Рабочая программа
10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года и Регионального базисного учебного плана 2006 года.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
·
Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в
последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;
·
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
·
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном
году;
·
Конституция
Российской Федерации
·
Федеральный
закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»
·
Закон
Российской Федерации «О безопасности»
·
Федеральный
закон «О безопасности дорожного движения»
·
Уголовный
кодекс Российской Федерации
·
Федеральный
закон «О воинской обязанности и военной службе»
Содержание программы выстроено по
трем линиям: обеспечение личной
безопасности и сохранение здоровья;
государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны
государства и воинская обязанность. В ходе изучения предмета у обучающихся формируется адекватное представление о военной
службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Они углубленно изучают основы медицинских знаний
и здорового образа жизни.
Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах
направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
· воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества.
· развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; для предотвращения актов терроризма; для ведения здорового образа жизни;
· овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
При разработке содержания данной
рабочей программы принималась во внимание специфика
содержания курса ОБЖ, которая заключается
в следующем:
- учет основных закономерностей развития
теории безопасности;
- интегрированность ( проблематика
курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности);
- направленность на формирование у учащихся
современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
При разработке структуры и содержания
программы были учтены следующие принципы:
- непрерывность обучения с 5 по 11 классы с
использованием возможностей федерального
и регионального компонентов базисного учебного плана;
- постепенное наращивание информационной и
воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с
учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным
предметам в каждом классе;
- обеспечение разделения учебной нагрузки
между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный
уровень обеспечивает научно- теоретическую основу
формирования единого образовательного пространства в области безопасности,
региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к
безопасному поведению с учетом региональных особенностей.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для
учебного предмета на этапе среднего(полного) общего
образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать
свою познавательную деятельность,
- использование элементов причинно-следственного и
структурно-функционального анализа,
- участие в проектной деятельности, в организации и
проведении учебно-исследовательской работы,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках
различного типа,
- оценка и корректировка своего поведения в окружающей
среде,
- выполнение в практической деятельности и в повседневной
жизни экологических требований,
- умение отстаивать свою гражданскую позицию,
формировать свои мировоззренческие взгляды,
- осуществление осознанного выбора пути продолжения
образования и будущей профессии.
Место предмета в базисном
учебном плане
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе
предусматривает изучение предмета за счет часов Регионального базисного
учебного плана в количестве 35 часов (из расчета 1час в неделю) и 40 часов,
отведенных на пятидневные учебные сборы для юношей. При этом в ней предусмотрен
резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов. Учебные военные
сборы проводятся на базе воинской части. Используется классно-урочная система.
Учебно-тематическое планирование.
Наименование раздела, темы. |
кол-во часов |
из них практ. занятий |
|
10кл. |
10кл. |
1.Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. |
4+3(резерв) |
|
2.Государственная система обеспечения безопасности населения. |
8+1(резерв) |
3 |
2.1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
2 |
2 |
2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). |
1 |
|
2.3. Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны. |
6 |
1 |
2.4. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. |
- |
|
3.Основы обороны государства и воинская обязанность. |
18+1(резерв) |
|
3.1. История создания Вооруженных Сил России. |
3 |
|
3.2. Организационная структура Вооруженных Сил. |
9 |
|
3.4. Воинские символы и боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации. |
7 |
|
Итого |
35 |
3 |
Основное содержание программы
Раздел 1.
Обеспечение
личной безопасности и сохранение здоровья .
Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый
образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание
организма. Занятия физической культурой.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение,
употребление наркотиков) и их социальные последствия.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные
последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической
работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и
его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую
систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и
определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика
наркомании.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
Раздел
2.
Государственная система обеспечения
безопасности населения .
2.1.Правила поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Краткая
характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при
получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного
учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
2.2.Единая государственная
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура,
задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
2.3.Гражданская
оборона — составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона,
основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Структура и органы
управления гражданской обороной.
Современные средства поражения и их поражающие факторы.
Мероприятия по защите населения.
Оповещение и информирование населения об опасностях,
возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Организация инженерной защиты населения от поражающих
факторов ЧС мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны.
Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных
сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы,
проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание
аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в
зонах заражения.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном
учреждении, ее предназначение.
Основные
направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской
Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз,
мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы,
обучение населения.
Правила
безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве
заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных
действий.
Правовые основы организации защиты населения
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Раздел 3.
Основы обороны государства и воинская обязанность .
3.1.История создания
Вооруженных Сил России.
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее
особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание
советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные
Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
3.2.Организационная
структура Вооруженных Сил.
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации,
рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
Сухопутные войска: история создания, предназначение,
структура.
Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение,
структура.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение,
структура.
Ракетные войска стратегического назначения: история
создания, предназначение, структура.
Космические войска: история создания, предназначение,
структура.
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение,
структура.
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил
России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.
Реформа Вооруженных Сил.
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы
безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних
дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их
состав и предназначение.
3.4Воинские символы и боевые традиции
Вооруженных Сил
Дни
воинской славы России — Дни славных побед.
Основные формы увековечения памяти российских воинов,
отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности
частей и подразделений.
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести,
доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его
хранения и содержания.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в
бою и военной службе.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения
Боевого Знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной
техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Основы военной службы (на базе воинской части)
Тема 1. Основы подготовки граждан к военной службе.
Тема 2. Размещение и быт военнослужащих.
Тема 3. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда.
Тема 4. Организацзия караульной службы. Обязанности часового.
Тема 5. Строевая подготовка.
Тема 6. Огневая подготовка.
Тема 7. Тактическая подготовка.
Тема 8. Физическая подготовка.
Учебно - методическое обеспечение
Основная литература:
1.
А.А.Волокитин,
Н.Н.Грачев «Основы безопасности
жизнедеятельности. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов»,
М., «Дрофа»,
2.
Г.А.Колодницкий,
В.Н.Латчку «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по
«Основам безопасности жизнедеятельности», М., «Дрофа»,
3. Н.А.Крючек, В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Безопасность и
защита населения в ЧС». Учебник для населения (под общей редакцией
Г.Н.Кириллова), М., «НЦ ЭНАС»,
4. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев «Основы
безопасности жизнедеятельности »Учебник для учащихся 10 класса под общей
редакцией А.Т.Смирнова, М., «Просвещение»,
5. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В. Ижевский «Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни. 10-11 классы», М., «Просвещение»,
2002г.
6. И.К.Топоров
«Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы», М., «Просвещение»,
7. Е.И.Тупикин, А.Т.Смирнов «Основы безопасности
жизнедеятельности. Тестовый контроль качества знаний старшеклассников 10-11
класса», М., «Просвещение»,
Дополнительная литература:
1. В. Байбородова, Ю. В. Индюков «Методика
обучения основам безопасности жизнедеятельности».
– М.: ВЛАДОС,2003г.
2. С.В.Баленко «Школа безопасности», М.,
«Эксмо»,
3.
В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях». – М.: Экзамен, 2006г.
4. Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев «Патриотическое
воспитание школьников». М.: Айрис-пресс, 2006г.
5. Б.И.Мишин «Настольная
книга учителя основ безопасности жизнедеятельности», М., «Астрель», 2002г.
6. Некляев С.Э. «Поведение учащихся в экстремальных
условиях природы». – М.: ВЛАДОС,2003г.
7. В. П. Ситников «Что делать в экстремальных ситуациях».
– М.: Эксмо, 2004г.
8. Н.И.Хромов «Преподавание ОБЖ в школе
и средних специализированных ОУ», М., «Айрис пресс»,
9. В.А.Шкенев «ОБЖ 10 класс Поурочные планы», Волгоград, «Учитель»,
Материально-техническое и
информационно-техническое обеспечение.
Кабинет ОБЖ и его оснащение:
1. Учебно-методическая литература.
Нормативная и правовая литература
Периодические издания
2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
Телевизор
Видеомагнитофон
Интерактивная доска
Мультимедиапроектор
Экран настенный
3. Средства
индивидуальной защиты
Средства защиты органов дыхания.
- ФП
ГП -7,ГП-5,ПДФ-2Ш
- респираторы У-2К
- ватно-марлевые повязки
- ПТМ-1
Средства защиты кожи (костюм защитный
Л-1)
Медицинские средства (ИПП-8, АИ-2)
- автомобильная аптечка
- носилки
-индивидуальный перевязочный пакет
4. Противопожарные средства
- Огнетушители ОХП – 10,ОВЭ – 6,ОУ – 5
5. Стенды, плакаты
Действия населения при стихийных
бедствиях.
Действия населения при авариях и
катастрофах.
Первая медицинская помощь при ЧС.
Правила поведения при пожаре в ОУ.
Ориентирование на местности.
Ордена и медали России.
Основы военной службы.
Стенд «Классификация ЧС»
Стенд «Первая медицинская помощь»
Стенд «Уголок безопасности дорожного
движения»
Карта Мурманской области, физическая карта
России
Раздаточный материал по ГО
Основы пожарной безопасности для школьников
План эвакуации
Комплект наглядно-методических пособий
«Детство без алкоголя»
Комплект наглядно-методических пособий
«Подростковая наркомания»
Комплект из 4 плакатов «Первичные средства
пожаротушения»
Комплект из 6 плакатов «Первая реанимация и
первая медицинская помощь»
6. Аудиовизуальные пособия
Видеофильм «ЧС природного и техногенного
характера»
Видеофильм «Грозные силы природы»
Видеофильм «Правила безопасного поведения»
Видеофильм «Безопасность детей в
транспортном мире»
Видеофильм «Улица полна неожиданностей»
Видеофильм «Дорожные знаки»
Видеофильм «Первая медицинская помощь»
Видеофильм «ЗОЖ»
Видеофильм «Основы противопожарной
безопасности»
Диск DVD «Алкогольный
террор против России»
Диск DVD «Профилактика наркомании»
Диск DVD «Сам себе МЧС»
Диск DVD «Чрезвычайные
приключения Юли и Ромы»
Диск DVD «Безопасность
дорожного движения»
Диск DVD «Школа
безопасности»
Диск DVD «Последствия
лесных пожаров»
Диск DVD «Последствия
наводнений»
Диск DVD «Правила
дорожного движения»
7. Средства программного обучения и контроля знаний.
Презентация «Безопасность на льду,
воде»
Презентация «Программы здорового
образа жизни»
Презентация «Профилактика
табакокурения»
Презентация «Безопасность дорожного
движения»
Презентация «Пожарная
безопасность»
Презентация «Смерчи»
Презентация «Пожары и
взрывы»
Компьютерная игра
«Спасик и его команда»
Компьютерные игры по ПДД
Тесты
Практические ситуации и
задачи
Олимпиадные задания для
7-8 классов в компьютерном виде
8. Тренажеры
Тренажер «Максим- 2» для проведения
искусственной вентиляции и наружного
массажа сердца
Интернет-ресурсы
1. http://window.edu.ru/
единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к
урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
2. http://www.obzh.info информационный
веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
3.
http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических
изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в
свободном доступе, имеется также архив статей).
4. http://www.school-obz.org/ -
информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
5. http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет
6. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
7. http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения
«Эйдос»
8.
http://www.informic.narod.ru/obg.html
Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Николаевича
9. http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
10. http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России по Томской области
11. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm
Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан
в чрезвычайных ситуациях)
12. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных
экстремальных условиях
13. http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
14. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm
Автономное существование
в природе – детям
15. http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для
малышей города Москвы (правила дорожного движения)
16. http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2
Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
17. http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html
Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при
изучении отдельных тем в старших классах)
18. info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
19. vps@mail.ru Журнал Основы
безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению
безопасности.
20.
www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч.
по основам безопасности жизнедеятельности
Требования
к уровню подготовки выпускников.
В
результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне (в
непрофильном общеобразовательном учреждении) выпускник средней (полной)
общеобразовательной школы в целом должен:
знать (понимать):
·
основные
составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность
жизнедеятельности личности; факторы, влияющие на состояние репродуктивного
здоровья; задачи РСЧС и гражданской
обороны;
·
потенциальные
опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для
региона проживания;
·
основные задачи
государственных служб по защите населения и территорий от ЧС природного и
техногенного характера;
·
основы
российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
·
порядок
первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования,
призыва на военную службу;
·
состав и
предназначение Вооруженных сил РФ;
·
основные права и
обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной
службы и пребывания в запасе;
·
основные виды
военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы;
·
требования,
предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
·
предназначение,
структуру и задачи РСЧС;
·
предназначение,
структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
·
применять способы
защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
·
пользоваться
средствами индивидуальной и коллективной защиты;
·
оценивать уровень
своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к
военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
·
ведения здорового
образа жизни;
·
оказания первой
медицинской помощи;
·
развитие в себе
духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
·
вызова (обращения
за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.