Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету: русский язык для 1 класса
разработана на основании
Примерной программы общеобразовательных учреждений ( Москва,
2004 год), на основе регионального
базисного учебного плана 2006 года и авторской
программы Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой.
Целевые установки по предмету
соответствуют целям и задачам программы «Школа России», рекомендованной
Департаментом общего среднего образования министерства образования РФ.
Язык
— духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших
школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее
условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального
развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство
становления всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, средство
познания окружающего мира и самого себя.
Цель
курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших
школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности,
уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Задачи
преподавания русского языка:
-
Языковая
компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка)
реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения
их основами знаний о родном зыке, развитии языкового и эстетического идеала.
-
Коммуникативная
компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования
прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения формами русского
литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя
речи; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и
письменной форме.
Программа
ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском
родном языке как целостной системе. Это предполагает:
1) освоение учащимися первоначальных знаний о
звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и
синтаксическом строе, особенностях словообразования;
2) знакомство учащихся с нормами литературного
произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с
особенностями двух форм речи — устной и письменной.
Программа
ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших
школьников:
осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и
слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
дополнение интуитивного владения языком
осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
развитие (формирование) способности
моделировать факты языка;
овладение ведущими методами
лингвистического
анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фонематического
слуха.
Программа предполагает изучение
родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой
структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение
самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными
справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями,
словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.
Умение планировать учебную работу
рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели
предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения,
установление последовательности и распределение во времени учебной работы.
Самооценка и самоконтроль, тесно
связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как
готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями,
которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти,
учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного
выполнения задания.
Курс включает
систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, их фонетическая
характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове; звуковой, звуко-слоговой
анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между
звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова,
лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы,
многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки); предложению (смысловая
и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как
распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения;
предложения простые и сложные; предложение и текст).
В процессе реализации программы
используются следующие педагогические технологии, формы и методы:
- адаптивная;
- информационно – коммуникативные;
- объяснительно – иллюстративная;
- творческие;
- здоровьесберегающие;
- контроль знаний;
- проблемно – поисковая.
Методы
обучения по деятельности:
-
беседа;
-
рассказ;
-
упражнения;
-
работа с
учебником;
Методы по источнику
получения знаний:
-
словесные;
-
наглядные (демонстрация схем, плакатов, таблиц и др.)
-
практические
(упражнения, деловые игры)
Формы
обучения:
-
простые (беседа, викторина, олимпиада)
-
составные (урок, КВН,)
Организация
учебного процесса: классно- урочная.
Содержание учебного
материала
Программа рассчитана на 48 часов, 5 часов в неделю.
Основные блоки программы:
Содержание блока |
Количество часов по программе |
Фонетика и графика |
27 |
Слово |
11 |
Синтаксис и пунктуация |
10 |
Итого |
48 часов |
Фонетика и графика (27 ч)
Звуки
речи и слово. Звуки гласные и согласные, буквы, их обозначающие.
Обозначение
буквами е, ё, ю, я двух звуков в начале слова [йэ], [йо], [йу], [йа].
Звук [й] и буква й.
Мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости согласных
на письме ь (мягким знаком), буквами е, ё, ю, я.
Произношение согласных перед звуком [и].
Только мягкие согласные звуки [й], [ч], [щ].
Только твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц].
Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями
жи — ши, ча ща,
чу — щу.
Соотношение
количества звуков и букв в таких словах, как мель, яма, ель и т. д.
Деление
слов на слоги.
Перенос
слов.
Ударение.
Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных (общее
знакомство).
Согласные
звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости и глухости.
Произношение
и обозначение на письме парных согласных на конце слова и перед гласными (общее
знакомство).
Слово (11ч)
Предмет
и слово. Действие и слово. Признак и слово. Слово — имя собственное.
Слова,
близкие по смыслу, слова, противоположные по смыслу; слова и оттенки их
лексического значения. Эмоциональная окраска слова.
Синтаксис и пунктуация (10 ч)
Предложение,
его смысловая и интонационная законченность.
Предложения,
различные по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске.
Интонация; предложения восклицательные и невосклицательные. Оформление
предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и на письме
(знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Практическая часть программы:
·
Контрольных
диктантов – 1
·
Контрольных
словарных диктантов -2
·
Контрольных
списываний - 2
Слова
с непроверяемыми написаниями
Арбуз, воробей, ворона,
девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель,
медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка,
учитель.
Учебно – методическое обеспечение
Учебник
1.
Зеленина
Л.М., Хохлова Т.Е. «Русский язык». 1 класс, М., «Просвещение», 2008г.
2.
Зеленина Л.М. , Т. Е. Хохлова Т.Е. Проверочные работы. 1 класс. М.,
«Просвещение», 2009г.
3.
Тихомирова
Е.М. Рабочая тетрадь по русскому языку:
1 класс: к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е.
Русский язык. 1 класс. - М.: Издательство Экзамен, 2009.
Методическая литература:
1.
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова
С.И. и др. Школа России. Концепция и
программы для нач. кл. В 2
ч.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2008г.
2.
Скопина
Е.В., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку :1 (1-4) класс = Игровой материал на уроках в 1 классе. –
М.: Вако, 2007г.
3.
Тикунова Л.И, Игнатьева Т.В. Диктанты
и творческие работы по русскому языку.1 кл.: Учеб.-метод. пособие- М.: Дрофа,2002
Дополнительная литература:
1. Бетенькова Н.М. Орфография,
грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. –М.:
Просвещение, 2004.
2. Кремнева С.Ю. Словарные диктанты. 1 класс: К учебнику Зелениной
Л.М., Хохловой Т.Е "Русский язык. 1
класс. В 2 частях «Учебно-методический
комплект» Издательство «Экзамен», 2008.
3. Нефедова Е.А., Узорова
О.В. Задания по русскому языку для
повторения и закрепления учебного материала: 1 класс Как научиться грамотно писать.
Издательство: Росмэн-Пресс, 2005
4. Соколова Т.Е. Персональный компьютер на уроках в
начальной школе: Учебно-методическое пособие.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательскиц дом «Фёдоров», 2009.
5. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 3000 примеров по русскому языку. Харвест, АСТ, 2008.
6. Шклярова Т. В.
Русский язык. Учимся в школе и дома. 1 класс. –М.:
«Грамотей», 2008.
Материально-техническое
обеспечение
1. Класс
с мультимедиа установкой
2. Магнитофон
Информационно – техническое
обеспечение
1.
Начальная школа
Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
2.
Интерактивный
тренажер по русскому языку для первого класса к учебнику Л.М.Зелениной и
Т.Е.Хохловой Marco
Polo Group
3.
Пономарева Л.
А.Тренажер для первоклассников.
4.
Константинова И.Н.
Орфография и грамматика в рифмовках занимательных.
5.
Кривич
С. В.Тренажер по русскому языку для учащихся 1-2 классов.
6.
Пронина
О.В.Русский язык (первые уроки), 1
класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева
Е.В., Электронное сопровождение учебно-методического комплекта по русскому
языку для 1-4 классов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающие должны знать, понимать:
· все звуки и буквы русского языка,
осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и
пишем).
· виды предложений по цели
высказывания;
· оформление предложений на письме;
· смысл близких детям по тематике
пословиц и поговорок;
· слова, называющие предмет, действие
предмета и признак предмета;
· гласные ударные и безударные;
· согласные твердые и мягкие;
· соотношение количества звуков и букв
в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
Обучающие
должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
· оформления предложений на письме;
· деление слов на слоги и для переноса;
· определение ударного слога в слове;
· использования прописной буквы в
именах собственных;
· написание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща,
чу – щу;
· правописания слов с непроверяемыми
орфограммами;
· четкого, без искажений написания
строчных и прописных букв, соединений, слов;
· правильное списывание слов и
предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
· письмо под диктовку текстов (15 -17
слов);
· устного составления текста из 3 – 5
предложений.