Пояснительная записка (Общая)

Рабочая программа  по обучению грамоте разработана на основании Примерной  Программы общеобразовательных учреждений (Москва, 2004 год), на основе регионального базисного учебного плана 2006 года,  в соответствии  федеральной образовательной программой «Школа России» (2008год),  авторской программы по обучению грамоте  В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф Шанько. Рабочая программа составлена для 1-го класса муниципального общеобразовательного учреждения Молочненской средней общеобразовательной школы.

Программа по изучению русского языка в младших классах предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определённой самостоятельностью учебных курса:

1.     Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение

(  по внеклассному чтению рекомендуется опираться на программу Н.Н Светловской, Т.С.Пиче-Оол).

2.     Литературное чтение ( классное  и внеклассное) и развитие речи.

3.     Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Основу  для этих курсов составляет развитие речи, которое придаёт всему процессу изучения  русского языка чёткую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развивать их понимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.

         Одновременно с этим начальный курс  русского языка предполагает решение таких  основополагающих вопросов как:

·       Формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение важнейших общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей

·       Обогащение  конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, развитие логического и образного мышления, освоение нового  для детей вида деятельности- учебной, умения рационально использовать время на уроке

·       Овладение посильными приёмами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге- источнику знаний.

При обучении русскому языку реализуются основные дидактические принципы : доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

         Обучение грамоте проводится с 1 сентября в течение 6-8 месяцев. В зависимости от усвоения материала этот период учитель может сократить или увеличить. Поэтому в программе даны резервные часы. В это время ведётся работа по развитию фонематического слуха детей, обучение первоначальному чтению и письму, расширению  и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений, обогащению словаря учащихся и развитию устных  ( слушание и говорение) и отчасти письменных ( письмо) видов речи.

             Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико – синтетического метода, который учитывает новейшие данные  лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий  и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень  сознательности чтения, речи.

             Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом.  Кроме этого, уделяется большое внимание умению различать  и выделять отдельные звуки в слове, слоге, устанавливать их взаимосвязь и последовательность, обращаться к помощи звуко-буквенных и слоговых схем, схематической записи предложений, совершенствованию речевого аппарата и выработке отчётливого и  достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.  В этот период также получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.

           Знания, полученные детьми на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения – рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

        Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:

-         интегрированное обучение;

-         информационно – коммуникативные технологии;

-         объяснительно- иллюстративное обучение;

-         игровая;

-         проблемная поисковая;

-         личностно-ориентированная;

-         здоровьесберегающая.

 Основной формой организации учебно- воспитательного процесса является урок.  В адаптационный период особенно важно разнообразить формы урока :  урок – игра, урок-экскурсия,  урок – конкурс Кроме этого, урок в 1 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов  и форм обучения и их сочетаний.

Методы и формы работы:

-         словесные (рассказ, беседа, доклад);

-         наглядный;

-         практические (упражнения, практические работы);

-         контроль (устный и письменный)

Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение имеет индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроке.

Организация учебного процесса: классно – урочная.

Содержание учебного материала

В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.  По программе даются 18 резервных часов,  предлагается распределить их  на усмотрение учителя.

В связи с тем, что в классе большое количество учащихся, которые имеют   разный уровень  дошкольной подготовки, я решила, что целесообразнее будет взять большее число из резерва на подготовительный период. Поэтому  я распределила часы таким образом. На подготовительный этап взяла 12 часов, на букварный 5 часов, а на послебукварный -1 час из данных  18 резервных. 

 

 

По программе

Резервные уроки

Итого

Обучение

письму

Обучение

чтению

Подготовительный этап

24

+ 12

36

20

16

Букварный период

143

+5

148

82

66

Послебукварный период

28

1

29

15

12

Резервные уроки

18

 

 

 

 

итого

213

18

213

117

94

 

На подготовительном этапе  выделяются несколько тематических линий.

Речь. Даётся общее представление о языке, о речи устной и письменной.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение.  Деление  слов на слоги, ударение в словах, определение  количества слогов в слове.

Звуки и буквы.  Представление о звуке, различение на слух гласных и согласных, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков, звуко-слоговой анализ слов,. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, у, ы.

           Во время букварного периода на обучении чтению дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами, со способами обозначения твёрдости и мягкости. Чтение слогов – «слияний» с ориентировкой на гласную букву. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух.  Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать некоторые слова орфографически и орфоэпически.

         Во время букварного периода на обучении письму  идёт выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и  ручку при письме и рисовании. Знакомство с начертанием букв, основными типами их соединения. Выработка связного и ритмичного написания. Письмо  слов и предложений после их предварительного звукослогового анализа.  Списывание слов и предложений с образца. Проверка написания при помощи сличения с текстом – образцом и  послогового орфографического чтения написания слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением.

Развитие устной речи включает  три направления.  Это звуковая культура речи, работа над словом и  работа над предложением и связной речью.

 В послебукварный период  идёт обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения грамоте.

 Совершенствуется навык чтения. В круг чтения входит в этот период небольшие художественные  произведения А.Пушкина, Б.Житкова, К Чуковского, С.Маршака, В.Осеевой,  С.Михалкова, А Барто о природе, детях, труде, родине и т.д.

 Слова с непроверяемыми написаниями: Россия, русский, язык, город, Москва, ребята, учитель, ученик, человек, мороз, воробей, корова, ворона,  собака, пальто, народ.

Учебно – методическое обеспечение.

Учебники и учебные пособия:

·       Горецкий В.Г. Русская азбука: учебник для 1 класса нач. шк.: в 2 ч. /В.Г.Горецкий, В.А Кирюшкин, А.Ф Шанько, В.Д.Берестов. – М., Просвещение, 2008

·       Горецкий В.Г. Пропись 1,2,3,4 к «Русской азбуке» для 1 класса нач. шк./ В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. – М: Просвещение, 2008

Методические пособия:

·       Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: кн. Для учителя/ В.Г.Горецкий, В.А Кирюшкин, Н.А.Федосова. – М., Просвещение, 2005.

·       Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо / О.Е Жиренко, Л.А.Обухова. – М., ВАКО,2005.

Материально-техническое обеспечение

1.  Класс  с мультимедиа установкой

2.  Магнитофон

 

Информационно – техническое обеспечение

 

1.     Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты  © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

 

2.     Пономарева Л. А.Тренажер для первоклассников.

 

3.     Константинова И.Н.  Орфография и грамматика в рифмовках занимательных.

 

4.     Кривич С. В.Тренажер по русскому языку для учащихся 1-2 классов.

 

5.     Пронина  О.В.Русский язык (первые уроки), 1 класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Электронное сопровождение учебно-методического комплекта по русскому языку для 1-4 классов.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz