ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Настоящая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования, в соответствии с документами:

• Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

• Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

• Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Настоящая программа рассчитана изучение базового курса информатики  учащимися  10 классов в течении 34 часов (1 час в неделю).

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся основной школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК  и программных средствах,  включая оптические диски, сканеры, модемы,

Приобретение информационной культуры  обеспечивается изучением и работой с различными редакторами, СУБД, мультимедийными продуктами,  средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на современных профессиональных ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

Основные задачи программы:

-          систематизировать подходы к изучению предмета;

-          сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

-          научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

-          показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

-          сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме OnLine.

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

  На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Информация и информационные процессы

9

6

3

2

Информационные модели

13

9

4

3

Информационные системы

5

3

2

4

Компьютер, как средство автоматизации информационных процессов

4

2

2

5

Резерв

3

 

 

 

Итого:

34

20

11

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 

1.   Информация и информационные процессы – 9 часов (6+3).

Понятие информации. Виды информации. Свойства информации.  Информационные процессы: получение, передача, преобразование. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.

 

2.   Информационные модели – 13 часов (9+4).

Моделирование. Формальная и неформальная постановка задачи. Основные принципы формализации. Понятие об информационной технологии решения задач.

Этапы решения задач на компьютере: постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма и программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов. Компьютерный эксперимент.

 

3.    Информационные системы – 5 часов (3+2).

Систематизация и хранение информации. Иерархические, сетевые и реляционные модели данных. Представление о системах управления базами данных (СУБД). СУБД Access.

Знакомство с учебной базой данных в Access.  Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Таблицы. Построение таблицы при помощи мастера таблиц. Сортировка и поиск записей. Формы. Создание форм при помощи мастера форм. Запросы. Создание запроса при помощи мастера запросов. Создание отчетов  вывод их на печать.

 

4.   Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 4 часа (2+2).

История и перспективы развития ВТ. Функциональная организация компьютера.  Основные устройства, назначение. Принцип фон Неймана. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Принцип программного управления.  Структура системной платы. Основные характеристики современного ПК. Принцип открытой архитектуры.  Процессор.  Структура памяти компьютера. Внешняя память. Основные носители информации и их важнейшие характеристики. Форматирование диска. Классификация программного обеспечения ЭВМ. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Различные способы ввода информации в компьютер. Инсталляция программ. Файлы и файловая структура. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения.

 

5.   Резерв – 3 часа

 

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ УЧАЩИЕСЯ

 

Должны знать:

-          требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;

-          способы получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

-          приемы моделирования и формализации;

-          этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера;

-          назначение и возможности баз данных;

-          общую функциональную схему компьютера;

-          назначение и основные характеристики устройств компьютера;

-          состав и назначение программного обеспечения компьютера;

 

 

Должны уметь:

-          организовать рабочее место;

-          приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

-          характеризовать сущность моделирования;

-          строить простейшие информационные модели и исследовать их на компьютере;

-          проводить компьютерный эксперимент;

-          создавать простейшие базы данных;

-          осуществлять сортировку и поиск записей;

-          работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

-          работать с носителями информации;

-          вводить и выводить данные;

-          перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

 


 

 


Методические материалы

 

Полезные ссылки для учителей информатики и ИКТ:

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www.fasi.gov.ru

Федеральный центр тестирования

http://www.rustest.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал

http://www.en.edu.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru

 

Российский портал открытого образования

http://www.openet.edu.ru

Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования»

http://portal.ntf.ru

 

Газета «Информатика»

http://inf.1september.ru

В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ)

http://som.fsio.ru/

 

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

Учебные материалы по информатике:

 

Библиотека учебных курсов Microsoft

http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru

Образовательный портал

г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка»

http://www.chel_edu.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

http://marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

http://infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

http://www.syrtsovasv.narod.ru

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru

 

Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой

http://book.kbsu.ru

Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

http://school87.kubannet.ru/info/

Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина

http://trushinov.chat.ru

История Интернета в России

http://www.nethistory.ru

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума

http://www.edu-it.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

http://distant.463.jscc.ru

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

http://school.ort.spb.ru/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

http://ekochelaeva.narod.ru

 

Московский детский клуб «Компьютер»

http://www.child.ru

Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия

http://www.botik.ru/~robot/

Открытые системы: издания по информационным технологиям

http://www.osp.ru

Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих

http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm

Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page

http://www.axel.nm.ru/prog/

Портал CITForum

http://www.citforum.ru

Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей

http://www.sinf2000.narod.ru

Самарский лицей информационных технологий

http://www.samlit.samara.ru

Теоретический минимум по информатике

http://teormin.ifmo.ru

Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»

http://emc.km.ru

Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение

http://www.itdrom.com

Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

http://niac.natm.ru/graphinfo

Энциклопедия персонального компьютера

http://mega.km.ru/pc/

 

Информационные ресурсы Интернет для учителя информатики

 

Учебные компьютерные программы:

1C (http://www.1c.ru), БИТ про (http://www.bitpro.ru),
ГиперМетод (http://www.learnware.ru),
Инис-Софт (http://www.inissoft.by),
• Интерактивная линия (http://www.intline.ru),
Информ-система (http://www.informsystema.ru),
• Информационно-правовой консорциум «Кодекс» (http://www.kodeks.ru),
ИстраСофт (http://www.istrasoft.ru),
МедиаХауз (http://www.mediahouse.ru),
• Молодой Петербург (http://www.shkoloved.sekreta.net),
• Мультимедиа Технологии и Дистанционное
Обучение (http://www.mmt-dl.ru),
• Новый Диск (http://www.nd.ru),
• Просвещение-МЕДИА (http://www.pmedia.ru),
• Республиканский мультимедиа центр (http://www.rnmc.ru),
• Российский новый университет (http://rosnou.ru),
Физикон (http://www.physicon.ru),
• Челябинский государственный педагогический университет (http://www.cspu.ru)

 

Единая информационная среда образовательного учреждения

• Грин Плюс (http://www.grinp.ru),
• ИВЦ АВЕРС (ООО «ФинПромМаркет-XXI») (http://www.iicavers.ru),
• Институт дистанционного образования Ульяновского государственного технического университета (http://www.ido.ulstu.ru),
• Кирилл и Мефодий (http://www.km-school.ru),
• Системы-Программы-Сервис (http://sps.express.ru),
Хронобус (http://www.chronobus.ru)
-образовательные и интернет-проекты:
Controlling Chaos Technologies (Технологии Управляемого Хаоса) (http://www.controlchaostech.com),
• Компьютерная школа «КОМПЬЮТЕРиЯ» (http://www.computeria.ru),
• Общество «Знание» России (http://www.znanie.net),
• Современная Гуманитарная Академия (http://www.muh.ru),
• Тольяттинская академия управления (http://www.taom.ru)

 

Учебно-методические пособия для учителя

1.      Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

 

 

 

 

Литература для мониторинга оценивания уровня подготовки обучающихся по информатике и ИКТ

1.      Единый государственный экзамен 2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / Под редакцией В.Р.Лещинера / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009 (2007, 2008).

2.      Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: к учебникам Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10-11 кл.» и А.Г.Гейна, А.И.Сенокосова, Н.А.Юнерман «Информатика: 10-11 кл.» / М.В.Кошелев. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

3.      Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ – Лаборатория Знаний, 2004.

 

Hosted by uCoz