ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению
для 2 класса разработана на основе:
- Примерной
программы начального общего образования (Москва, 2004г.),
- авторской
программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого,
М.В.Головановой «Литературное чтение» для 2-4 классов
четырехлетней начальной школы, утверждённой МО РФ (Москва, 2004г.)
- регионального
базисного учебного плана 2006 года.
Курс литературного
чтения призван продолжить обучение детей
чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение
раскрывается во всей своей полноте и
многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к
словесному творчеству и к чтению
художественных произведений.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого
пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом
зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно
чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у
него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно
художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным,
нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает
большое воспитательное воздействие
на школьника, формирует его личность.
Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью
единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции
слушателя в категорию читателя, который
начинает постепенно постигать огромный
мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем,
как, каким образом обыкновенные
слова, которыми повседневно пользуются
люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника,
и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными
словами, возникает целый мир (реальный или
фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить
воображение, заставляет его размышлять.
Методические подходы к анализу
произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать
односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом
рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего
читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного
произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы,
волнующие писателя.
Цели обучения
Изучение литературного чтения
направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих
и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно
читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным,
правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования
младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности;
• воспитание эстетического
отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений
о добре и зле, справедливости и
честности, развитие нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно
влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей
способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать
образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение
воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать
творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в
постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт
ребёнка,
- формировать эстетическое
отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей
через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи
школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и
методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора
произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли
преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не
просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного
искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих
отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют
в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает
активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа
обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый
план художественный образ.
Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания
словесно-художественного образа, через
который автор выражает свои мысли, чувства,
идеи.
Литературоведческий
принцип идет на смену лингвистическому
анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения
становились лишь отдельные средства художественной выразительности,
«выпадавшие» из образной ткани
произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите
по-другому.)
Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе
произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не
только образные, но и нейтральные слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений
и других средств художественной
выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь
детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает
на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике,
нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Курс
литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности,
необходимых жизненных наблюдений и
обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений,
характерный для курса литературы в средних
и старших классах школы, вводится
постепенно.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование
и развитие у младших школьников речевых
навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков
литературного чтения заключается в
интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее
во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения —
формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми
словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения,
увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения
про себя;
на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение
рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется
целенаправленная работа по развитию умения
постигать смысл прочитанного,
обобщать и выделять главное.
Кроме
навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание,
составление плана, сжатый и полный
пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные
задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения,
они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов,
уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его
произведений.
В программу
литературного чтения включаются такие разделы,
как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг
чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о
своих сверстниках, об их жизни,
играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие
накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской
самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями
литературоведческого характера: простейшими
сведеними об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре,
особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные
представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного
искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении,
ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Отличительной особенностью программы литературного чтения является
введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и
эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность
включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые
помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Разделы программы
состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы.
Значительное место отведено произведениям современных читателей. Учитывая
особенности учащихся класса и количество часов отведённых на изучение раздела
«Писатели - детям» (83часа), считаю, что
можно взять: 1 час на вводный урок, 9 часов
на раздел «Люблю природу русскую. Осень», 10 часов на раздел «Русские
писатели» и выделить в отдельный раздел «Люблю природу русскую. Весна» в
количестве 8часов.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие
произведений которого носит опосредованный
характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение
художественными образами, чем ярче
оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения.
Характер и полнота восприятия литературного
произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Методы
обучения, используемые для реализации программы:
-
словесный;
- наглядный;
- частично-поисковый
- использование технических средств;
- объяснительный;
- иллюстративный;
- проблемный;
Использование этих методов повышает степень активности и
самостоятельности в деятельности обучаемых.
В ходе использования таких форм работы как индивидуальная, фронтальная, беседа возможно выяснение целого ряда сведений об особенностях читательской ситуации в классе, о направленности читательских интересов, уровне восприятия и характере оценки литературных произведений учащимися. Индивидуальная беседа, в которой школьники иногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между учителем и учеником.
Последовательно реализуются
проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками
внеклассного чтения. Считаю, что проведение урока внеклассного чтения 1 час в
неделю даёт более высокие результаты, чем проведение по 20 минут 2 раза в
неделю. Так как часто обсуждение проблем,
поднятых в произведениях, изучаемых по
программе, переносятся и на уроки внеклассного чтения.
Программа по литературному
чтению предполагает связь с другими предметами: изобразительное искусство,
музыка, окружающий мир, НРК. Для
углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем
в программе средней школы.
Рабочая программа предполагает
использование технологий:
-
интегрированное обучение;
-
игровая технология;
-
здоровьесберегающая и др.
Содержание учебного материала(136 часов)
Основные
блоки программы
Содержание блока |
Количество
часов по программе |
Самое
великое чудо на свете |
1 час |
Устное
народное творчество |
14 часов |
Люблю
природу русскую. Осень |
9 часов |
Русские
писатели |
14 часов |
О братьях
наших меньших |
10 часов |
Из
детских журналов |
7 часов |
Люблю
природу русскую. Зима |
11 часов |
Писатели
- детям |
25 часов |
Я и
мои друзья |
14 часов |
Люблю
природу русскую. Весна |
8часов |
И в
шутку и всерьез |
15часов |
Литература
зарубежных стран |
8 часов |
|
|
Итого |
136 часов |
Практическая часть программы:
- Наизусть
за год – не менее 15 стиховорений
- Практические работы - 20-22
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей
русской литературы, классиков советской
детской литературы; произведения современной
отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной
литературы, доступные для восприятия
младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая
литература. Детские периодичекие
издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к
изучению произведений: малые фольклорные
жанры, народная сказка; литературная
сказка; рассказ; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения:
произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей,
добре и зле; о приключениях и др.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения.
Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея).
Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу
художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения.
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных
переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение
языковых средств художественной выразительности (без использования
терминологии): умение
практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной
речи.
Различение жанров
произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня,
стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры
произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими
видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений
художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской
деятельности. Различать виды информации
(научная, художественная),
опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными
данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием,
иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Для
формирования читательского
кругозора школьников, развития интереса к самостоятельной читательской деятельности 1 ч
в неделю отводится
на внеклассное чтение.
Самое великое
чудо на свете (1 ч)
Читателю. Р. Сеф.
Устное народное
творчество (14 ч)
7 часов
Русские народные песни, потешки и прибаутки,
считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и
волшебные («Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц, «Петушок
и бобовое зёрнышко», «У страха
глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и
журавль», «Каша из топора», «Гуси –
лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень. 9 часов
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт.»Поспевает
брусника»,
А. Плещеев. «Осень
наступила…», А. Фет. «Ласточки пропали…», А. Толстой. »Осень.
Обсыпается весь наш бедный
сад…», С. Есенин «Закружилась
листва золотая…»,
В. Брюсов. «Сухие
листья», И. Токмакова.
«Опустел скворечник…», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские
писатели (31 ч) + 10 часов из
раздела «Писатели – детям»
14 часов
А. Пушкин. «У лукоморья дуб
зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин,
торжествуя…», «Сказка о рыбаке и
рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и
Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и
внучек».
О братьях наших меньших (10 часов)
Б. Заходер.
«Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В.
Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чарушин.
«Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый
утенок».
Из детских журналов
(7 часов)
1. Д. Хармс. «Игра», «Вы
знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Mapшак. «Веселые чижи»;
3. Д. Хармс. «Что это было?»;
4. Н. Гернет,
Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;
5. Ю. Владимиров. «Чудаки»;
6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (11 часов)
И. Бунин. «Зимним
холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я.
Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. « Чародейкою
Зимою…», С. Есенин. «Поет зима — аукает...». «Береза».
Писатели — детям
(83 ч)- 20 ч
25 часов
Произведения
о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я.
Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой
щенок»), А. Л. Барто
(«Веревочка», «Мы не заметили жука,..», «В школу»,
«Вовка —
добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»,)
Я и мои друзья
14 часов
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с
высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев.
«Два
пирожных», В. Осеева.
«Хорошее»
И в шутку и
всерьез 15 часов
Б. Заходер.
«Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни
Пуха»;
Э. Успенский. «Чебурашка»,
«Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов.
«Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»;
И. Токмакова.
«Плим», «В чудной стране»; Г. Остер. «Будем
знакомы»
Люблю природу русскую. Весна(8 часов)
Ф.Тютчев
«Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка»;
А.Блок «На лугу»; С.Маршак «Снег уже теперь не тот…»; И.Бунин «Матери»;
А.Плещеев «В бурю»; Е.Благинина «Посидим в тишине», Э.Мошковская
«Я маму мою обидел».
Литература
зарубежных стран (8 ч)
Детский фольклор стран
Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по
кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и
мотылек», «Знают мамы, знают дети»).
Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах»,
«Красная Шапочка»),
Г. X. Андерсена («Принцесса
на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и
паук»).
Среди произведений классиков
русской и современной литературы учитель
выбирает прозаические тексты и
стихотворения для слушания, заучивания и драматизации, не менее 8—10 произведений для заучивания
наизусть по рекомендации учителя или по
выбору самого ученика.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальной школы
Обучающиеся должны:
·
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и
выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 50
слов в минуту;
·
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о
чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
·
передавать
содержание прочитанного в
виде краткого, полного, выборочного,
творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей)
пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
·
составлять план к прочитанному
(полный, краткий, картинный);
·
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и
цитирования;
·
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые
описания;
·
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику
основным действующим лицам произведения;
·
знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных
жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
·
знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и
зарубежной литературы;
·
знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
·
знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать
их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
·
уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать
содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища,
т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал
отвечать, чем
продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем
завершил свой ответ;
·
давать реальную самооценку выполнения любой
проделанной работы, учебного задания
Учебно
– методическое обеспечение
Учебники:
1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
М.В.Голованова «Родная речь»: Учеб. для
2 класса нач.шк. В 2 ч. - 3-е изд. - М.: Просвещение,
2006
Методическая литература:
1. М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова и др. «Школа России».
Концепция и программы для нач. кл.
В 2 ч.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2009г.
2. С.В.Кутявина, Е.С.Гостимская, М.И.Байкова
«Поурочные разработки по литературному чтению»: 2 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006
3. Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Уроки литературного чтения»: метод. пособие к учебн.
«Родная речь», 2 класс – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007
4. И.Ф.Яценко
«Поурочные разработки по внеклассному чтению», 2 класс. – М.: ВАКО, 2006
Дополнительная литература:
1.
Блинова И.В.
Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и
математики в 1-4 классах- Волгоград: Учитель, 2006.
2.
Брауде Л.Ю., Антипова И.А., Белоусов А.Ф. и др. Очерки
о детских писателях: Справочник для учителей начальных классов: Приложение к
книгам для чтения серии 'Свободный ум' - М:
Баласс
3.
Горецкий В.Г., Л.И.Тикунова
«Контрольные работы в начальной школе по чтению»: Метод. пособие. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2001
4.
Остер Г.Б Вредные
советы про воспитанных детей. - М.: Издательство: Астрель,
АСТ, 2005.
Информационно – техническое обеспечение
1. Начальная школа Кирилла
и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО
«Кирилл и Мефодий», 2009
2. «Времена года». Русская поэзия для детей. DVD
диск
3. «Тренировка быстрого чтения». Супердетки +. Новая игра «Схожие слова». DVD
диск
4. Интернет
ресурсы:
Презентации:
-
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал где
содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.
Учебные, научно -популярные, познавательные и другие
материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию
детей, дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт
творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid.
nashcat.ru |
Все
для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт
Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной
информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ,
готовность к школе. |