Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основании Примерной Программы общеобразовательных учреждений на основе регионального базисного учебного плана (Москва, 2004г.) , авторской программы А.А. Плешакова Окружающий мир («Мир вокруг нас»),

Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор   содержания   учебного   курса   «Мир   вокруг   нас»   осуществлялся   на   основе следующих ведущих идей:

-         Идея многообразия мира.

-         Идея экологической целостности мира.

-         Идея уважения к миру.

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реа­лизацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учеб­но-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского ха­рактера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделиро­вание объектов и явлений окружающего мира. Для успешно­го решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте — первооткрыватель  мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего  формируется через «мозаику» его компонентов в процессе  поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и др.

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственно чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (тема «Как, откуда и куда?») — это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего ми­ра, как естественных, так и связанных с деятельностью лю­дей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основ­ном по единой схеме: мир неживой природы, растения и жи­вотные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от те­мы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя спои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми ок­ружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно про­должается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем это­го процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, нача­тая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на вне­классных занятиях, на уроках литературного чтения и др. Учителю следует также стремиться к то­му, чтобы родители учащихся в повседневном общении со сво­ими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные зада­ния для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материа­лы программы получали развитие в учебных курсах аналогич­ной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения.

Для реализации программы учитель использует следующие педагогические технологии:

-         интегрированное обучение;

-         информационно – коммуникативные технологии;

-         объяснительно- иллюстративное обучение;

-         игровая;

-         проблемная поисковая;

-         личностно-ориентированная;

-         здоровьесберегающая.

Методы и формы работы:

-         словесные (рассказ, беседа, доклад);

-         наглядный;

-         практические (упражнения, практические работы);

-         контроль (устный и письменный)

  Основной формой организации учебно воспитательного процесса курса "Окружающий мир" является урок. Урок в 1 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов  и форм обучения и их сочетаний.

В процессе изучения курса используются уроки экскурсии, уроки практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

      Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

      Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких- то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с картами, моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета "Окружающий мир" часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.

Из словесных методов в процессе изучения курса "Окружающий мир" чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей

Эти технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, которая тесно связана с целью курса.

Организация учебного процесса: классно – урочная.

Содержание учебного материала

Основные блоки программы

Содержание блока

Количество часов по программе

Введение

3 часа

Что и кто?

18 часов

Как, откуда и куда?

12 часов

Где и когда?

9 часов

Почему и зачем?

17 часов

Заключение

1 час

Экскурсии

6 часов

Итого

66 часов

 

Практические работы – 12

Практические работы:

-    посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц;

-    обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра;

-    сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц;

-    простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

Экскурсии:  6

Экскурсия:    ознакомление   с   разнообразием   природы,   распознавание   природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

ОБЖ                   - 21        

Требования  к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

      - о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;

      - о предметах личной гигиены и их назначении;

      - о профессиях родителей и работников школы;

      - о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

      - название страны, ее столицу;

      - герб и флаг России;

      - виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

      - названия частей растений;

      - отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных и хвойных растений;

      - названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3-4 представителя);

      - о значении домашних животных в жизни человека;

      - наиболее характерные признаки времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

      - названия месяцев в году и дней в неделе;

      - некоторые охраняемые растения и животные.

Учащиеся должны уметь:

      - различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг);

      - выполнять элементарные правила личной гигиены;

      - выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;

      - приводить примеры видов труда людей;

      - выражать приветствие, благодарность, просьбу; вести себя за столом и в общественных местах;

      - различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод);

      - приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;

      - ухаживать за комнатными растениями;

      - правильно вести себя в природе.

Учащиеся могут знать:

      - названия основных возрастных периодов жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек);

      - некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);

      - условия жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва;

      - как развивается растение;

      - о разнообразии способов движения и питания животных;

Учащиеся могут уметь:

      - различать объекты живой и неживой природы;

      - различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

      - выращивать растение одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);

      - приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);

      - рассказывать о разнообразии труда людей;

      - устанавливать родственные связи;

      - пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой.

 

Учебно – методическое обеспечение

Учебники:

1.. Плешаков  А.А «Окружающий мир» 1 класс: Учебля общеобразоват. учрежд.  В 2 ч., М., «Просвещение», 2009г.

2. Плешаков  А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир»-6-е изд. - М.,  Просвещение, 2009

3. Плешаков  А.А.  Гара Н.Н, Назарова З.Д., Окружающий мир. Тесты. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений- 4-е изд. - М.,  Просвещение, 2009

4. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений-10-е изд.-М.:Просвещение, 2009

Методическая  литература:

1.  Бантова М.А.  , Бельтюкова Г.В.  , Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2008г.

2.  Плешаков А.А.   , Александрова В.П., Борисова С.А.  Мир вокруг нас: метод. пособие: 1 кл.-2-е изд. М.: Просвещение, 2006.

3.   Фефилова Е.П, Поторочина Е.А.  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в загадках, считалках, подвижных играх. М: «ВАКО», 2009

 

Дополнительная литература:

1.  Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе Школьное образование .: Аркти, 2008.

2.  Тарабарина Т.И. , Соколова Е.И.  И учеба, и игра: Природоведение: Популярное пособие для родителей и педагогов Мои первые уроки –М.: Академия развития, Академия и К, Академия Холдинг, 2006.

3.  Тихомирова Е.М.  Загадки о человеке и его помощниках. 1-4 классы: Рабочая тетрадь по развитию речи Учебно-методический комплект – М.: Экзамен, 2010.

4.  Явления природы. 1—4 классы. Сборник загадок Изд. 1-е/2-е/3-етереотип. -М.: Экзамен, 2009.

5.  Клепинина З.А.  Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы Начальная школа: Результаты обучения –М.: Вентана-Граф, 2009.

Информационно – техническое обеспечение

1.     Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

 

2.      «Дикий мир» (Полярные медведи) DVD Alliance, 2006

 

3.      «Тайный мир животных» (львы, гепарды, леопарды: жестокий мир хищников. Детская познавательная коллекция DVD диск, издатель: ООО фирма грамзаписи «Никитин» г. Москва.

 

4.     Интернет ресурсы:

Презентации:

- Котова И. «Что такое хвоинки». kotrish@yandex.ru  на сайте - viki.rdf.ru

- Гусева О.В. «Откуда берется и куда девается мусор?»

- Константинова И.Н. «Части растений»kinkin.63@bk.ru  

- Климова С.В. «Кто в лесу живёт? »

- Бандурка А.В. «Где живут белые медведи и слоны?» и др.

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный                     портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

Hosted by uCoz