Изобразительное искусство и художественный труд

Пояснительная записка

   Программа составлена на основании Примерной программы общеобразовательных учреждений (Москва, 2004г.) на основе регионального базисного учебного плана 2006г.

Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школа 2100» и решают задачи, связанные с:
– формированием общего представления о культурно-материальной среде;
– формированием эстетического компонента личности;
– начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно-творческой деятельностью

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
• расширение общекультурного кругозора учащихся;
• развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;
• общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
• формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

Программа состоит из трёх  блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок – художественно-творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок – трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания технологических основ умений и компонентов художественно-изобразительной деятельности.

Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности;

 б) отдельных приемов изобразительной деятельности;

 в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приемы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.

 

Содержание учебного материала

 

Раздел

Количество часов

1.

Жизнь и искусство.

29часов

2.

Гармония во всём.

27часа

3.

« Давным- давно…»

10часов

 

Итого

66 часов

 

Экскурсий- 1 час.

 

                        Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

По трудовой деятельности должны знать:
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей), их свойства и назначения;

- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное  соединение деталей;

- названия и назначения ручных инструментов и приспособления – шаблон, правила работы ими;

- технологическая последовательность изготовления несложных деталей: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки сгибанием, по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА;

- виды отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами.

Должны уметь:

-организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать с  ручными инструментами;

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно определять количество деталей, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей, использовать пресс для сушки изделий.

По художественно- творческой  изобразительной деятельности должны знать:

- особенности материалов ( изобразительных и графических), их возможности для создания образца; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Должны уметь:

- реализовывать замысел образца с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в связи художественно- творческой и трудовой деятельности.

 

Учебно- методическое обеспечение

 

1.О.А.Куревина, Е.А. Лутцева. Прекрасное рядом с тобой. Учебник- тетрадь для 1 класса.- М.: Баласс, 2005.

2. О.А.Куревина, Е.А. Лутцева. Прекрасное рядом с тобой. Рабочая тетрадь для 1 класса.- М.: Баласс, 2005.

3.О.А.Куревина, Е.А. Лутцева. Прекрасное рядом с тобой. 2 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2002

4.Л.В. Бакланова. Поделки из природных материалов. Тула: « Родничок», 2008.

5.М.И. Нагибина. Из простой бумаги мастерим как маги.- Ярославль: Академия Холдинг.2001.

6.Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. ЯрославльАкадемия развития. 2001.

 

Информационно- техническое обеспечение

 

1. «Мышка Мия. Юный дизайнерPCCD

2. «Трое из Простоквашино. Дядя Фёдор учится рисовать». PCCD

3. «Уроки рисования с профессором Раскраскиным.» PCCD

 

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный                     портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

Hosted by uCoz