Пояснительная записка

Рабочая программа по математике  разработана на основе:

- Примерной программы начального общего образования (Москва 2004);

- регионального базисного учебного плана 2006 года;

          - авторской программы  «Учусь учиться» по математике для 1–4 классов начальной                                                       школы Л.Г. Петерсон 2007год.

Настоящая  рабочая программа  учитывает систему обучения во 2 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, который формирует понимание происхождения и значимости математических понятий, роли математики в системе наук, развивает мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивает духовное, творческое и личностное развитие детей.

В соответствии с этим реализуется: Программа «Учусь учиться» по математике для 1–4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения. Л.Г. Петерсон 2007 в объеме 4 часа в неделю, 136 часов в год.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по математике и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.

Главной целью является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

·        развитие образного и логического мышления, воображения;

·        формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных  и практических  задач, продолжения образования;

·        освоение основ математических знаний, формирование первоначальных  представлений о математике;

·        воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. 

Приобретение знаний об абстрактных понятиях: точке, отрезке, ломаной линии, многоугольнике; об общих понятиях: области, границе, сети линий и др., о простейших пространственных образах: кубе, цилиндре, пирамиде, параллелепипеде, шаре, конусе.

 Овладение способами деятельностей способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.

Освоение компетенций коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенцией и компетенцией личностного саморазвития.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности. Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы. Математическое содержание позволяет развивать  организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий, осуществлять контроль и оценку  их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется  появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих  людях, о себе, о нравственно-этических  нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных  проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить в календарно-тематическом планировании не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. Именно этот аспект  дает основание для утверждения гуманистической, личностно ориентированной направленности процесса образования младших  школьников.

Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и набор конкретных  способов деятельности – ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Таким образом, наряду со «знаниевым» компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умением читать, писать, считать) в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения. 

Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений о математике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления математических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Для  математического, образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.

На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в схеме —планируемый результат)  определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Реализация учебно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения ознакомительное, просмотровое, поисковое и др., создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Содержание учебного материала

4 ч в неделю, всего 136 ч

Общие понятия

Однозначные, двузначные и трехзначные числа.

Операция. Объект операции. Результат операции. Операции  над предметами, фигурами, числами.

Программа действий. Прямые и обратные операции. Отыс­кание неизвестных: объекта операции, выполняемой операции результата операции.

Числовые и буквенные выражения. Вычисление значений простейших буквенных выражений при заданных значениях букв.

Операции умножения и деления, их графическая интерпре­тация. Взаимосвязь между умножением и делением. Название компонентов умножения и деления. Кратное сравнение чисел. Делители и кратные.

Свойства арифметических действий: свойство умножен Ия, сочетательное свойство сложения и умножения, правило вычи­тания числа из суммы и суммы из числа, переместительное, со­четательное и распределительное свойства умножения, правда деления суммы и разности на число.

Таблица умножения. Табличное и внетабличное умножение и деление. Деление с остатком.

Уравнения вида а • x=b, а=Ь, х:а = Ъ.

Упорядоченный перебор вариантов. Дерево возможностей.

Числа и операции над ними

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Решение задач на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел.

Сотня. Счет сотнями. Запись и название круглых сотен. Наглядное изображение трехзначных чисел. Запись и название.

трехзначных чисел. Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.

Тысяча, ее графическое изображение. Сложение и вычита­ние в пределах 1000.

Программа вычислений. Скобки. Сочетательное свойство сложения. Вычитание суммы из числа. Вычитание числа из сум­мы. Использование свойств сложения и вычитания для рациона­лизации вычислений.

Умножение и деление натуральных чисел, взаимосвязь этих операций. Названия компонентов действий умножения и де­ления, взаимосвязь между ними. Графическая интерпретация умножения и деления.

Нахождение неизвестных компонентов умножения и деле­ния. Наблюдение зависимости между компонентами и результа­тами умножения и деления.

Частные случаи умножения и деления с О и 1. Невозмож­ность деления на О.

Переместительное свойство умножения. Таблица умножения однозначных чисел. Табличное умножение и деление чисел.

Кратное сравнение чисел. Решение задач, содержащих от­ношение «больше в...», «меньше в...».

Простые задачи на умножение, деление и кратное сравнение чисел, их краткая запись с помощью таблиц.

Сочетательное свойство умножения. Умножение и деление круглых чисел. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений.

Распределительное свойство умножения. Правило деления суммы на число. Внетабличное умножение и деление.

Деление с остатком с помощью моделей. Компоненты деле­ния с остатком, взаимосвязь между ними. Алгоритм деления с остатком.

Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Составные задачи на все арифметические действия (2-4 действия).

Геометрические фигуры и величины

Метр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чи­сел. Аналогия десятичной системы записи чисел и десятичной системы мер.

Сети линий. Пути.

Прямая. Луч. Отрезок. Ломаная, длина ломаной. Периметр многоугольника.

Плоскость. Угол. Прямой угол. Прямоугольник. Квадрат.

Площадь фигуры и ее измерение. Единицы площади: квад­ратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, взаимосвязь между ними. Площадь прямоугольника. Зависи­мость между сторонами и площадью прямоугольника, ее фикса­ция с помощью формулы S= а~ Ь.

Куб, его ребра и грани. Единицы объема: кубический санти­метр, кубический дециметр, кубический метр. Прямоугольный параллелепипед.

Объем фигуры. Единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Круг и окружность. Циркуль. Вычерчивание узоров из окружностей. Вычерчивание узоров из геометрических фигур.

Монеты и купюры.

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль:

·        проверка домашнего задания;

·        проверка заданий для самостоятельных работ;

·        проверка заданий для контрольных работ.

Итоговый контроль:

·         итоговая  контрольная работа.

Всего контрольных работ -  12

Примерное тематическое планирование для 2 класса (1–4)

4 ч в неделю, всего 136 ч

 

№ уроков

по плану

(по учебнику)

Тема

Количество

часов

по плану

I четверть (36 часов)

1-17 (ч. I, уроки 1-17)

Повторение.

Сложение и вычитание двузначных

чисел с переходом через разряд

17

18-36 (ч.1. уроки 18-34)

Сотня. Счет сотнями. Метр. Назва­ние и запись трехзначных чисел. Сравнение, сложение и вычитание трехзначных чисел

19

 

I I четверть (26 часов)

37-48 (ч. II, уроки 1-13)

Операция. Обратная операция. Про­грамма действий. Алгоритм. Программа с вопросами. Виды алгоритмов. Выражения. Порядок действий в выражениях Прямая. Луч. Отрезок. Ломаная. Длина ломаной. Периметр. Плос­кость. Угол. Прямой угол.

 

 

12

 

49-62

(ч.II уроки 14-21)

 Свойства сложения. Вычитание суммы из числа. Вычитание числа из суммы.

Прямоугольник. Квадрат. Площадь фигур. Единицы площади. Прямо­угольный параллелепипед

 

14

III четверть (44 часа)

63-71 ч. II, уроки 22-30)

 

Новые мерки и умножение. Смысл умножения. Название и взаимосвязь компонентов действия умножения.

Площадь прямоугольника. Переместительное свойство умножения. Умножение на 0 и на 1. Таблица умножения. Таблица умно­жения на 2

9

72-81 ч. II, уроки 31-39)

 

Смысл деления. Название компо­нентов деления. Деление с 0 и 1. Взаимосвязь умножения и деления. Деление по содержанию. Четные и нечетные числа. Таблица умноже­ния и деления на 3. Виды углов

 

10

82-88 (ч. III, уроки 1-8)

 

Уравнения вида а • х=б; а =б ;х:а=б. Таблица умножения и деления на 4. Увеличение и уменьшение в несколько раз. Решение задач на увеличение и уменьшение в не­сколько раз

 

7

89-98 (ч. III, уроки 9-16)

 

Таблица умножения и деления на 5. Порядок действий в выражениях без скобок. Делители и кратные. Таблица умножения и деления на 6. Порядок действий в выражениях со скобками. Таблица умножения и деления на 7.

Взаимосвязь между компонентами и результатами деления

10

99-106

(ч. III,

уроки 17-22)

Кратное сравнение. Решение задач на кратное сравнение. Таблица умножения на 7, 8 и 9. Умножение и деление на 10 и на 100. Окружность. Вычерчивание узоров из окружностей

8

IV четверть (30 часа)

107-117

(ч. III, уроки

23-29)

Объем фигуры. Тысяча. Свойства умножения. Умножение и деление круглых чисел.

Умножение суммы на число и числа на сумму. Внетабличное умножение: 14 • б и б ×14

11

118-130 (ч. III, уроки 30-40 ч. I, уроки 35-38)

Деление суммы на число. Внетаб­личное деление: 72 : 6 и 36 : 12. Деление с остатком. Единицы длины. Миллиметр. Кило­метр.

Сети линий. Пути. Пересечение геометрических фигур. Дерево возможностей

13

131-136 (Повторение)

Итоговое повторение. Переводная и итоговая контрольные работы

 

6

 

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса (базовый уровень)

Основные требования к знания, умениям, и навыкам, учащихся к концу второго года обучения

Знать последовательность чисел от 1 до 1000, уметь чи­тать, записывать и сравнивать эти числа, строить их графиче­ские модели.

Уметь выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Знать таблицу умножения однозначных чисел и соответству­ющие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка).

Уметь правильно выполнять устно все четыре арифметичес­ких действия с числами в пределах 100 и с числами в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Уметь выполнять деление с остатком чисел в пределах 100.

Уметь применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них).

Уметь решать уравнения вида а • х=б, а = б, х: а = б (на уровне навыка) с комментированием по компонентам действий.

Уметь анализировать и решать составные текстовые задачи в 2-3 действия.

Знать единицы измерения длины: метр, дециметр, санти­метр, миллиметр, километр.

        Уметь чертить отрезок заданной длины, измерять длину от­резка

Уметь находить периметр многоугольника по заданным длинам его сторон и с помощью измерений.

Уметь строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоуголь­ник, строить окружность при помощи циркуля.

Уметь вычислять площадь прямоугольника по заданным! длинам его сторон и наоборот, находить одну из сторон прямоугольника по площади и длине другой стороны.

Знать единицы измерения площади: квадратный санти­метр, квадратный дециметр, квадратный метр

 

Учебно – методическое обеспечение

Учебники:

1.        Петерсон Л.Г. «Математика» 2 класс в 3-х ч., М., «Ювента», 2010.

2.        Петерсон Л.Г. «Самостоятельные и контрольные работы по математике для 2 класса», выпуск 2, 1,2, М., «Ювента», 2010г.

 

Методическая литература:

1.        Бут Т.В. Математика. 2 класс: Поурочные планы (по учебнику Л.Г. Петерсон для четырёхлетней начальной школы)- Волгоград: Учитель, 2008.

2.        Петерсон Л.Г. Программа «Учусь учиться» по математике для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа2000…». М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007.

 

Дополнительная литература:

1.    Блинова И.В. Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики  в 1-4 классах- Волгоград: Учитель, 2006.

2.    Волина В.В.Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей- М.: Знание, 1999г.

3.    Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения, 2 класс. Методическое пособие.-М.:УМЦ»Школа2000…»,2003.

4.    Узорова О.В «Книга «3000 примеров по математике. (Сложение и вычитание в пределах 10). 2 класс. «Конт» АСТ, 2007г.

5.    Узорова О. В., Е. А. Нефедова 300 задач по математике. 2 класс Серия: Как научиться быстро считать Издательства: АСТ, Астрель,  2007 г.

 

Материально-техническое обеспечение

1.    Класс  с мультимедиа установкой

2.    Магнитофон

 

Информационно – техническое обеспечение

ЦОР

1.      Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

 

2.      Математика Тренажёр к учебнику Л.Г. Петерсон  2 класс. группа «Марко Поло», - Екатеринбург: 2009г.

 

3.      Супердетки: Тренировка арифметических способностей. Увлекательная развивающая игра для детей  CD-ROM Издатель: Новый Диск, Разработчик: MultiSoft 2007 г.

 

4.      Уроки математики  (Домашний тренажёр для учеников 1-4 классов). «Я учусь решать задачи». –М : «1С», 2009г.

 

5.      «Начальная школа, 1-4 классы». ООО «Кирилл и Мефодий»

 

6.      Электронное учебное пособие к учебникам математики Л.Г.Петерсон. для 1-4 классов 2.4«Марко Поло», - Екатеринбург: 2009г.

 

Интернет ресурсы:

Презентации:

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

 

Hosted by uCoz