Пояснительная записка

 

Рабочая программа по биологии разработана на основе нормативных документов:

- Примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

- Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (Приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811).

 

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.

Изучение курса «Биология» в 10 – 11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе.

Цели и задачи программы: закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных в основной школе, формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач, которые помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Профилактика СПИДа, последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование – эти и другие темы помогут школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Большое внимание уделено экологическим аспектам современного мира: обзору глобальных проблем человечества, путям их решения, экологическим закономерностям и другие. Данные темы помогут школьникам более полно понять картину мира, расширить кругозор, научиться решать поставленные задачи и проблемные ситуации, анализировать свои поступки.

 

 Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

 

Список практических и лабораторных работ:

10 класс

1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах;

2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений;

3. Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы);

4. Составление простейших схем скрещивания;

5. Решение элементарных генетических задач;

6. Изучение изменчивости;

7. Выявление источников мутагенов в окружающей  среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм;

8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

11 класс

1. Описание особей вида по морфологическому критерию;

2. Выявление приспособлений организмов к среде обитания;

3. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни;

4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека;

5. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

6. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме;

7. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

8. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

9. Решение экологических задач;

10. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности;

11. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде;

12. Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

 

 

 

Содержание учебного материала в 10 классе

 

Название темы

Кол-во часов

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

Всего

 

1

 

4

5

Раздел 2. Клетка

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория.

Тема 2.2. Химический состав клетки.

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке.

Тема 2.5. Вирусы

Всего

 

1

6

5

1

3

16

Раздел 3. Организм

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии.

Тема 3.3. Размножение.

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость.

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология.

Обобщение раздела 3

Всего

Повторение пройденного материала.

Итоговый тест

 

1

4

7

4

14

6

4

39

3

1

Итого

65 + 3 резерв

 

Содержание учебного материала в 11 классе

 

Название темы

Кол-во часов

Раздел 1. Вид

Тема 1.1. История эволюционных идей

Тема 1.2. Современное эволюционное учение

Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле

Тема 1.4. Происхождение человека

Всего

 

7

12

7

7

33

Раздел 2. Экосистемы

Тема 2.1. Экологические факторы

Тема 2.2. Структура экосистем

Тема 2.3. Биосфера – глобальная экосистема

Тема 2.4. Биосфера и человек

Всего

Заключение

Повторение

Итоговый тест

 

7

6

4

8

25

1

5

1

Итого

65 + 3 резерв

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература:

 

1. Захаров В.Б. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. Рабочая тетрадь.

2. Кулев А.В. Общая биология. Поурочное планирование. 11 класс. – СПб: Паритет, 2006

3. Семенцова В.Н.  Сетевое планирование. Биология. 5 – 11 классы: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004.

4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.  Биология. Общая биология. 10 – 11 классы. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009;

5. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А.  Общая биология. 11 класс: основы генетики и селекции. Учение об эволюции. Взаимоотношения организма и среды: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004;

6. Программа И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова «Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень», опубликованная в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.. Биология 6 – 11 классы.- М.:  Дрофа, 2007 допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

 Дополнительная и научно-популярная литература:

 

1. Биологияод ред. Проф. В.Н.Ярыгина. – М.: Медицина, 2001;

2. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989;

3. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. – М.: Высшая школа, 1989,

4. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2001;

5. Медников Б.М.  Биология: Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994;

 

Материально-техническое

- иллюстрированные материалы (портреты ученых, таблицы многообразия живых организмов, природных сообществ и взаимосвязей живых организмов, таблицы уровня организации живой материи, строения клетки, неорганических и органических веществ, биосинтеза белка, строения вирусов, энергетического и пластического обмена, деления клетки, образования половых клеток, законов Г.Менделя, типов изменчивости, селекционной работы нуклеиновых кислот, схема критериев вида, таблицы движущих сил эволюции, видообразования, сходство зародышей позвоночных организмов, эволюции растительного и животного мира, основных этапов эволюции человека, рас человека, пищевых взаимосвязей организмов, экологических пирамид, структуры биосферы, круговорота веществ в биосфере, карта Мурманской области, России, карта заповедников и заказников на территории РФ, раздаточный материал по многообразию живых организмов, адаптации живых организмов);

- наглядные материалы (влажные препараты организмов, гербарии, объекты живой природы, муляжи растений, грибов, плодов, коллекции семян, муляжи гомологичных и аналогичных органов, окаменелости, муляжи плодов);

 

Информационно-техническое обеспечение

- электронное учебное издание «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» Мультимедийное приложение к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой.

 

 - Интернет сайты:

    www.krugosvet.ru

    www.evolution1.ru

    www.floranimal.ru

    www.animals-plants.com

    www.all-nature.ru

    www.ebio.ru

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

- основные положения биологических теорий: эволюционная теория Ч.Дарвина; учения В.И.Вернадского о биосфере; закономерностей изменчивости; сущность законов Г.Менделя;

- строения биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую символику и терминологию;

 

Уметь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека: влияние мутагенов на организм человека; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

- описывать особей по морфологическому критерию;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (искусственный и естественный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

- соблюдения правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

 

Hosted by uCoz