ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа рассчитана на
изучение русского языка на профильном уровне в объёме 102 часа (3 часа в
неделю) и составлена на основе федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) образования (профильный уровень).
Изучение русского языка в старшей школе на профильном
уровне направлено на достижение следующих целей:
·
воспитание
гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения;
·
развитие и
совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного
образования.
·
Углубление знаний
о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, её функциях;
функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения
в различных сферах и ситуациях общения;
·
Овладение
умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые
явления и факты с учётом их различных
интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым
явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые
нарушения;
·
Применение
полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в
профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и
целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
*функции языка; основные сведения
о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка,
формах существования русского национального языка, литературном языке и его
признаках;
* системное устройство языка,
взаимосвязь его уровней и единиц;
* понятия языковой нормы, её
функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
* компоненты речевой
ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
* основные аспекты культуры
речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам
различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой,
социально-культурной и деловой сферах общения;
Уметь
·
разграничивать
виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих
неоднозначную интерпретацию;
·
разграничивать
варианты норм, преднамеренные непреднамеренные нарушения языковой нормы;
·
проводить
лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и
художественных текстов;
·
оценивать устные
и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
·
объяснять
взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
·
аудирование и чтение
·
использовать
разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное
и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
·
извлекать
необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленной в электронном виде на
различных информационных носителях;
·
владеть основными
приёмами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
·
создавать устные
и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в социально-культурной, учебно-научной ( на материале
изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный
текст;
·
применять в
практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной
речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
·
применять в
практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
·
соблюдать нормы
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем.
Приоритетным в данном курсе
является формирование и совершенствование лингвистической компетентности
учащихся.
Тематический план
№п\п |
тема |
Количество часов |
Развитие речи |
контрольные |
1 |
Введение |
1 |
|
|
2 |
Лексика |
10 |
- |
- |
3 |
Принципы русского
правописания |
4 |
2 |
2 |
4 |
Повторение изученного |
23 (21) |
|
2 |
5 |
Повторение синтаксиса и
пунктуации |
22 |
2 |
2 |
6 |
Обобщающее повторение
орфографии |
16 |
- |
- |
Учебно-методическое
обеспечение:
1.Бабайцева В.В . Русский язык.10-11 кл.: учебник
для общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.: Дрофа, 2008
2. Бабайцева
В.В., Беднарская Л.Д., Рудомазина
Н.Е. Русский язык: Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2003.
3.ЕГЭ. 2008, 2009. Русский
язык: учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор ИСОП. –
М.: Интеллект-Центр, 2009.
4. Гольцова
Н.Г.Шамшин И.В., Мищерина
М.А., Русский язык. 10-11кл.:учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Рууское слово,
2009
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 Введение. (1ч)
Язык как общественное явление.
Русский язык в современном
мире. Проблемы экологии языка
2 Лексика. (10)
Лексика русского языка с точки
зрения её происхождения, активного и пассивного запаса
Лексические средства
выразительности речи.
3. Правописание и орфография.(4)
Разделы современной русской
орфографии и основные принципы написания:
правописание
морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных
и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения
слов;
Принципы русской пунктуации.
Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: знаки
препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки
препинания между частями сложного предложения ;4) знаки
препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте; Абзац
как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков
препинания. Авторское использование знаков препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Повторение изученного(23+21)
Знаки препинания в конце
предложений. Знаки препинания внутри простого предложения.
знаки препинания между частями сложного предложения.
Сочетание знаков препинания. Авторские знаки препинания.
Повторение фонетики, графики,
орфографии. Классификация звуков, двойная роль я, е, ё, ют Транскрибирование.
Акцентологические нормы.
Повторение морфемики
и словообразования. Морфемы корневые и аффиксальные. ,
словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Продуктивные способы
образования частей речи в русском языке.
Повторении лексикологии, фразеологии, этимологии.
Фразеологические единицы русского языка. Основные признаки фразеологизмов.
Источники фразеологизмов.
Повторение морфологии. Проблем
классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи.
Грамматическая омонимия.
Переходные явления в области
частей речи.
Морфологические средства
выразительности речи.
Повторение синтаксиса и пунктуации (22).
Синтаксические единицы.
Синтаксические связи и их типы
Вопрос о словосочетании. Типы
подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия
словосочетаний.
Предложение как единица
синтаксиса. Предикативная основа предложения. Трудные случаи координации
подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов
предложения.
Типы простых
и сложных предложений .Прямая и косвенная речь.
несобственно-прямая речь.
Синонимия синтаксических
конструкций.
Обобщающее повторение
орфографии. (16)
Разделы современной русской
орфографии и основные принципы написания:
правописание морфем; слитные дефисные и раздельные написания.