Пояснительная записка

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

      Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду разработана на основе:

- Примерной программы начального общего образования,

- авторской программы Б.М.Неменского, утвержденной МО РФ (Москва, 2004), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва,2004)

 - регионального базисного учебного плана 2006 года;

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью обще­ства и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для ви­зуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одно­временно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, члени­мую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентиру­ет перенос внимания не только на произведение искус­ства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художест­венный труд» входит в учебный комплект «Школа Рос­сии» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребно­стям сегодняшнего образования и положения в культу­ре в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представле­ниям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании граждан­ственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного поро­га и мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека,  роль искусства и повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный  смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их со­циальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искус­ства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эсте-тического  переживания окружающей реальности являет­ся важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником разви­тия образного мышления.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по пред­ставлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произ­ведений искусства; обсуждение работ товарищей, резуль­татов коллективного творчества и индивидуальной рабо­ты на уроках; изучение художественного наследия; под­бор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произве­дений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучае­мой теме, прослеживаются связи с музыкой, литерату­рой, историей, трудом. С целью накопления опыта твор­ческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художе­ственное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к при­роде, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной куль­туры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность разви­тия программы помогает обеспечить прочные эмоцио­нальные контакты с искусством на каждом этапе обуче­ния, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художвественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, укра­шение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, представленные в на­чальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутст­вовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать дея­тельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную струк­турную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступатель­ность развития учащихся.

Содержание учебного материала

Основные блоки программы

Содержание блока

Количество часов по программе

Чем и как работают художники

16 часов

Реальность и фантазия

14 часов

О чём говорит искусство

22 часа

Как говорит искусство

16 часов

 

 

Итого

68 часов

 

Уроков – бесед - 4

Бесед – 12.

Темы бесед:

1. Техника безопасности при работе с  ручными инструментами.

2. Особенности материалов, которые будем использовать в работе (краска, кисти, тушь, мел, разная бумага, природные материалы).

3. 7 цветов радуги (смешивание красок).

4. Особенности работы с акварельными и гуашевыми красками.

5. Правила работы с пластилином.

6-9. Беседы о художниках (И.Левитан, Н.Рерих, В.Васнецов, М. Врубель).

10- 11.  Народные мастера.

12.  Организация своего рабочего места.

 

Экскурсии:  1

Тема: «Весна» (весеннее небо, земля, деревья…)

Требования  к уровню подготовки обучающихся

В итоге освоения программы учащиеся должны:

усвоить  основы  трех  видов  художественной  дея­тельности:   изображение  на  плоскости  и  в  объеме;   постройка или художественное конструирование на пло­скости, в объеме и пространстве; украшение или декора­тивная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

приобрести первичные навыки художественной ра­боты в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура,  дизайн,  начала архитектуры,  декоративно-прикладные и народные формы искусства;

развить  по  возможности  свои  наблюдательные  и познавательные   способности,   эмоциональную   отзывчи­вость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

развивать фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах   творческой   художественной  дея­тельности;

освоить  выразительные  возможности  художествен­ных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

приобрести   навыки   художественного   восприятия различных  видов  искусства,  начальное  понимание  осо­бенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и об­щества;

научиться   анализировать   произведения   искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся ху­дожников в различных видах искусства; научиться актив­но использовать художественные термины и понятия;

овладеть опытом самостоятельной творческой дея­тельности,   а  также  приобрести  навыки  коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совме­стной художественной деятельности;

приобрести первичные навыки изображения пред­метного мира, изображения    растений    и    животных, начальные навыки изображения пространства на плоско­сти и пространственных построений, первичные представ­ления об изображении человека на плоскости и в объеме;

приобрести навыки общения через выражение ху­дожественного  смысла,   выражение  эмоционального  со­стояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства
и творчества своих товарищей; приобрести знания о роли художника в различных
сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.

 

Учебно – методическое обеспечение

Учебники:

Коротеева Е.И. под ред. Неменского Б.М.Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса. Просвещение  - М.: 2005.

Коротеева Е.И, Горяева 2 класс Твоя мастерская. Рабочая тетрадь по ИЗО (п/р Неменского) М.: 2008.

Методическая  литература:

Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе:1-4кл.: пособие для учителя- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004.

Дополнительная литература:

 

1.      Неменская Л.А. «Изобразительное искусство», под редакцией Б.М Неменского. – 7-е изд.- М.:Просвещение. 2007

2.      .Кузин В.С, Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». 1-4 классы.

3.      Конышева Н.М. «Праздник делаем сами». Альбом. 1995.

4.      Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению».

     2 класс. – М.: Просвещение, 1999.

5.      Геронимус Т.М. «150 уроков труда».1-4 классы. – ТулаОО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство «Апрель», ООО «Издательство АСТ», 2001.

6.      Белошистая А.В.,.Жукова О.Г «Волшебные коврики». – М.:АРКТИ, 2006.

7.      Белошистая А.В.,.Жукова О.Г «Волшебные пуговки». – М.:АРКТИ, 2006.

 

 

Информационно – техническое обеспечение

1.      Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

 

2.       «Уроки технологии». 1-4 классы. Мультимедийное приложение к урокам. Диск содержит презентации к урокам. Издательство «Глобус»»

 

3.       «Тим Тишка спасают произведения русского искусства». Беседы по картинам сопровождаются авторским текстом. Медиа Хауз

 

4.      «Учимся рисовать». Сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета. DVD диск

 

5.      «Уроки рисования». 100 проектов. Развивашки. СD  диск

 

6.      «Учись рисуя». DVD диск

 

7.      Интернет ресурсы:

Презентации:

-

 

 

http://www.school.edu.ru

       Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

Hosted by uCoz