Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету: литературное чтение  для

1 класса  разработана  на основании Примерной программы общеобразовательных учреждений ( Москва, 2004 год),  на основе регинального базисного учебного плана 2006 года и авторской программы  Климановой Л.Ф.

Курс литературного чтения  призван продолжить обуче­ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры­вается во всей своей полноте и многогранности. Литератур­ное чтение пробуждает у детей интерес к словесному твор­честву и к чтению художественных произведений. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свой­ственную дошкольникам, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духов­ным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, со­знание, волю. Оно по своей природе оказывает большое вос­питательное воздействие на школьника, формирует его лич­ность.

Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения являет­ся то, что ребенок переходит с позиции слушателя в катего­рию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользу­ются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство   создания   образов,   заменяют   ему   краски,   как   у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы, обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставля­ет его размышлять.

Методические подходы к анализу произведения, преду­смотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произ­ведения, возникающей, когда предметом рассмотрения стано­вится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Вни­мание начинающего читателя должно быть обращено на сло­весно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нрав­ственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стра­тегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно худо­жественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тек­сты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красо­ты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребен­ке собственное отношение к действительности. Этот прин­цип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литера­турного произведения, выдвигает на первый план художе­ственный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмыс­ливается им как средство создания словесно-художественно­го образа, через который автор выражает свои мысли, чув­ства, идеи.

Литературоведческий принцип идет на смену лингвисти­ческому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образ­ные, но и нейтральные слова и выражения.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и дру­гих средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и аде­кватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические про­изведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми пред­ставлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходи­мых жизненных наблюдений и обобщений. Монографиче­ский принцип изучения литературных произведений, харак­терный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное дей­ствие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических прие­мов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращива­ние скорости чтения и овладение рациональными приема­ми чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию уме­ния постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные ком­муникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразитель­ного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведе­ние уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возмож­ности детей и их знания об окружающем мире, о своих свер­стниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны попол­ниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отно­шения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятель­ности детей, которые помогут им воспринимать художе­ственное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

На внеклассное чтение отводится 20 минут один раз в неделю.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  развивать у детей способность полноценно восприни­мать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

   формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоци­ативное мышление;

  развивать поэтический слух детей, накапливать эстети­ческий опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

   обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  формировать эстетическое отношение ребенка к жиз­ни, приобщая его к классике художественной литературы;

  обеспечивать достаточно глубокое понимание содержа­ния произведений различного уровня сложности;

  расширять кругозор детей через чтение книг различ­ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо­гащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  работать с различными типами текстов;

  создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

Методы обучения: словесный;  наглядный; частично-поисковый.

Рабочая программа предполагает использование технологий:

- интегрированное обучение;

- игровая технология;

- здоровьесберегающая и др.

Организация учебного процесса:  классно- урочная.

 

Содержание учебного материала

I КЛАСС (36 ч)

 

Название раздела

Количество часов

1

Жили-были буквы

6 час

2

Сказки, загадки, небылицы

5час

3

Апрель, апрель! Звенит капель

4час

4

И в шутку и всерьез

5 час

5

Я и мои друзья

7 час

6

О братьях наших меньших

9 час

                                                   Круг произведений для чтения

В круг чтения детей входят произведения отечественных зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Жили-были буквы (6 ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Ток­маковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (5 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (4 ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токма­ковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Луни­на о русской природе.

И в шутку и всерьез (5 ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (7 ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым,  Р. Сефом, Ю. Энтиным,  В.  Берестовым,  А.  Барто,  С.  Маршаком,  Я.  Акимом, о  детях,  их  взаимоотношениях,  об  умении  общаться  друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (9 ч) 

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М.

Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова Д,. Хармса, К. Ушинского.

На внеклассное чтение в 1 классе отводится 20 минут один раз и неделю.

Учебно- методическое обеспечение

Учебник:

1.     Климанова Л.Ф.,  Голованова М.В., Горецкий В.Г.,  «Литературное чтение» учебник по чтению, 1 класс, М., «Просвещение», 2009.

 

2.     Нефедова Е.А., Узорова О.В.   Тесты по литературному чтению: 1 класс: К учебнику Л.Ф. Климановой и др. "Родная речь: 1 класс" АСТ Астрель,2007.

Методическая литература:

1.     Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.,  Волкова С.И.  и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2008г.

 

2.     Клюхина И.В.  Поурочные разработки по литературному чтению: 1кл.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2006.

 

3.     Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению 1 класс. универсальное пособие, - М.: ВАКО, 2008.

Дополнительная литература:

1.       Блинова И.В.  Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики  в 1-4 классах- Волгоград: Учитель, 2006.

2.        Брауде Л.Ю. , Антипова И.А., Белоусов А.Ф. и др. Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальных классов: Приложение к книгам для чтения серии 'Свободный ум' - М:  Баласс

3.       Остер Г.Б Вредные советы про воспитанных детей. - М.: Издательство: Астрель, АСТ, 2005.

4.       Узорова О.В., Нефёдова Е.А.  Контрольное списывание по русскому языку. 1 класс, - М: АСТ, 2008.

Материально-техническое обеспечение

1.  Класс  с мультимедиа установкой

2.  Магнитофон

Информационно – техническое обеспечение

ЦОР

1.     Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

 

2.    Супердетки: Тренировка быстрого чтения Увлекательная развивающая игра для детей  Компьютерная игра CD-ROM, 2007 г. Издатель: Новый Диск; Разработчик: MultiSoft

 

3.    Детям и их родителям. Тренировка быстрого чтения (2 в 1) обучающие программы: "Супердетки" + "Спецподготовка" Компьютерная программа CD-ROM, 2008 г. 

 

4.    Времена года. Русская поэзия для детей CD. Аудиокниги для детей течественная литература для детей (314),  Весть-ТДА 2004г.

 

5.    Презентации:

·       С.Я. Маршак  «Где обедал воробей?», 2009г.

·       Вероника (beremka) «К.И. Чуковский  «Телефон», 2008 г.

·       Дятлова Е. Л. «Пришвин "Моя Родина" (из воспоминаний)», 2008г.

·       А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», 2008г. и др.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

уметь:

            I полугодие.

Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами.

II полугодие.

Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста- 25-30 слов в минуту. Со­блюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культу­рой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период, уметь осваивать литературное произведение.

·     навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

·     умение выразительно читать и пересказывать текст,

·     учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется:

·      правильности передачи основного содержания текста,

·      последовательности и полноте развития сюжета,

·      выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника:

·     умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей,

·     знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. В первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов). Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, ставлю конкретные задачи контролирующей деятельности:

·     в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения

·      осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.

 

Hosted by uCoz