя, организующего с ними ежедневно
занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы
согласно уставу учреждения.
Планирование работы группы продленного
дня должно вытекать из общего плана работы образовательного учреждения.
Выполнение общих воспитательных и образовательных программ — главная цель
работы группы продленного дня.
В плане работы на неделю четко должны
быть прописаны основные режимные моменты и мероприятия (без указания точного
времени), цель и задачи их организации на каждый день (в соответствии с
Приложением).
Основными направлениями планирования
являются:
— сохранение
здоровья и формирование здорового образа жизни;
— обеспечение
воспитанности учащихся;
— обеспечение
всеобщего основного образования.
Деятельность по сохранению здоровья и формированию
здорового образа жизни
Задачи:
— не допускать
ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания в школе;
— достичь
допустимого уровня здоровья;
— создать
условия для формирования здорового образа жизни.
Направления деятельности:
— использовать здоровьесберегающие
и здоровьеформирующие технологии в воспитании;
— провести
диагностические исследования: дозировка домашнего задания, здоровье учеников в
режиме дня школы, нормализация учебной нагрузки и др.;
— обеспечить
санитарно-гигиенический режим, санитарно-гигиеническое просвещение;
— организовать систему физкультурно-оздоровительных
мероприятий: дни здоровья, корригирующая гимнастика, туризм, физкультминутки и
др.;
— организовать
систему рационального питания;
— усовершенствовать систему организации
жизнедеятельности: правильный подбор мебели, влажная уборка, освещение,
проветривание, тепловой режим и т.п.;
— рационализировать организацию труда и отдыха в
течение дня, недели, года;
—
усовершенствовать систему ОБЖ: изучение правил дорожного движения,
предупреждения травматизма, охраны труда и техники безопасности;
— организовать
профилактику употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ, табакокурения;
— создать
благоприятную психологическую среду в коллективе;
— организовать социальную защиту участников
образовательного процесса.
Деятельность по созданию системы воспитательной работы
и обеспечению воспитанности учащихся
Задачи:
— создать условия для достижения оптимального
уровня воспитанности учащихся;
—
организовать гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста,
интеллекта и интересов;
— выявлять и раскрывать природные способности
каждого воспитанника.
Основные
направления деятельности:
— нравственное и правовое воспитание;
— гражданское и патриотическое воспитание;
— эстетическое и экологическое воспитание;
— культурно-просветительская работа;
— развитие национально-культурных традиций;
— экскурсионно-туристическая работа;
— профилактика правонарушений и преступлений
среди несовершеннолетних;
— работа с детьми группы риска;
—
педагогическая помощь деятельности органов ученического самоуправления;
— традиции
школы, общешкольные праздники, коллективные творческие дела;
— взаимодействие с учреждениями дополнительного
образования и культуры;
—
социологические и психолого-педагогические исследования по вопросам
воспитания учащихся, выявлению уровня их воспитанности: определение структуры
интересов и ценностей учащихся, оценка уровня воспитанности и др.
Обеспечение всеобщего основного образования
Задача:
создать условия для реализации конституционного права
на получение основного бесплатного образования всеми детьми.
Основные
направления деятельности:
— учет детей,
нуждающихся в помощи государства;
— помощь детям
из малообеспеченных семей из различных источников;
— контроль за обучением, посещаемостью занятий второгодниками,
детьми из неблагополучных семей и детьми «группы риска»;
— ежедневный
анализ посещаемости занятий;
— план работы
на следующий учебный год составляется в конце текущего учебного года и сдается
на проверку и утверждение заместителю директора по учебно-воспитательной
работе.
Анализ воспитательной
работы
Анализ воспитательной работы проводится
по основным направлениям деятельности. Критериями успешности работы являются
конечные результаты. Степень успешности определяется положительными
изменениями, достигнутыми по сравнению с предыдущими годами деятельности —
конкретного воспитателя и других педагогов-воспитателей.
ТРЕБОВАНИЯ К АНАЛИЗУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Общими требованиями к анализу воспитательной работы
являются:
— четкая структура и логическая
последовательность;
— сравнение с предыдущим учебным годом;
— аргументированность и точность оценок;
— установление причинно-следственных связей и
доказательность выводов;
— использование таблиц, графиков, диаграмм;
—
четкость и педагогическая обоснованность предложений.
ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для анализа воспитательной работы используют следующие
источники информации:
— материалы педагогических, психологических и
социологических исследований;
— данные диагностики и мониторинга;
— результаты внутришкольного
контроля;
— статистические материалы;
— школьную документацию.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Анализ уровня здоровья и здорового образа жизни
1. Как была
организована работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся и формированию
здорового образа жизни? Тенденции.
2. Каковы
уровни физического развития и физической подготовленности учащихся? Тенденции.
3. Каковы
показатели физического здоровья? Тенденции.
4. Как повлияли на уровень здоровья и формирование здорового
образа жизни:
— использование
здоровьесберегающих и здоровьеформирующих
технологий;
—
морально-психологический климат в группе;
—
санитарно-гигиеническая работа;
— режим труда и
отдыха;
— социальная
защита детей.
Выводы: Каковы факторы, положительно и отрицательно влияющие
на сохранение и укрепление здоровья и формирование
здорового образа жизни? Резервы для планирования деятельности на новый учебный
год.
Анализ уровня воспитанности
1. Какова
эффективность созданной в группе системы воспитательной работы?
2. Имеются ли
случаи нарушения дисциплины учащимися в учреждении и вне его, правонарушения и
преступления?
3. Как
используются в системе воспитательной работы национально-культурные традиции?
4. Каково
состояние профилактики правонарушений и преступлений? Какие результаты это
дает?
5. Каковы
достижения учащихся в спортивно-оздоровительных, художественно-эстетических и
других мероприятиях?
6. Как
используются воспитательные возможности для формирования нравственных
ценностей, убеждений и поведения учащихся?
7. Как
используются воспитательные возможности семьи, социума?
8. Какие
традиции образовательного учреждения обеспечивают высокий положительный
результат в воспитании детей?
Выводы: Каковы тенденции изменения уровня воспитанности учащихся?
Какие факторы благоприятно влияют на воспитание учащихся? Влияние
каких негативных факторов необходимо нейтрализовать в новом учебном году?
Резервы для планирования деятельности на новый учебный год.
Анализ уровня базового и дополнительного образования
1. Какие новые
воспитательные технологии осваиваются педагогическим коллективом?
2. Как
выполнены учебные программы?
3. Какова
динамика качества воспитания?
4.
Соответствуют ли знания, умения и навыки учащихся требованиям
Государственного стандарта?
5. Каковы результаты работы по повышению успеваемости
учащихся? Какова динамика успеваемости по отдельным предметам?
6. Сколько
учащихся закончили учебный год на «четыре» и «пять»? Тенденции.
Выводы: Удовлетворяют ли достигнутые успехи учащихся, родителей,
педагогический коллектив? Соответствуют ли
они поставленным целям? Какие проблемы
необходимо решать в дальнейшей работе? Резервы для планирования деятельности на
новый учебный год.
Анализ работы с родителями, учреждениями
дополнительного образования, общественностью
1. Как
привлекается к воспитательному процессу общественность?
2. Как
осуществляется педагогизация среды:
— Как
организовано педагогическое просвещение родителей?
— Что дает проведение совместных мероприятий учащихся,
учителей, родителей и общественности?
Выводы: Какие положительные изменения в результате совместной
работы произошли? Какие трудности в проведении этой работы имеются? Какие
возможности имеет социум для улучшения результативности совместной работы?
Резервы для планирования деятельности на новый учебный год.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ
ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Профессиональные требования к воспитателю:
Набирая детей в группы продленного дня,
школа берет на себя определенные обязанности перед детьми, родителями и
обществом. Суть их сводится к следующему: педагогически правильно обеспечить
разнообразную полезную деятельность воспитанников после уроков.
Специальность воспитателя группы
продленного дня по составу профессиональных знаний сложна и многогранна.
Практика показывает, что воспитатель должен свободно ориентироваться в самых
различных сферах знаний: школьной педагогике, возрастной психологии, школьной
гигиене, детской литературе и др. Желательно, чтобы воспитатели при
необходимости могли выступить в роли массовика-затейника, инструктора по
туризму, экскурсовода, инструктора по труду, художника-оформителя, руководителя
кружка, постановщика танцев. Поэтому при условии качественной специальной
подготовки воспитателей воспитательные возможности группы продленного дня
значительно расширяются.
Устав и положение образовательного
учреждения только в общих чертах определяют круг обязанностей воспитателя. В
действительности его обязанности гораздо шире.
Обязанности воспитателя
Обязанности воспитателя условно делят на повседневные и эпизодические. К
повседневным относятся обязанности, связанные непосредственно с руководством,
управлением и контролем за деятельностью группы в течение рабочего дня.
ПРИЕМ ДЕТЕЙ
Воспитатель начинает каждый день с
просмотра классного журнала, что позволяет ему познакомиться с учебными
успехами детей. В личной беседе с учителями он узнает о поведении,
успеваемости, о самочувствии, настроении учеников, о выполнении ими различных
поручений и обязанностей. На основе полученной информации он делает для себя
выводы, как построить свою работу в этот день. Иногда ему приходится вносить
некоторые изменения в план работы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
Организация питания требует от
воспитателя своевременно направить в столовую дежурных, чтобы они накрыли
столы. Во время обеда воспитатель следит за:
— аппетитом и
самочувствием детей;
— соблюдением
санитарно-гигиенических норм и норм питания;
— культурой
поведения за столом;
— культурой
приема пищи;
— осанкой
воспитанников.
После обеда каждый воспитанник относит за
собой посуду, дежурные вытирают столы; не рекомендуется переходить к активной
деятельности 15-20 минут, чтобы не нарушалось пищеварение.
ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ
Перед прогулкой воспитатель должен
проверить участок для предотвращения детского травматизма и принять противотеррористические меры (при обнаружении посторонних
предметов поставить в известность администрацию школы).
В зависимости от погодных условий
воспитателю необходимо проследить за одеванием детей.
Правила
одевания:
1.
Одеваться нужно снизу вверх, т.е. сначала надевают теплые штаны, кофты,
затем верхнюю одежду и обувь.
2.
Все пуговицы должны быть застегнуты правильно, шнурки завязаны
аккуратно.
3. Воспитатель проверяет, как одеты дети
(можно проводить эту процедуру в игровой форме, например
объявив конкурс на скорость и аккуратность).
Исходя из целей и задач, необходимо
проинструктировать детей о поведении во время прогулки, о правилах безопасности
в целях предотвращения травматизма.
Инструктаж должен быть кратким, четким,
доступным детям. Во время пребывания на воздухе воспитатель проводит работу в
соответствии с планом, следит за самочувствием и настроением детей. По
окончании прогулки воспитатель подводит итоги, обеспечивает порядок возвращения
в школу, организует раздевание и следит за тем, чтобы дети привели в порядок
обувь и одежду.
По существу, все обязанности воспитателя
до начала самоподготовки сосредоточены на решении одной задачи: как лучше с
помощью активного отдыха и с воспитательной пользой для детей подготовить их к
самостоятельной учебной работе во время самоподготовки. (Рекомендации по
организации прогулки см. в Приложении.)
САМОПОДГОТОВКА
Самым сложным направлением деятельности
воспитателя является организация самоподготовки. Самоподготовка — ежедневное
учебное занятие учащихся в группе продленного дня, предусматривающее выполнение
заданий учителей. Успех самоподготовки в значительной мере зависит от
проведенного на уроке закрепления, поэтому воспитателю необходимо узнать у учителя,
как усвоили материал воспитанники, — это облегчит его работу.
Воспитатель организует работу детей во
время самоподготовки, следит за дисциплиной, воспитывает привычку
самостоятельно учиться, берет под свою опеку школьников, отстающих в учебе.
Воспитатель не учитель, он не ведет объяснений предмета, не инструктирует, как
нужно выполнять задания, он лишь помогает ученикам выполнять задания учителя.
В группе продленного дня рекомендуется
устанавливать следующий порядок выполнения заданий:
— начинать с самого
сложного задания;
— чередовать
виды деятельности;
— заканчивать
более легкими заданиями.
Примерный порядок
выполнения задания:
1. Математика.
2. Чтение.
3. Письмо.
4.
Природоведение.
При организации самоподготовки каждому
ученику необходимо выполнить следующие условия:
— наметить план
действий;
— порядок
выполнения работ;
—
последовательность выполнения операций;
— распределить
собственные силы и время.
Для выполнения домашних заданий
необходимо подготовить рабочее место заранее.
Ученики начальной школы часто непроизвольно
отвлекаются от выполнения заданий по причине неумения организовать свою
деятельность.
Пример. Для выполнения домашнего задания по математике не была
приготовлена линейка. Пока ученик доставал из портфеля пенал, а из пенала
линейку и убирал пенал обратно в портфель, он отвлекся от задания, и процесс
выполнения пришлось начать сначала. Поэтому перед началом занятий воспитатель
должен проверить готовность учеников к работе.
При организации самоподготовки обычно
проявляются сложности с планированием личной работы тех учащихся, которым нужна
квалифицированная помощь воспитателя. Воспитателю необходимо сразу
подготовиться к работе с такими учениками, не отвлекая от работы остальных.
Во время самоподготовки необходимо делать
перерыв через 20-30 минут для активного отдыха. Иначе утомляемость ребенка
наступит очень быстро. На всю самоподготовку необходимо затрачивать не более 1
часа.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
По окончании самоподготовки необходимо
организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (1-2
классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям по
дошкольному возрасту. Это помогает снять эмоциональное и психическое
напряжение. Игра всегда была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась
с целью воспитания и развития подрастающего поколения.
В отличие от работы, которая имеет
определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания
путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне
сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с
имеющимися у ребенка представлениями. Рассматривая игру как всеобщую спонтанно
возникающую форму воспитания, Д.Б. Эльконин
подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует
вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что
это и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое
воображение и без которого невозможно творческое развитие личности. Лишить
ребенка игровой практики — значит лишить его главного источника развития:
импульсов творчества, богатства отношений. Ребенок — существо играющее, в игре
как форме человеческой радости он становится совершенней.
Необходимые условия для успешной игровой
деятельности:
— естественность;
— теплая забота
и принятие;
— сензитивное понимание (полный эмоциональный контакт).
Организация игровой деятельности
планируется на всю учебную неделю. При планировании игровой деятельности нужно
учитывать следующие особенности:
— не дублировать деятельность первой половины дня
(если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие
коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые);
— игра не должна быть подготовкой к клубному часу
(если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой
направленности);
— играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил
подготовку уроков;
— игра должна
соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
— использовать можно только педагогические игры
(психологические тренинги может проводить только специалист).
клубный час
Прежде чем приступить к методическим
рекомендациям по организации клубного часа, хотелось бы остановиться на
общешкольных и групповых развлечениях.
В соответствии с методическими
рекомендациями по воспитательной работе и нормами СанПиН
в начальной школе развлечение в группе проводится 1 раз в 2 недели, а
общешкольное мероприятие — 1 раз в квартал.
Клубный час — это мероприятие, проводимое
в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи,
определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно
привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива
— педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника
музея и др.
(Задачи и краткие методические рекомендации по
организации работы даны в Приложении.)
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
Воспитатель может самостоятельно
организовать кружковую работу в любом направлении или отвести детей в кружки,
секции, клубы по интересам. Кружковая работа так^ке
должна быть запланирована, носить системный и систематический характер. Каждый
ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПиН).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями — одно из важнейших
направлений работы воспитателя группы продленного дня. Готовясь к встрече с
родителями, он должен продумать тактику общения с каждым взрослым. При этом
воспитатель должен помнить, что дети берут с него пример, учатся общаться и
вести себя в социуме.
Не следует начинать разговор с родителями
с претензий к воспитанности ребенка. Воспитание — это общая задача родителей и
педагога, и результат будет высоким, только если они едины в своих требованиях.
«Сначала о хорошем» — вот девиз
воспитателя. Например, можно рассказать родителям даже о незначительных
достижениях их ребенка, похвалить его в присутствии родителей. Это повысит его
самооценку и рейтинг педагога как друга. Если нарушения в течение дня были
незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание
проступка. Если воспитатель нуждается в помощи родителей, необходимо
сформировать их мотивацию на оказание таковой.
РАБОТА ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ОБОРУДОВАНИЮ ГРУППЫ
Обстановка в группе продленного дня по возможности
должна быть приближена к домашней. Главная задача
воспитателя — сделать пребывание ребенка в группе комфортным и приятным.
Создать уют можно с помощью детей, родителей, спонсоров и т.д. Можно оформить
группу работами детей для повышения их самооценки и для того, чтобы показать
родителям способности детей. В группе должны быть цветы, они создают спокойную
атмосферу и пригодятся для трудового воспитания (бытовой и общественно-полезный
труд).
Целесообразно зонировать
группу: игровой уголок, уголок самоподготовки, уголок психологической разгрузки
для детей. Уголок психологической разгрузки должен быть отгорожен от остального
помещения, например маленькой ширмой. Он необходим для того, чтобы ребенок, при
желании, мог побыть один. Это ему необходимо, чтобы отрефлексировать
всю полученную за день информацию и впечатления. Рефлексия — выработка
собственного отношения к событиям и к людям, путем осознания полученной
информации.