Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету: изобразительное искусство и художественный труд  для 1 класса  разработана  на основании Примерной программы общеобразовательных учреждений ( Москва, 2004 год),  авторской программы под руководством и ред. Б.М. Неменского,  на основе регионального базисного учебного плана 2006 года.

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Цель преподавания изобразительного искусства и художественного труда  в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

В задачи преподавания входит: формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; формирование художественно- творческой активности школьника; овладение образным  языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные выражения: изображение на плоскости и в объёме ( рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам.

Задачи художественного развития учащихся в 1 классе

Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

-   эмоционально откликаться на красоту времён года, на интересные волнующие события;

-   эмоционально откликаться на явления в окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.

Формирование художественно-творческой активности:

-   творчески включаться в наблюдение примет времён года; откликаться на события окружающей жизни.

Формирование художественных знаний умений и навыков:

-   учиться владеть гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином;

-   учиться изображать особенности разных времён года посредством выбора соответствующей техники, средств выражения;

-   учиться изображать человека во взаимодействии с природой;

-   учиться наблюдать и изображать явления окружающей жизни, лепить и конструировать фигурки животных, декоративно оформлять свой класс к праздничным датам.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально - пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится азвитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как "Братья-мастера" изображения, украшения, постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают сначала структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем помогать и в более сложном осознании искусства.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность данной программы, основные цели и задачи каждого года и четверти, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

Чтобы сделать процесс обучения  результативным используются следующие технологии:

метод проектов, обучение в сотрудничестве, игровая технология, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.

Применение этих инноваций немыслимо без использования новых  информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер.

Так как каждый урок программы Б.М.Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.

      В результате я определила формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:

·       использование медиа-ресурсов как источника информации;

·       компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

·       организация проектной деятельности учащихся;

·       использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности;

·       по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа,  рассказ, демонстрация;

·       по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),

·       практические: игры;

·       по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный.

Методы: обьяснительно-иллюстративный.

Формы контроля уровня обученности

1.     Викторины

2.     Кроссворды

3.     Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

4.     Тестирование

Содержание учебного  материала

1-й класс (66 ч)

 Название раздела

Количество часов

1

Ты изображаешь.- Знакомство с "Мастером Изображения"

20 час

2

Ты украшаешь. - Знакомство с "Мастером Украшения"

16 час

3

Ты строишь. -  Знакомство с "Мастером Постройки"

20 час

4

Обобщение. Мастера Изображения, украшения, постройки" всегда работают вместе (10 ч)

10 час

 

 

66 часов

 

 

Темы четвертей

 

1 четверть

«Наблюдаем и изображаем осень»

18 час

2 четверть

«В чём красота зимы?» 

14 час

3 четверть

«Мы и наши друзья » 

18 час

4 четверть

«Какого цвета весна и лето?» 

14 + 2( часов)

 

 

66

Практическая часть программы: экскурсии – 3, урок-беседа – 4, опыты – 10.

Тема 1. Ты изображаешь.

Знакомство с "Мастером Изображения" (20 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать детям ви­деть, рассматривать мир. Чтобы видеть, надо не только смотреть, но и рисовать самому. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания огром­ной роли изобразительной деятельности в жизни людей, и в дальнейшие годы учитель будет развивать это пони­мание. В открытия входит и то, что в искусстве суще­ствует не только Художник, но и Зритель. Быть хоро­шим зрителем тоже нужно учиться, и Мастер Изображе­ния учит этому.

Задачей Мастера является и обучение детей первич­ному опыту владения доступными их возрасту материала­ми. Опыт этот будет углубляться и расширяться во всей дальнейшей работе.

Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассмат­ривать

Развитие наблюдательности и аналитических возмож­ностей глаза. Рассматриваются и изображаются фраг­менты природы, животные: чем они похожи и чем отли­чаются друг от друга.

Материалы: бумага, фломастеры или цветные каран­даши, мелки.

Зрительный ряд: слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.

Музыкальный ряд: К. Сен-Сане. «Карнавал животных».

Литературный ряд: стихи про зверей; про носы и хвосты.

Изображать можно пятном

Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и поста­раться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки.  (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)

Материалы: карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.

Зрительный ряд: иллюстрации Е. Чарушина, В. Ле­бедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художни­ков, работающих пятном, к книгам о животных.

Изображать можно в объеме

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. По­смотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: слайды природных объектов выра­зительных форм или настоящие камешки, картофелины, корни, форма которых что-нибудь напоминает.

Изображать можно линией

Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о се­бе»— рисунок или последовательность рисунков.

Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш.

Зрительный ряд: линейные иллюстрации к детским книгам — рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Бар-то, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.

Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье.

Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома.

Наши краски

Проба красок. Радость общения с красками. Овладе­ние навыками организации рабочего места и пользова­ния красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного мно­гоцветного коврика.

Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выра­жаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.

Материалы: цветные фломастеры, гуашь, цветные карандаши или мелки, белая бумага.

Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.

Художники и зрители (обобщение темы)

Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искус­ства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.

Зрительный ряд: В. Ван Гог. «Подсолнухи»; Н. Рерих. «Заморские гости»; В. Васнецов. «Три богатыря»; П. Кончаловский.  «Сирень»; М. Врубель.  «Царевна-Лебедь».

Тема 2. Ты украшаешь.

Знакомство с "Мастером Украшения" (16 ч)

Мастер Изображения, с которым дети познакомились ранее,— это Мастер Познания, помогающий вниматель­но вглядываться в жизнь. Мастер Украшения делает в жизни совсем иное — он Мастер Общения, так как орга­низует общение людей, помогая им открыто выявлять свои роли.

Сегодня мы идем в поход, завтра — на работу, потом — на бал и одеждой говорим об этих своих ролях, о том, кто мы сегодня, что будем делать. Нагляднее, конечно, эта работа Мастера Украшения проявляется на балах, карнавалах, в театральных постановках. Да и в природе мы отличаем, например, одних птиц или бабочек от дру­гих по их украшениям.

Мир природы полон украшений

Развитие наблюдательности, приобретение детьми опы­та эстетических впечатлений. Украшение крыльев ба­бочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заго­товки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в при­роде.

Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, цвет­ная или белая бумага.

Зрительный ряд: слайды «Бабочки», коллекции бабо­чек, книги с их изображением.

Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.

Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды и книги с изображениями различных птиц.

Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игровым моментом (звон колокольчи­ка, имитация пения птиц и т. д.).

Красоту надо уметь замечать

Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рас­сматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства факту­ры. Накопление опыта зрительных поэтических впечат­лений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Материалы: для учителя — валик для накатки, раз­веденная  водой  гуашь   или  типографская   краска;   для детей — дощечка из пластмассы, линолеума или кафель­ная плитка, листки бумаги, карандаш.

Зрительный ряд: слайды различных поверхностей: кора, мох, рябь на воде, а также слайды, показывающие ящериц, змей, лягушек и т. д. При возможности — ко­ру, спилы дерева, камни.

Как, когда, для чего украшает себя человек

Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматрива­ем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.

Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды или иллюстрации с персо­нажами известных сказок.

Литературный ряд: фрагменты сказок с описанием внешнего вида героя.

Музыкальный ряд: песенки сказочных героев.

Мастер Украшения помогает сделать праздник

Украшение комнаты. Изготовление праздничных но­вогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, фольга, серпантин.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные ранее.

Литературный ряд: стихи о празднике Новый год.

Музыкальный ряд: рождественские и новогодние празд­ничные песни, фрагменты балета П. Чайковского «Щел­кунчик».

Тема 3. Ты строишь.

Знакомство с "Мастером Постройки" (20 ч)

Мастер Изображения — Мастер Познания, Мастер Украшения — Мастер Общения, а Мастер Достройки — это Мастер Созидания предметной среды жизни.

В этой четверти его братья снимают с него шапку-не-нидимку и передают ему бразды правления. Люди могут познавать мир и общаться, только имея человечески организованную среду. Каждый народ строит с перво­бытных времен. Строят и дети в своих играх из песка, кубиков, стульев — любого подручного материала. Перед началом изучения учитель (с помощью детей) дол­жен собрать как можно больше «строительного материа­ла» (например, коробки от молока, йогуртов, от ботинок и т. д.).

Дом для себя

«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персо­нажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Раз­ные дома для разных дел. Развитие воображения.

Материалы: цветная бумага, гуашь, кисти или фло­мастеры, цветные карандаши.

Зрительный ряд: иллюстрации детских книг с изоб­ражением жилищ.

Музыкальный ряд: детские песенки о строителях-фантазерах.

Какие можно придумать дома

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадрат­ный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длин­ный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка.

Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам «Винни-Пух...» А. Милна (русский пересказ Б. Заходера), «Не­знайка в Цветочном городе» Н. Носова, «Чиполлино» Дж. Родари, «Волшебник Изумрудного города» А. Вол­кова.

Литературный ряд: описания сказочных городков.

Музыкальный ряд: музыка к мультфильму «Чипол­лино», к балету «Чиполлино» К. Хачатуряна.

Мастер Постройки помогает придумать город

«Сказочный город» — создание на бумаге образа го­рода для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.

Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, цвет­ная или белая бумага, коробки разных форм, плотная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.

Литературный ряд: описания сказочного города из литературного произведения.

Все, что мы видим, имеет конструкцию

Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструк­цию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на апплика­цию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геомет­рических форм, заранее заготовленных.

Материалы: различные коробки, цветная и белая плотная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды животных или художест­венных изображений животных.

Все предметы можно построить

Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цве­тов и игрушек.

Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды различных предметов, соответствующих заданию. 

Литературный ряд: стихи о веселых и трудолюбивых мастерах.

Дом снаружи и внутри

Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображе­на дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?

Материалы: белая или цветная бумага, карандаши ли цветные мелки.

Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.

Город, где мы живем

Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.

Материалы: бумага, гуашь, кисти или мелки (по выбору учителя).

Литературный ряд: стихи о своем городе.

Музыкальный ряд: песни о своем городе.

Обобщение темы

Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учат­ся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в ху­дожников и зрителей. Можно сделать обобщающее пан­но «Наш город» или «Москва».

Тема 4. "Мастера Изображения, украшения, постройки" всегда работают вместе (10 ч)

Цель темы — показать детям, что на самом деле на­ши три Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого Мастера своя работа, свое на­значение. И в конкретной работе один из Мастеров всег­да главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа Мастера Постройки? Сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был Мастер Украшения, как ему помогали Мастер Изображения и Мастер Постройки? Главное — это вспомнить с ребята­ми, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.

Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе

Обобщением здесь является первый урок. В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за весь год — своего рода отчетная выставка. Желательно, что­бы каждый ребенок имел какую-то выставленную работу. Дети учатся рассказывать о своих произведениях и о ри­сунках своих товарищей.

А в конце урока демонстрируются слайды произведе­ний «взрослого» искусства, и дети должны выделить «участие» каждого Мастера в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изобра­жает; картина с архитектурной постройкой; фонтан ее скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором* скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью.

Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисо­вать его

Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.

Материалы: бумага, гуашь, кисти; ножницы, клей, цветная бумага, фольга.

Зрительный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по этой сказке.

Литературный ряд: сказка, выбранная учителем.

Уроки любования. Умение видеть

Наблюдение живой природы с точки зрения работы трех Братьев-Мастеров. Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы!

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

  К концу учебного года учащиеся должны знать:

 

- значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;

-   отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-   основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-   эмоциональное значение тёплых и холодных тонов

-   особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-   правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;

-   способы и приёмы обработки различных материалов.

 

Уметь:

 

-   организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами, шилом, стекой, линейкой;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-   составлять композиции с учётом замысла;

-   рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические(точка, крут, прямые и волнистые линии) и растительные( листок, травка, усики, завиток);

-   конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

-   конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

-   выполнять стежки « вперёд иголку» и « за иголку»;

-   конструировать из природных материалов;

-   пользоваться простейшими приёмами лепки.

Учебно – методическое обеспечение

Учебно-методический комплект:

1. Неменская Л.А.. Учебник «Изобразительное искусство» («Ты изображаешь, украшаешь и строишь»); Москва, «Просвещение», 2007 г.

2. Неменская Л.А.. Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство» («Ты изображаешь, украшаешь и строишь»); Москва, «Просвещение», 2008 г.

Методическая литература

1.    Александрова А. Г., Капустина Н. В.  Изобразительное искусство и художественный труд в  начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1–4 классах по программе Б. М. Неменского / – Волгоград: Учитель, 2006. М.А.

2.     Бантова, Г.В.Бельтюкова. Волкова и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2008г.

3.    Неменский Б. М  Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.

4.    Островская  О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4кл.: пособие для учителя  - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004

 Дополнительные пособия для учителя:

1.  Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. .: Просвещение, 1995.

 

2.  Ростовцев, Н. П. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. .: Агар, 1998

 

3.  Неменский , Б. М.  Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.

 

4.  Неменский Б. М., Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.

 

5.  Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. жевск, 1992

 

Дополнительные пособия для учащихся:

 

1.  Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ТОО «Изда­тельский и книготорговый центр A3», 1997.

 

2.  Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

 

3.  Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. .: Мозайский, 1999.

 

4.  Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.

 

Материально-техническое обеспечение

1.  Класс  с мультимедиа установкой

2.  Магнитофон

3.Материалы:   гуашь, тушь, акварель, пластилин, глина, тесто, цветная бумага, природный материал.

                                                               

Информационно – техническое обеспечение

ЦОР:

1.     Н. В Лободина, Т. С.Гулуева  Окружающий мир. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Перспективная начальная школа". Компакт-диск для компьютера..-М.: Учитель, 2010

2.       Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

3.     Обучающие раскраски. Компакт-диск для компьютера  Издательство «Учитель» Серия: Дошкольник –М.: Учитель, 2010 .

4.     Уроки технологии 1-4 классы мультимедийное приложение к урокам ООО»Глобус», 2008

 

Презентации:

1.       Т. А.Авдеева "Мои друзья – животные. Кошки".

2.       В. Г. Касаткина Дымковская игрушка. Барыня.

3.       Н. Г.Исакова Сказочная страна. Презентация к уроку в 1 классе по программе Б.М. Неменского.  

4.       Виды изобразительного искусства.

5.       Цветовая гамма.

6.       Многообразие оттенков цвета.

7.       Левитан Последние лучи солнца.

8.       Собери букет.

9.       Портрет, пейзаж, натюрморт.

10.  Виды искусства.

11.  Наброски пятном.

12.  Убери с палитр картин лишние цвета  и др.

 

Hosted by uCoz