Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету: литературное чтение для
1 класса
разработана на основании
Примерной программы общеобразовательных учреждений ( Москва,
2004 год), на основе регинального
базисного учебного плана 2006 года и авторской программы Климановой
Л.Ф.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению,
ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного
искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей
своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес
к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. От качества
обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к
книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического
слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем
потребности в систематическом чтении
произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим
духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю
личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает
большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Курс литературного чтения для 1—4 классов
является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной
школы.
Важной особенностью начального этапа обучения
является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя,
который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из
сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким
образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером
писателя и поэта превращаются в средство
создания образов,
заменяют ему краски,
как у художника, и звуки, как у
композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы,
обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный),
который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Методические
подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом
литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении
литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится
лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя
должно быть обращено на словесно-образную природу художественного
произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные
проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных
книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих
принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический
принцип определяет стратегию отбора произведений для
чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные
тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные
интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые
раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений,
рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют
в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает
активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий
принцип с учетом особенностей начального этапа обучения
реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план
художественный образ.
Слово становится объектом внимания читателя и
осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через
который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Литературоведческий принцип идет на смену
лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда
предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной
выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)
Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе
произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением
не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
Работа над художественным произведением не
должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств
художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка
должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно
сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое
выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры:
сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При
анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями
о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Курс литературного чтения не предполагает
знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников
еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и
обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный
для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.
Коммуникативно-речевой
принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся,
на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из
которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в
интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя,
осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие
навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных
синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами),
интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение
скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения
про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения
и овладение рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в
течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать
смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих
умений (деление текста на части, озаглавливание,
составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают
приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи,
возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов
выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на
проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем
и героями его произведений.
В программу литературного чтения включаются
такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе
с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся».
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности
детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх,
приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие
накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской
самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться
и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями
об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых
фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат
первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях
словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении,
олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Отличительной особенностью программы
литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой
деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот
раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности
детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе
проявления собственных творческих способностей.
На
внеклассное чтение отводится 20
минут один раз в неделю.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение
следующих основных задач:
— развивать у детей
способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать
героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и
понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие
художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение
воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать
творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное
мышление;
— развивать поэтический
слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной
словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать потребность в
постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству,
творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
— обогащать чувственный
опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
— формировать эстетическое
отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно
глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей
через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике,
обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие
речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными
типами текстов;
— создавать условия для
формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений,
формировать «читательскую самостоятельность».
Для углубления читательского опыта детей в программу введены
некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.
Методы обучения: словесный; наглядный; частично-поисковый.
Рабочая программа предполагает
использование технологий:
- интегрированное обучение;
- игровая технология;
- здоровьесберегающая и др.
Организация
учебного процесса: классно- урочная.
Содержание учебного
материала
I КЛАСС (36 ч)
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Жили-были
буквы |
6 час |
2 |
Сказки,
загадки, небылицы |
5час |
3 |
Апрель,
апрель! Звенит капель |
4час |
4 |
И в шутку и
всерьез |
5 час |
5 |
Я и мои друзья |
7 час |
6 |
О братьях наших меньших |
9 час |
Круг произведений для чтения
В круг чтения детей
входят произведения отечественных зарубежных писателей, составляющие золотой
фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы,
сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы
по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и
интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Жили-были буквы (6 ч)
Стихи, рассказы и сказки,
написанные В. Данько, И. Токмаковой,
С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки,
небылицы (5 ч)
Произведения устного народного
творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и
сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки,
песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель!
Звенит капель (4 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой,
Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина
о русской природе.
И в шутку и всерьез (5 ч)
Произведения Н.
Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова,
И. Пивоваровой.
Я и мои
друзья (7 ч)
Рассказы и стихи, написанные
Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым,
А. Барто, С.
Маршаком, Я. Акимом, о
детях, их взаимоотношениях, об
умении общаться друг с другом и со
взрослыми.
О братьях наших меньших (9 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой,
рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой,
М.
Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова,
Н. Сладкова Д,. Хармса, К. Ушинского.
На внеклассное чтение в 1
классе отводится 20 минут один раз и неделю.
Учебно- методическое обеспечение
Учебник:
1. Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г., «Литературное чтение» учебник по чтению, 1
класс, М., «Просвещение», 2009.
2. Нефедова Е.А., Узорова
О.В. Тесты по литературному чтению: 1 класс: К
учебнику Л.Ф. Климановой и др. "Родная речь: 1 класс" АСТ
Астрель,2007.
Методическая
литература:
1. Бантова М.А., Бельтюкова
Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция и программы для
нач. кл. В 2 ч.- 3-е
изд.-М.: Просвещение, 2008г.
2. Клюхина И.В.
Поурочные разработки по литературному чтению: 1кл.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2006.
3. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по
внеклассному чтению 1 класс. универсальное
пособие, - М.: ВАКО, 2008.
Дополнительная
литература:
1. Блинова И.В. Занимательные сказочные материалы к урокам
литературного чтения и математики в 1-4
классах- Волгоград: Учитель, 2006.
2. Брауде Л.Ю. , Антипова И.А., Белоусов А.Ф. и
др. Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальных классов:
Приложение к книгам для чтения серии 'Свободный ум' - М: Баласс
3. Остер Г.Б Вредные советы про воспитанных
детей. - М.: Издательство: Астрель, АСТ, 2005.
4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Контрольное списывание по русскому языку. 1
класс, - М: АСТ, 2008.
Материально-техническое
обеспечение
1.
Класс с мультимедиа установкой
2.
Магнитофон
Информационно – техническое
обеспечение
ЦОР
1.
Начальная школа
Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и
Мефодий», 2009
2.
Супердетки:
Тренировка быстрого чтения Увлекательная развивающая игра для детей Компьютерная игра CD-ROM,
3. Детям и их родителям. Тренировка быстрого чтения (2 в
1) обучающие программы: "Супердетки" + "Спецподготовка"
Компьютерная программа CD-ROM,
4. Времена года. Русская поэзия для детей CD. Аудиокниги
для детей -Отечественная литература для детей
(314), Весть-ТДА
2004г.
5. Презентации:
· С.Я. Маршак
«Где обедал воробей?», 2009г.
· Вероника (beremka) «К.И. Чуковский
«Телефон»,
·
Дятлова Е. Л. «Пришвин "Моя Родина" (из
воспоминаний)», 2008г.
·
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», 2008г. и др.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В
начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской
деятельностью:
уметь:
I полугодие.
Плавное слоговое чтение
слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами.
II полугодие.
Правильное, плавное слоговое
чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения
незнакомого текста- 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно
предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над
словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период, уметь
осваивать литературное произведение.
· навык осознанного чтения в
определенном темпе (вслух и про себя);
· умение выразительно читать и
пересказывать текст,
· учить наизусть стихотворение,
прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется:
· правильности передачи основного
содержания текста,
· последовательности и полноте развития
сюжета,
· выразительности при характеристике
образов.
Кроме техники чтения, учитель
контролирует и собственно читательскую деятельность школьника:
· умение ориентироваться в книге,
знание литературных произведений, их жанров и особенностей,
· знание имен детских писателей и поэтов
и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной
школы имеет специфические особенности. В первом классе чтение выступает
объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием
прочитанных слов, предложений и небольших текстов). Кроме того, в первом классе
основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения
навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от
10-15% в первом классе).
Учитывая особенности уровня
сформированности навыка чтения школьников, ставлю конкретные задачи контролирующей
деятельности:
· в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения
· осознание общего смысла читаемого текста,
понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих
одно предложение от другого.