Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету: русский язык  для 1 класса  разработана  на основании Примерной программы общеобразовательных учреждений ( Москва, 2004 год),  на основе регионального базисного учебного плана 2006 года  и авторской программы  Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой.

Целевые установки по предмету соответствуют целям и задачам программы «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего образования министерства образования РФ.

Язык — духовная, культурно-историческая ценность наро­да, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, ин­теллектуального развития младшего школьника, формирова­ние индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, сред­ство познания окружающего мира и самого себя.

Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопри­частности к сохранению чистоты, выразительности, уникаль­ности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

Задачи преподавания русского языка:

-             Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном зыке, развитии языкового и эстетического идеала.

-             Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения формами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как це­лостной системе. Это предполагает:

1)  освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

2)  знакомство учащихся с нормами литературного произ­ношения, с основными принципами и правилами правописа­ния и пунктуации, с особенностями двух форм речи — уст­ной и письменной.

Программа ориентирована также на собственно лингвис­тическое и речевое развитие младших школьников:

осознание (различение) детьми двух реальностей — ок­ружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;

поддержание и развитие «чувства языка», свойственно­го детям;

дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;

развитие (формирование) способности моделировать факты языка;

овладение   ведущими   методами   лингвистического

анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фо­нематического слуха.

Программа предполагает изучение родного языка в един­стве с целенаправленным формированием у детей разверну­той структуры учебной деятельности и познавательной са­мостоятельности: умение самостоятельно планировать учеб­ную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмичес­кими предписаниями, словарями и т. д.), способность к са­мооценке и самоконтролю.

Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком це­ли предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств  для ее выполнения, установле­ние последовательности и распределение во времени учеб­ной работы.

Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для ус­пешного выполнения задания.

Курс включает систему понятий, относящихся к фоне­тике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове; звуковой, звуко-слоговой анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотно­шение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки); предложению (смысловая и ин­тонационная законченность, связь слов в предложении; сло­восочетание как распространенное слово; виды предложе­ний по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные пред­ложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).

В процессе реализации программы используются следующие педагогические технологии, формы и методы:

-  адаптивная;

-  информационно – коммуникативные;

-  объяснительно – иллюстративная;

-  творческие;

-  здоровьесберегающие;

-  контроль знаний;

-  проблемно – поисковая.

Методы обучения по деятельности:

-         беседа;

-         рассказ;

-         упражнения;

-         работа с учебником;

Методы по источнику получения знаний:

-         словесные;

-         наглядные (демонстрация схем, плакатов, таблиц и др.)

-         практические (упражнения,  деловые игры)

Формы обучения:

-         простые (беседа, викторина, олимпиада)

-         составные (урок, КВН,)

Организация учебного процесса:  классно- урочная.

Содержание учебного материала

Программа рассчитана на 48 часов, 5 часов в неделю.

Основные блоки  программы:

 

Содержание блока

 

 

Количество часов по программе

 

Фонетика и графика

 

27

Слово

 

11

Синтаксис и пунктуация

 

10

Итого

 

48 часов

 

Фонетика и графика (27 ч)

Звуки речи и слово. Звуки гласные и согласные, буквы, их обозначающие.

Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков в начале сло­ва [йэ], [йо], [йу], [йа].

Звук [й] и буква й.

Мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости со­гласных на письме ь (мягким знаком), буквами е, ё, ю, я.

Произношение согласных перед звуком [и].

Только мягкие согласные звуки [й], [ч], [щ].

Только твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц].

Произношение и обозначение на письме слов с сочетани­ями жиши, ча  ща,

чу — щу.

Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мель, яма, ель и т. д.

Деление слов на слоги.

Перенос слов.

Ударение. Произношение и обозначение на письме удар­ных и безударных гласных (общее знакомство).

Согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звон­кости и глухости.

Произношение и обозначение на письме парных соглас­ных на конце слова и перед гласными (общее знакомство).

Слово (11ч)

Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Слово — имя собственное.

Слова, близкие по смыслу, слова, противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоцио­нальная окраска слова.

Синтаксис и пунктуация (10 ч)

Предложение, его смысловая и интонационная закончен­ность.

Предложения, различные по цели высказывания (без тер­минологии) и эмоциональной окраске. Интонация; предло­жения восклицательные и невосклицательные. Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и на письме (знаки препинания: точка, вопро­сительный и восклицательный знаки).

 Практическая часть программы:

·        Контрольных диктантов – 1

·        Контрольных словарных диктантов -2

·        Контрольных списываний - 2

Слова с непроверяемыми написаниями

Арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарел­ка, учитель.

Учебно – методическое обеспечение

Учебник

1.  Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Русский язык». 1 класс, М., «Просвещение», 2008г.

 

2.    Зеленина Л.М. , Т. Е. Хохлова Т.Е.  Проверочные работы. 1 класс. М., «Просвещение», 2009г.

 

3.  Тихомирова Е.М.  Рабочая тетрадь по русскому языку: 1 класс: к учебнику Зелениной Л.М.,    Хохловой Т.Е.  Русский язык. 1 класс. - М.: Издательство Экзамен, 2009.

Методическая литература:

1.  Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И.  и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2008г.

 

2.  Скопина Е.В., Жиренко О.Е., Обухова Л.А.   Поурочные разработки по русскому языку :1 (1-4) класс = Игровой материал на уроках в 1 классе. – М.: Вако, 2007г.

 

3.  Тикунова Л.И, Игнатьева Т.В.  Диктанты и творческие работы по русскому языку.1 кл.: Учеб.-метод. пособие- М.: Дрофа,2002

Дополнительная литература:

1.   Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 2004.

2.  Кремнева С.Ю.  Словарные диктанты. 1 класс: К учебнику Зелениной Л.М., Хохловой  Т.Е "Русский язык. 1 класс. В 2 частях  «Учебно-методический комплект» Издательство «Экзамен», 2008.

3.  Нефедова Е.А., Узорова  О.В. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 1 класс Как научиться грамотно писать.  Издательство: Росмэн-Пресс, 2005

4.  Соколова  Т.Е. Персональный компьютер на уроках в начальной школе: Учебно-методическое пособие.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательскиц дом «Фёдоров», 2009.

5.  Узорова  О.В., Нефёдова Е.А.  3000 примеров по русскому языку.  Харвест, АСТ, 2008.

6.  Шклярова Т. В.  Русский язык. Учимся в школе и дома. 1 класс. –М.:

«Грамотей», 2008.

 

Материально-техническое обеспечение

1.  Класс  с мультимедиа установкой

2.  Магнитофон

 

Информационно – техническое обеспечение

 

1.     Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты  © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

 

2.     Интерактивный тренажер по русскому языку для первого класса к учебнику Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой  Marco Polo Group

 

3.     Пономарева Л. А.Тренажер для первоклассников.

 

4.     Константинова И.Н.  Орфография и грамматика в рифмовках занимательных.

 

5.     Кривич С. В.Тренажер по русскому языку для учащихся 1-2 классов.

 

6.     Пронина  О.В.Русский язык (первые уроки), 1 класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Электронное сопровождение учебно-методического комплекта по русскому языку для 1-4 классов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающие должны знать, понимать:

·       все звуки и буквы русского языка, осознавать их основ­ные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

·       виды предложений по цели высказывания;

·       оформление предложений на письме;

·       смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

·       слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

·       гласные ударные и безударные;

·       согласные твердые и мягкие;

·       соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

Обучающие должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·       оформления предложений на письме;

·       деление слов на слоги и для переноса;

·       определение ударного слога в слове;

·       использования прописной буквы в именах собственных;

·       написание слов с сочетаниями жиши, чаща, чу – щу;

·       правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

·       четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;

·       правильное списывание слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;

·       письмо под диктовку текстов (15 -17 слов);

·       устного составления текста из 3 – 5 предложений.

 

Hosted by uCoz