Рабочая программа

                         11 класс

                                           

              Пояснительная записка

     

       Рабочая  программа  по «Основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года и Регионального базисного учебного плана 2006 года.

    

          Перечень  нормативных документов, используемых  при        составлении рабочей  программы:

·        Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

·        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

·        Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году;

·        Конституция Российской Федерации

·        Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

·        Закон Российской Федерации «О безопасности»

·        Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

·        Уголовный кодекс Российской Федерации

·        Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение  здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность. В ходе изучения предмета у обучающихся формируется адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения. Они  углубленно изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни.    

 Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

  

       Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах

направлено на достижение следующих целей:

 

·        освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

·        воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества.

·        развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях  и при прохождении военной службы; для предотвращения актов терроризма; для ведения здорового образа жизни;

·        овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.  

 

           При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается  в  следующем:

-    учет основных закономерностей развития теории безопасности;

-    интегрированность ( проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности);

-    направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

      

          При разработке структуры и содержания программы были учтены следующие принципы:

-    непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием  возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;

-    постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;

-     обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно- теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.

 

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета на этапе среднего(полного) общего образования являются:

-       умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность,

-       использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

-       участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы,

-       поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,

-       оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде,

-       выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований,

-       умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды,

-       осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии.

 

                Место предмета в базисном учебном плане

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе предусматривает изучение предмета за счет часов Регионального базисного учебного плана в количестве 35 часов (из расчета 1час в неделю) в каждом классе и 40 часов, отведенных на пятидневные учебные сборы для юношей. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов. Учебные военные сборы проводятся на базе воинской части.  Используется классно-урочная система.

   

                               Учебно-тематическое планирование.

 

Наименование раздела, темы.

кол-во часов

из них практ. занятий

 

11кл.

11кл.

1.Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.

          4+5(резерв)

 

    4

  2.Государственная система обеспечения безопасности населения.

       

         4

   

     2

    2.1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

         1

      1

    2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

         -

 

    2.3. Гражданская оборона- составная часть обороноспособности страны.

          2

        1

    2.4. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

          1

 

3.Основы обороны  государства и воинская обязанность.

         22

       2

    3.3. Воинская обязанность.

 

       2

    3.5. Военно-профессиональная ориентация.

 

 

Итого

        35

        8

                

                         Основное содержание программы

 

Раздел 1.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья .

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

 

 Раздел 2.

Государственная система обеспечения безопасности населения .

2.1.Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

           2.3.Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

          2.4.Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.

Другие государственные службы в области безопасности.

 

Раздел 3.

Основы обороны государства и воинская обязанность .

           3.3.Воинская обязанность

 Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

 Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. 

Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву.

Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Статус военнослужащих.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.  Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

         3.5.Военно-профессиональная ориентация

Ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования.

Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования.

Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.

 

  Учебно - методическое обеспечение

 

Основная литература:

1.     А.А.Волокитин, Н.Н.Грачев  «Основы безопасности жизнедеятельности. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов», М., «Дрофа», 2003 г.

2.     Г.А.Колодницкий, В.Н.Латчку «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по «Основам безопасности жизнедеятельности», М., «Дрофа», 2001 г.

3.     Н.А.Крючек, В.Н.Латчук, С.К.Миронов «Безопасность и защита населения в ЧС». Учебник для населения (под общей редакцией Г.Н.Кириллова), М., «НЦ ЭНАС», 2003 г.  

4.     А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев «Основы безопасности жизнедеятельности »Учебник для учащихся 10 класса под общей редакцией А.Т.Смирнова, М., «Просвещение», 2007 г.

5.     А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В. Ижевский «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10-11 классы», М., «Просвещение», 2002г.

6.      И.К.Топоров «Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы», М., «Просвещение», 2006 г.

7.     Е.И.Тупикин, А.Т.Смирнов «Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль качества знаний старшеклассников 10-11 класса», М., «Просвещение», 2002 г.

 

 

Дополнительная литература:

     1.   В. Байбородова, Ю. В. Индюков «Методика обучения основам    безопасности жизнедеятельности». – М.: ВЛАДОС,2003г.

     2.   С.В.Баленко «Школа безопасности», М., «Эксмо», 2005 г.

     3.   В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных    ситуациях». – М.: Экзамен, 2006г.

4.  Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев «Патриотическое воспитание школьников». М.: Айрис-пресс, 2006г.

     5.  Б.И.Мишин «Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности», М., «Астрель», 2002г.

6.     Некляев С.Э. «Поведение учащихся в экстремальных условиях природы». – М.: ВЛАДОС,2003г.

7.     В. П. Ситников «Что делать в экстремальных ситуациях». – М.: Эксмо, 2004г.

8.     Н.И.Хромов «Преподавание ОБЖ в школе и средних специализированных ОУ», М., «Айрис пресс», 2008 г.

9.     В.А.Шкенев «ОБЖ 10 класс  Поурочные планы», Волгоград, «Учитель», 2006 г.

 

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

 

 

       Кабинет ОБЖ и его оснащение:

 

1.     Учебно-методическая литература.

      Нормативная и правовая литература

            Периодические издания

 

2.            Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура

            Телевизор

            Видеомагнитофон

            Интерактивная доска

            Мультимедиапроектор

            Экран настенный

 

3.      Средства индивидуальной защиты

           Средства защиты органов дыхания.

     - ФП ГП -7,ГП-5,ПДФ-2Ш

     - респираторы У-2К

     - ватно-марлевые повязки

     - ПТМ-1

      Средства защиты кожи (костюм защитный Л-1)

     Медицинские средства (ИПП-8, АИ-2)

     - автомобильная аптечка

     - носилки

     -индивидуальный перевязочный пакет

 

4.   Противопожарные средства

     - Огнетушители ОХП – 10,ОВЭ – 6,ОУ – 5

 

5.     Стенды, плакаты 

     Действия населения при стихийных бедствиях.

    Действия населения при авариях и катастрофах.

    Первая медицинская помощь при ЧС.

    Правила поведения при пожаре в ОУ.

    Ориентирование на местности.

    Ордена и медали России.

    Основы военной службы.

    Стенд «Классификация ЧС»

    Стенд «Первая медицинская помощь»

    Стенд «Уголок безопасности дорожного движения»

    Карта Мурманской области, физическая карта России

    Раздаточный материал по ГО

    Основы пожарной безопасности для школьников

    План эвакуации

    Комплект наглядно-методических пособий «Детство без алкоголя»

    Комплект наглядно-методических пособий «Подростковая наркомания»

    Комплект из 4 плакатов «Первичные средства пожаротушения»

    Комплект из 6 плакатов «Первая реанимация и первая медицинская помощь»

 

6.     Аудиовизуальные пособия

    Видеофильм «ЧС природного и техногенного характера»

    Видеофильм «Грозные силы природы»

    Видеофильм «Правила безопасного поведения»

    Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире»

    Видеофильм «Улица полна неожиданностей»

    Видеофильм «Дорожные знаки»

    Видеофильм «Первая медицинская помощь»

    Видеофильм «ЗОЖ»

    Видеофильм «Основы противопожарной безопасности»

    Диск DVD  «Алкогольный террор против России»

    Диск DVD  «Профилактика наркомании»

         Диск DVD  «Сам себе МЧС»

         Диск DVD  «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»

         Диск DVD  «Безопасность дорожного движения»

         Диск DVD  «Школа безопасности»

         Диск DVD  «Последствия лесных пожаров»

         Диск DVD  «Последствия наводнений»

         Диск DVD  «Правила дорожного движения»

 

7.     Средства программного обучения и контроля знаний.       

         Презентация «Безопасность на льду, воде»

         Презентация «Программы здорового образа жизни»

         Презентация «Профилактика табакокурения»

         Презентация «Безопасность дорожного движения»

         Презентация «Пожарная безопасность»

         Презентация «Смерчи»

         Презентация «Пожары и взрывы»

         Компьютерная игра «Спасик и его команда»

         Компьютерные игры по ПДД

         Тесты

         Практические ситуации и задачи

         Олимпиадные задания для 7-8 классов в компьютерном виде

 

8. Тренажеры

        Тренажер «Максим- 2» для проведения искусственной вентиляции и наружного       массажа сердца

Интернет-ресурсы

 

1.   http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).

2.     http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).

3.     http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).

4.     http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности

5.     http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2  Обучение через Интернет

6.     http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»

7.     http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»

8.     http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Николаевича

9.     http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД

10.     http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России по Томской области

11.     http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)

12.     http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях

13.     http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности

14.     http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям

15.     http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)

16.     http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)

17.     http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)

18.      info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни

19.     vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.

20.     www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности

  Требования к уровню подготовки выпускников.

 

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне (в непрофильном общеобразовательном учреждении) выпускник средней (полной) общеобразовательной школы в целом должен:

 

знать (понимать):

·        основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; факторы, влияющие на состояние репродуктивного здоровья; задачи РСЧС  и гражданской обороны;   

·        потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

·        основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

·        основы российского законодательства об обороне государства и  воинской обязанности граждан;

·        порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

·        состав и предназначение Вооруженных сил РФ;

·        основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

·        основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы;

·        требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

·        предназначение, структуру и задачи РСЧС;

·        предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

                                                            

уметь:

·        применять способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

·        пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

·        оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

 

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        ведения здорового образа жизни;

·        оказания первой медицинской помощи;

·        развитие в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

·        вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

 

Hosted by uCoz