ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА.
Настоящая
программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего
образования, в соответствии с документами:
• Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
• Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
• Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Настоящая программа рассчитана изучение базового курса информатики учащимися 10 классов в течении 34 часов (1 час в неделю).
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся основной школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,
Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с различными редакторами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Обучение сопровождается практикой работы на современных профессиональных ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме OnLine.
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Название темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Информация и информационные процессы |
9 |
6 |
3 |
2 |
Информационные модели |
13 |
9 |
4 |
3 |
Информационные системы |
5 |
3 |
2 |
4 |
Компьютер, как средство автоматизации информационных процессов |
4 |
2 |
2 |
5 |
Резерв |
3 |
|
|
|
Итого: |
34 |
20 |
11 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1.
Информация и информационные процессы – 9 часов (6+3).
Понятие информации. Виды информации. Свойства информации. Информационные процессы: получение, передача, преобразование. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.
2.
Информационные модели – 13 часов (9+4).
Моделирование. Формальная и неформальная постановка задачи. Основные принципы формализации. Понятие об информационной технологии решения задач.
Этапы решения задач на компьютере: постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма и программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов. Компьютерный эксперимент.
3. Информационные системы – 5 часов (3+2).
Систематизация и хранение информации. Иерархические, сетевые и реляционные модели данных. Представление о системах управления базами данных (СУБД). СУБД Access.
Знакомство с учебной базой данных в Access. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Таблицы. Построение таблицы при помощи мастера таблиц. Сортировка и поиск записей. Формы. Создание форм при помощи мастера форм. Запросы. Создание запроса при помощи мастера запросов. Создание отчетов вывод их на печать.
4.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 4 часа
(2+2).
История и перспективы развития ВТ. Функциональная организация компьютера. Основные устройства, назначение. Принцип фон Неймана. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Принцип программного управления. Структура системной платы. Основные характеристики современного ПК. Принцип открытой архитектуры. Процессор. Структура памяти компьютера. Внешняя память. Основные носители информации и их важнейшие характеристики. Форматирование диска. Классификация программного обеспечения ЭВМ. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Различные способы ввода информации в компьютер. Инсталляция программ. Файлы и файловая структура. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения.
5. Резерв – 3 часа
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ УЧАЩИЕСЯ
Должны
знать:
- требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;
- способы получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- приемы моделирования и формализации;
- этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера;
- назначение и возможности баз данных;
- общую функциональную схему компьютера;
- назначение и основные характеристики устройств компьютера;
- состав и назначение программного обеспечения компьютера;
Должны
уметь:
- организовать рабочее место;
- приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- характеризовать сущность моделирования;
- строить простейшие информационные модели и исследовать их на компьютере;
- проводить компьютерный эксперимент;
- создавать простейшие базы данных;
- осуществлять сортировку и поиск записей;
- работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
- работать с носителями информации;
- вводить и выводить данные;
- перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
Методические материалы
Полезные
ссылки для учителей информатики и ИКТ:
Министерство образования и науки Российской Федерации |
http://www.mon.gov.ru |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) |
http://www.obrnadzor.gov.ru |
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) |
http://www.ed.gov.ru |
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) |
http://www.fasi.gov.ru |
Федеральный центр тестирования |
http://www.rustest.ru |
Федеральный портал «Российское образование» |
http://www.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал |
http://www.school.edu.ru |
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена |
http://ege.edu.ru |
Естественнонаучный образовательный портал |
http://www.en.edu.ru |
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» |
http://www.ict.edu.ru |
Российский портал открытого образования |
http://www.openet.edu.ru |
Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования» |
http://portal.ntf.ru |
Газета «Информатика» |
http://inf.1september.ru |
В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ) |
Информатика
и информационно-коммуникационные технологии
Учебные материалы по информатике:
Библиотека учебных курсов Microsoft |
http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/ |
Виртуальный компьютерный музей |
http://www.computer-museum.ru |
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» |
http://inf.1september.ru |
Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка» |
http://www.chel_edu.ru |
Дидактические материалы по информатике и математике |
http://comp-science.narod.ru |
Интернет-школа «Просвещение. ru» |
http://www.internet-school.ru |
Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского |
http://marklv.narod.ru/inf/ |
Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой |
http://infoschool.narod.ru |
Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой |
http://www.syrtsovasv.narod.ru |
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников |
http://www.phis.org.ru/informatika/ |
Информатика и информационные технологии в образовании |
http://www.rusedu.info |
Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО |
http://iit.metodist.ru |
Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой |
http://book.kbsu.ru |
Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям |
http://school87.kubannet.ru/info/ |
Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина |
http://trushinov.chat.ru |
История Интернета в России |
http://www.nethistory.ru |
ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума |
http://www.edu-it.ru |
Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова |
http://distant.463.jscc.ru |
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках |
http://www.klyaksa.net |
Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550) |
http://school.ort.spb.ru/library.html |
Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой |
http://ekochelaeva.narod.ru |
Московский детский клуб «Компьютер» |
http://www.child.ru |
Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+» |
http://www.botik.ru/~robot/ |
Открытые системы: издания по информационным технологиям |
http://www.osp.ru |
Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих |
http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm |
Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page |
http://www.axel.nm.ru/prog/ |
Портал CITForum |
http://www.citforum.ru |
Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей |
http://www.sinf2000.narod.ru |
Самарский лицей информационных технологий |
http://www.samlit.samara.ru |
Теоретический минимум по информатике |
http://teormin.ifmo.ru |
Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера» |
http://emc.km.ru |
Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение |
http://www.itdrom.com |
Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР |
http://niac.natm.ru/graphinfo |
Энциклопедия персонального компьютера |
http://mega.km.ru/pc/ |
Информационные
ресурсы Интернет для учителя информатики
Учебные компьютерные программы:
•
• ГиперМетод (http://www.learnware.ru),
• Инис-Софт (http://www.inissoft.by),
• Интерактивная линия (http://www.intline.ru),
• Информ-система (http://www.informsystema.ru),
• Информационно-правовой консорциум «Кодекс» (http://www.kodeks.ru),
• ИстраСофт (http://www.istrasoft.ru),
• МедиаХауз (http://www.mediahouse.ru),
• Молодой Петербург (http://www.shkoloved.sekreta.net),
• Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (http://www.mmt-dl.ru),
• Новый Диск (http://www.nd.ru),
• Просвещение-МЕДИА (http://www.pmedia.ru),
• Республиканский мультимедиа центр (http://www.rnmc.ru),
• Российский новый университет (http://rosnou.ru),
• Физикон (http://www.physicon.ru),
• Челябинский государственный педагогический университет (http://www.cspu.ru)
Единая информационная среда образовательного учреждения
• Грин Плюс (http://www.grinp.ru),
• ИВЦ АВЕРС (ООО «ФинПромМаркет-XXI») (http://www.iicavers.ru),
• Институт дистанционного образования Ульяновского государственного
технического университета (http://www.ido.ulstu.ru),
• Кирилл и Мефодий (http://www.km-school.ru),
• Системы-Программы-Сервис (http://sps.express.ru),
• Хронобус (http://www.chronobus.ru)
-образовательные и интернет-проекты:
• Controlling Chaos Technologies (Технологии Управляемого Хаоса) (http://www.controlchaostech.com),
• Компьютерная школа «КОМПЬЮТЕРиЯ» (http://www.computeria.ru),
• Общество «Знание» России (http://www.znanie.net),
• Современная Гуманитарная Академия (http://www.muh.ru),
• Тольяттинская академия управления (http://www.taom.ru)
Учебно-методические
пособия для учителя
1. Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Литература для
мониторинга оценивания уровня подготовки обучающихся
по информатике и ИКТ
1. Единый государственный экзамен 2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / Под редакцией В.Р.Лещинера / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009 (2007, 2008).
2. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: к учебникам Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10-11 кл.» и А.Г.Гейна, А.И.Сенокосова, Н.А.Юнерман «Информатика: 10-11 кл.» / М.В.Кошелев. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
3. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ – Лаборатория Знаний, 2004.