Пояснительная записка
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД
Рабочая программа по изобразительному
искусству и художественному труду разработана на основе:
- Примерной
программы начального общего образования,
- авторской
программы Б.М.Неменского, утвержденной МО РФ (Москва, 2004), в соответствии с
требованиями федерального компонента государственного стандарта начального
образования (Москва,2004)
- регионального
базисного учебного плана 2006 года;
«Изобразительное искусство и
художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства:
живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные
искусства. Они изучаются в контексте
взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью
общества и человека.
Систематизирующим
методом является выделение трех основных
видов художественной деятельности для визуальных
пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три
вида художественной деятельности являются основанием
для деления визуально-пространственных искусств на
виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура;
конструктивные — архитектура, дизайн; различные
декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм
деятельности присуща созданию любого
произведения искусства и поэтому является необходимой основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства,
а по принципу вида художественной деятельности.
Выделение принципа художественной
деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства,
но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное
искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России» и строится на основе отечественных традиций гуманной
педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые,
современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и положения в культуре в целом.
Приоритетной
целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование
у него качеств, отвечающих представлениям
об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии
мира. Культуросозидающая роль программы
состоит также в воспитании гражданственности
и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу
программы положен принцип «от родного порога
и мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого
мироотношения.
Связи
искусства с жизнью человека, роль
искусства и повседневном его бытии, роль
искусства в жизни общества, значение искусства в
развитии каждого ребенка – главный смысловой
стержень программы.
При
выделении видов художественной деятельности очень важной
является задача показать разницу их социальных
функций.
Программа
построена так, чтобы дать школьникам ясные
представления о системе взаимодействия искусства
с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эсте-тического переживания окружающей
реальности является важным условием освоения
детьми программного материала. Стремление к
выражению своего отношения к действительности должно
служить источником развития образного мышления.
Художественная
деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной
работы; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей,
результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор
иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках
вводится игровая драматургия по изучаемой теме,
прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью
накопления опыта творческого общения в
программу вводятся коллективные задания.
Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся
нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение
художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к
природе, обществу, поиску истины. На
протяжении всего курса обучения
школьники знакомятся с выдающимися произведениями
архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной
культуры своего народа.
Тематическая
цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные
эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам
познания ребенком личных человеческих связей
со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественные знания, умения и
навыки являются основным средством приобщения
к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия,
объем, фактура материала, ритм, композиция группируются
вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных,
декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художвественной выразительности учащиеся осваивают на
всем протяжении обучения.
Три
способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный
и конструктивный — в начальной школе
выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов
художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех
видах деятельности позволяет систематически
приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что,
представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три
вида художественной
деятельности должны сопутствовать
учащимся все годы обучения. Они
помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем
более глубоко осознавать искусство.
При всей
предполагаемой свободе педагогического творчества
необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную
цельность программы, цели и задачи каждого года и
каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития
учащихся.
Содержание
учебного материала
Основные блоки программы
Содержание
блока |
Количество часов по
программе |
Чем и как работают
художники |
16
часов |
Реальность и фантазия |
14
часов |
О чём говорит
искусство |
22
часа |
Как говорит искусство |
16
часов |
|
|
Итого |
68
часов |
Уроков
– бесед - 4
Бесед –
12.
Темы
бесед:
1. Техника
безопасности при работе с ручными
инструментами.
2. Особенности
материалов, которые будем использовать в работе (краска, кисти, тушь, мел,
разная бумага, природные материалы).
3. 7 цветов радуги (смешивание красок).
4. Особенности работы с акварельными и
гуашевыми красками.
5. Правила работы с пластилином.
6-9. Беседы о художниках (И.Левитан,
Н.Рерих, В.Васнецов, М. Врубель).
10- 11.
Народные мастера.
12.
Организация своего рабочего места.
Экскурсии: 1
Тема: «Весна» (весеннее небо, земля, деревья…)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В итоге освоения программы учащиеся должны:
усвоить основы
трех видов художественной деятельности: изображение
на плоскости и
в объеме; постройка
или художественное конструирование на плоскости, в объеме и
пространстве; украшение или декоративная
художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
приобрести первичные
навыки художественной работы в следующих видах искусства:
живопись, графика, скульптура, дизайн,
начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развить по
возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на
эстетические явления в природе и деятельности человека;
развивать фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных
формах творческой художественной деятельности;
освоить выразительные
возможности художественных
материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
приобрести навыки
художественного восприятия различных видов
искусства, начальное понимание
особенностей образного языка разных
видов искусства и их социальной роли,
т. е. значение в жизни человека и общества;
научиться анализировать произведения искусства, обрести
знание конкретных произведений выдающихся художников в различных
видах искусства; научиться активно использовать
художественные термины и понятия;
овладеть опытом
самостоятельной творческой деятельности,
а также приобрести
навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе
совместной художественной
деятельности;
приобрести первичные
навыки изображения предметного мира, изображения растений
и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления
об изображении человека на плоскости и в объеме;
приобрести навыки
общения через выражение художественного смысла,
выражение эмоционального состояния, своего отношения в
творческой художественной деятельности и при
восприятии произведений искусства
и творчества своих товарищей;
приобрести знания о роли художника в различных
сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного
мира.
Учебно – методическое обеспечение
Учебники:
Коротеева Е.И. под ред. Неменского Б.М.Изобразительное
искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса. Просвещение - М.: 2005.
Коротеева Е.И, Горяева 2 класс Твоя мастерская. Рабочая
тетрадь по ИЗО (п/р Неменского) М.: 2008.
Методическая литература:
Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной
школе:1-4кл.: пособие для учителя- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004.
Дополнительная литература:
1.
Неменская
Л.А. «Изобразительное искусство», под редакцией Б.М Неменского. – 7-е изд.-
М.:Просвещение. 2007
2.
.Кузин
В.С, Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». 1-4 классы.
3.
Конышева
Н.М. «Праздник делаем сами». Альбом. 1995.
4.
Машинистов
В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению».
2
класс. – М.: Просвещение, 1999.
5.
Геронимус
Т.М. «150 уроков труда».1-4 классы. – Тула:ООО
«Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство «Апрель», ООО «Издательство
АСТ», 2001.
6.
Белошистая
А.В.,.Жукова О.Г «Волшебные коврики». – М.:АРКТИ, 2006.
7.
Белошистая
А.В.,.Жукова О.Г «Волшебные пуговки». – М.:АРКТИ, 2006.
Информационно
– техническое обеспечение
1.
Начальная
школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
2.
«Уроки технологии». 1-4 классы. Мультимедийное
приложение к урокам. Диск содержит презентации к урокам. Издательство «Глобус»»
3.
«Тим Тишка спасают произведения русского
искусства». Беседы по картинам сопровождаются авторским текстом. Медиа Хауз
4.
«Учимся
рисовать». Сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета. DVD
диск
5.
«Уроки
рисования». 100 проектов. Развивашки. СD диск
6.
«Учись
рисуя». DVD диск
7.
Интернет ресурсы:
Презентации:
-
http://www.school.edu.ru |
Российский
общеобразовательный портал где
содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей,
администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные
и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и
психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию
детей, дидактический и сценарный материал
для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт
творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid.
nashcat.ru |
Все
для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт
Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной
информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ,
готовность к школе. |