Пояснительная
записка (Общая)
Рабочая программа по обучению грамоте разработана на основании
Примерной Программы общеобразовательных
учреждений (Москва, 2004 год), на основе регионального базисного учебного плана
2006 года, в соответствии федеральной образовательной программой «Школа
России» (2008год), авторской программы по обучению грамоте
В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф Шанько. Рабочая программа составлена для 1-го класса муниципального
общеобразовательного учреждения Молочненской средней
общеобразовательной школы.
Программа по изучению русского языка в
младших классах предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определённой
самостоятельностью учебных курса:
1.
Обучение грамоте,
развитие речи и внеклассное чтение
( по внеклассному чтению рекомендуется опираться
на программу Н.Н Светловской, Т.С.Пиче-Оол).
2.
Литературное
чтение ( классное
и внеклассное) и развитие речи.
3.
Фонетика,
лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Основу для этих
курсов составляет развитие речи,
которое придаёт всему процессу изучения
русского языка чёткую практическую направленность и нацеливает на то,
чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать первоначальные
знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развивать
их понимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.
Одновременно с этим начальный
курс русского языка предполагает решение
таких основополагающих вопросов как:
·
Формирование
важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение важнейших общечеловеческих
моральных ценностей, развитие творческих способностей
·
Обогащение конкретных представлений об окружающей
действительности, о человеке, природе и обществе, развитие логического и
образного мышления, освоение нового для
детей вида деятельности- учебной, умения рационально
использовать время на уроке
· Овладение посильными приёмами самостоятельной работы,
развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге- источнику знаний.
При
обучении русскому языку реализуются основные дидактические принципы :
доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности,
самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Обучение грамоте проводится с 1 сентября в течение 6-8 месяцев. В
зависимости от усвоения материала этот период учитель может сократить или
увеличить. Поэтому в программе даны резервные часы. В это время ведётся работа
по развитию фонематического слуха детей, обучение первоначальному чтению и
письму, расширению и уточнению
представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации
экскурсий, наблюдений, обогащению словаря учащихся и развитию устных ( слушание и
говорение) и отчасти письменных ( письмо) видов речи.
Обучение
первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико –
синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и
методической науки, носит воспитывающий
и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей
и высокий уровень сознательности чтения,
речи.
Параллельно
с обучением чтению дети овладевают письмом.
Кроме этого, уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове, слоге,
устанавливать их взаимосвязь и последовательность, обращаться к помощи звуко-буквенных и слоговых схем,
схематической записи предложений, совершенствованию речевого аппарата и
выработке отчётливого и достаточно
громкого правильного произношения слов, слогов, звуков. В этот период также получает дальнейшее
развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.
Знания, полученные детьми на уроках
обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения –
рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.
Для
реализации программы используются следующие педагогические технологии:
-
интегрированное
обучение;
-
информационно –
коммуникативные технологии;
-
объяснительно-
иллюстративное обучение;
-
игровая;
-
проблемная
поисковая;
-
личностно-ориентированная;
-
здоровьесберегающая.
Основной формой
организации учебно- воспитательного процесса является урок. В адаптационный период особенно важно
разнообразить формы урока : урок – игра,
урок-экскурсия, урок – конкурс… Кроме этого, урок в
1 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что
требует применения разнообразных методов
и форм обучения и их сочетаний.
Методы и формы работы:
-
словесные (рассказ, беседа, доклад);
-
наглядный;
-
практические
(упражнения, практические работы);
-
контроль (устный
и письменный)
Учитывая
разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение имеет
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроке.
Организация
учебного процесса: классно – урочная.
Содержание учебного
материала
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный
(основной) и послебукварный. По программе даются 18 резервных часов, предлагается распределить их на усмотрение учителя.
В связи с тем, что в классе большое количество учащихся, которые
имеют разный уровень дошкольной подготовки, я решила, что
целесообразнее будет взять большее число из резерва на подготовительный период.
Поэтому я распределила часы таким
образом. На подготовительный этап взяла 12 часов, на букварный 5 часов, а на послебукварный -1 час из данных 18 резервных.
|
По программе |
Резервные уроки |
Итого |
Обучение письму |
Обучение чтению |
Подготовительный этап |
24 |
+ 12 |
36 |
20 |
16 |
Букварный период |
143 |
+5 |
148 |
82 |
66 |
Послебукварный
период |
28 |
1 |
29 |
15 |
12 |
Резервные уроки |
18 |
|
|
|
|
итого |
213 |
18 |
213 |
117 |
94 |
На подготовительном
этапе выделяются несколько
тематических линий.
Речь.
Даётся общее представление о языке, о речи устной и
письменной.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с
использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах,
определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке,
различение на слух гласных и согласных, слогообразующая роль гласных. Выделение
в словах отдельных звуков, звуко-слоговой анализ слов,. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство
с буквами пяти гласных звуков а, о, и, у, ы.
Во время букварного периода на
обучении чтению дети знакомятся с гласными и согласными звуками и
буквами, со способами обозначения твёрдости и мягкости. Чтение слогов –
«слияний» с ориентировкой на гласную букву. Постепенное обучение осознанному,
правильному и плавному слоговому чтению вслух.
Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать некоторые слова орфографически и орфоэпически.
Во время букварного периода на
обучении письму идёт выработка
правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать
карандаш и ручку при письме и рисовании.
Знакомство с начертанием букв, основными типами их соединения. Выработка
связного и ритмичного написания. Письмо
слов и предложений после их предварительного звукослогового
анализа. Списывание слов и предложений с
образца. Проверка написания при помощи сличения с текстом – образцом и послогового
орфографического чтения написания слов. Письмо под диктовку слов, написание
которых не расходится с произношением.
Развитие устной речи включает три направления. Это звуковая культура речи, работа над словом
и работа над предложением и связной
речью.
В послебукварный
период идёт обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков,
приобретённых в процессе обучения грамоте.
Совершенствуется навык чтения. В круг чтения
входит в этот период небольшие художественные
произведения А.Пушкина, Б.Житкова, К Чуковского, С.Маршака, В.Осеевой, С.Михалкова, А Барто
о природе, детях, труде, родине и т.д.
Слова с непроверяемыми написаниями: Россия, русский, язык, город,
Москва, ребята, учитель, ученик, человек, мороз, воробей, корова, ворона, собака, пальто, народ.
Учебно – методическое обеспечение.
Учебники и учебные пособия:
· Горецкий В.Г. Русская азбука: учебник
для 1 класса нач. шк.: в 2
ч. /В.Г.Горецкий, В.А Кирюшкин, А.Ф Шанько, В.Д.Берестов. – М., Просвещение, 2008
· Горецкий В.Г. Пропись 1,2,3,4 к
«Русской азбуке» для 1 класса нач. шк./ В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. – М: Просвещение, 2008
Методические пособия:
· Горецкий В.Г. Методическое пособие по
обучению грамоте и письму: кн. Для учителя/ В.Г.Горецкий, В.А Кирюшкин, Н.А.Федосова.
– М., Просвещение, 2005.
· Жиренко О.Е. Поурочные разработки по
обучению грамоте: чтение и письмо / О.Е Жиренко,
Л.А.Обухова. – М., ВАКО,2005.
Материально-техническое
обеспечение
1. Класс
с мультимедиа установкой
2. Магнитофон
Информационно – техническое
обеспечение
1.
Начальная школа
Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика,
конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
2.
Пономарева Л.
А.Тренажер для первоклассников.
3.
Константинова И.Н.
Орфография и грамматика в рифмовках занимательных.
4.
Кривич
С. В.Тренажер по русскому языку для учащихся 1-2 классов.
5.
Пронина О.В.Русский язык (первые уроки), 1 класс.
Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева
Е.В., Электронное сопровождение учебно-методического комплекта по русскому
языку для 1-4 классов.