Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе нормативных документов:
- Примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
- Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (Приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811).
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.
Изучение курса «Биология» в 10 – 11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе.
Цели и задачи программы: закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных в основной школе, формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач, которые помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Профилактика СПИДа, последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование – эти и другие темы помогут школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Большое внимание уделено экологическим аспектам современного мира: обзору глобальных проблем человечества, путям их решения, экологическим закономерностям и другие. Данные темы помогут школьникам более полно понять картину мира, расширить кругозор, научиться решать поставленные задачи и проблемные ситуации, анализировать свои поступки.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
Список
практических и лабораторных работ:
10 класс
1.
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах;
2.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений;
3.
Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы);
4.
Составление простейших схем скрещивания;
5.
Решение элементарных генетических задач;
6.
Изучение изменчивости;
7.
Выявление источников мутагенов в окружающей
среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм;
8.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в
биотехнологии.
11 класс
1.
Описание особей вида по морфологическому критерию;
2.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания;
3.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни;
4.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека;
5.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как
доказательство их родства.
6.
Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме;
7. Исследование изменений в экосистемах на биологических
моделях (аквариум)
8.
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем
своей местности
9.
Решение экологических задач;
10.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности;
11.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде;
12.
Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Содержание учебного материала в 10 классе
Название
темы |
Кол-во
часов |
Раздел
1. Биология как наука. Методы научного познания Тема
1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Тема
1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой
природы. Всего
|
1 4 5 |
Раздел
2. Клетка Тема
2.1. История изучения клетки. Клеточная теория. Тема
2.2. Химический состав клетки. Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической
клеток. Тема
2.4. Реализация наследственной информации в клетке. Тема
2.5. Вирусы Всего |
1 6 5 1 3 16 |
Раздел
3. Организм Тема
3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Тема
3.2. Обмен веществ и превращение энергии. Тема
3.3. Размножение. Тема
3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Тема
3.5. Наследственность и изменчивость. Тема
3.6. Основы селекции. Биотехнология. Обобщение
раздела 3 Всего
Повторение
пройденного материала. Итоговый
тест |
1 4 7 4 14 6 4 39 3 1 |
Итого |
65 + 3
резерв |
Содержание учебного материала в 11 классе
Название
темы |
Кол-во
часов |
Раздел
1. Вид Тема
1.1. История эволюционных идей Тема
1.2. Современное эволюционное учение Тема
1.3. Происхождение жизни на Земле Тема
1.4. Происхождение человека Всего
|
7 12 7 7 33 |
Раздел
2. Экосистемы Тема
2.1. Экологические факторы Тема
2.2. Структура экосистем Тема
2.3. Биосфера – глобальная экосистема Тема
2.4. Биосфера и человек Всего Заключение
Повторение
Итоговый
тест |
7 6 4 8 25 1 5 1 |
Итого |
65 + 3
резерв |
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
1. Захаров В.Б. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. Рабочая тетрадь.
2. Кулев А.В. Общая биология. Поурочное планирование. 11 класс. – СПб: Паритет, 2006
3. Семенцова В.Н. Сетевое планирование. Биология. 5 – 11 классы: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004.
4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009;
5. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: основы генетики и селекции. Учение об эволюции. Взаимоотношения организма и среды: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004;
6. Программа И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова «Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень», опубликованная в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.. Биология 6 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2007 допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная и научно-популярная литература:
1. Биология /Под ред. Проф. В.Н.Ярыгина. – М.: Медицина, 2001;
2. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989;
3. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. – М.: Высшая школа, 1989,
4. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2001;
5. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994;
Материально-техническое
- иллюстрированные материалы (портреты ученых, таблицы многообразия живых организмов, природных сообществ и взаимосвязей живых организмов, таблицы уровня организации живой материи, строения клетки, неорганических и органических веществ, биосинтеза белка, строения вирусов, энергетического и пластического обмена, деления клетки, образования половых клеток, законов Г.Менделя, типов изменчивости, селекционной работы нуклеиновых кислот, схема критериев вида, таблицы движущих сил эволюции, видообразования, сходство зародышей позвоночных организмов, эволюции растительного и животного мира, основных этапов эволюции человека, рас человека, пищевых взаимосвязей организмов, экологических пирамид, структуры биосферы, круговорота веществ в биосфере, карта Мурманской области, России, карта заповедников и заказников на территории РФ, раздаточный материал по многообразию живых организмов, адаптации живых организмов);
- наглядные материалы (влажные препараты организмов, гербарии, объекты живой природы, муляжи растений, грибов, плодов, коллекции семян, муляжи гомологичных и аналогичных органов, окаменелости, муляжи плодов);
Информационно-техническое
обеспечение
- электронное учебное издание «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы» Мультимедийное приложение к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой.
- Интернет сайты:
www.krugosvet.ru
www.evolution1.ru
www.floranimal.ru
www.animals-plants.com
www.all-nature.ru
www.ebio.ru
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
- основные положения биологических теорий: эволюционная теория Ч.Дарвина; учения В.И.Вернадского о биосфере; закономерностей изменчивости; сущность законов Г.Менделя;
- строения биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую символику и терминологию;
Уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека: влияние мутагенов на организм человека; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- описывать особей по морфологическому критерию;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (искусственный и естественный отбор) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- соблюдения правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)