Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственно стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку (2004 г.), Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, регионального базисного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (2006 г.). Она составлена из расчёта 3 часа в неделю.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности; осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной языковой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической ( языковедческой), культуроведческой компетенций.
Задача данной программы – обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся.
Программа направлена на повторение и систематизацию сведений по лексике, фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации, стилистике. Подача материала предусматривается крупными блоками.
Специальное внимание в программе уделено формированию различных умений и навыков, необходимых учащимся при подготовке к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ, речевых умений и навыков: подготовке устных выступлений, сочинений-рассуждений, используя различные способы аргументации и доказательства, соблюдая этические нормы и т.д.
В связи с этим в планировании выделяются самостоятельные уроки развития речи, которые посвящены выполнению письменных заданий (сочинений-рассуждений) части С контрольно-измерительных материалов.
Работа по данной программе предусматривает широкое использование активных методов обучения: лекций, семинаров, практикумов, зачётов и т.д.; применение лингвистического эксперимента, самостоятельной работы учащихся по анализу текста, использование методов и приёмов, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся.
По окончании 10 класса учащиеся должны:
- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
Знать:
- смысл понятий:речевая ситуация и её компоненты,, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных электронных носителях.
Говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров учебной, социально-культурной деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Раздел |
Часы |
Введение |
1 час |
Повторение |
10 часов |
Общие сведения о языке |
15 часов |
Текст |
12 часов |
Типы речи |
22 часа |
Стили русского литературного языка |
16 часов |
Русский язык - один из богатейших языков мира. Стили русского литературного языка. |
3 + 5 часов |
Синонимика русского литературного языка |
8 часов |
Культура речи |
4 часа |
Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. |
9 часов |
Итого: |
105 часов |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате
изучения русского языка учащийся должен знать:
* роль русского языка как национального языка русского
народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального
общения;
* основные признаки научного, публицистического,
официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
* признаки текста и его функционально-смысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);
* основные единицы языка, их признаки;
* основные нормы русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),
нормы речевого этикета.
Уметь:
·
фиксировать на
письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного
или сжатого пересказа;
·
формулировать вопросы
по содержанию текста;
·
замечать в
собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
·
понимать
коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать
процесс чтения;
·
составлять
конспект прочитанного текста;
·
оценивать степень
понимания содержания прочитанного текста;
·
прогнозировать
возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
·
создавать устные
монологические высказывания на актуальные социально-культурные,
нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
·
знать основные
нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли,
полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала,
последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие
грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной
интонацией, уместное использование невербальных средств(
жестов, мимики);
·
строить научное
рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
·
знать основные
нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли
высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала,
последовательность изложения (развёртывания содержания по плану, правильность
выделения абзацев, в тексте, наличие грамматической связи в тексте, владение
нормами правописания);
·
писать изложения
по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму,
типологическое строение, характерные языковые средства;
·
вводить в текст
изложения элементы сочинения ( рассуждения, описания,
повествования);
·
составлять тезисы
и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи));
·
совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании
высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;
текст:
·
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи ( тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые
средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия
·
правильно
произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
·
анализировать и
оценивать собственную чужую речь сточки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
·
владеть приёмом
морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной
структуре;
·
толковать
значение слова, исходя из морфемного состава;
·
пользоваться
различными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
·
опираться на
морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении
грамматических признаков слов;
морфология:
·
распознавать
части речи и их формы в трудных случаях;
·
правильно
образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
·
определять
синтаксическую роль слов разных частей речи;
·
опираться на
морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и
пунктуационного анализа;
орфография:
·
применять
орфографические правила, объяснять правописания слов с трудно проверяемыми
орфограммами;
·
пользоваться
этимологической справкой при объяснении написания слов;
·
проводить
орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация
·
различать
изученные виды простых и сложных предложений;
·
интонационно
правильно читать предложения изученных видов;
·
составлять схемы
простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по
заданным схемам;
·
уместно
пользоваться синтаксическими синонимами;
·
правильно
употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
·
проводить
синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
·
устанавливать
взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной
характеристики предложения;
·
использовать
различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности
речи;
·
применять
пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и
сложном предложениях, используя на письме специальные
графические обозначения;
·
строить
пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
·
самостоятельно
подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
·
проводить
пунктуационный анализ текста;
·
аргументировать
тезис о системном характере русской пунктуации.