Пояснительная
записка
Рабочая программа по
курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе: - Примерной программы
начального общего образования,
- авторской программы А.А. Плешакова Окружающий мир («Мир вокруг
нас»), утверждённой МО РФ (Москва 2007г.) в соответствии с требованиями
федерального компонента государственного стандарта начального образования
(Москва, 2004г.)
- регионального базисного плана2006г.
Учебный курс «Окружающий
мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной
школы.
Курс «Мир вокруг нас»
имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью
экологического образования в современных условиях. С началом третьего
тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а
продолжают углубляться. В XXI веке их решение
приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту
экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает
сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего
дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг
нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного
человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к
природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в
сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего
собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе
происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной
картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества,
формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость,
ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви
к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и
этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие
интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к
изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами
учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся
познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей,
формирования учебной деятельности.
Содержание курса
охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены
до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа
и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания
учебного курса «Мир
вокруг нас» осуществлялся на
основе следующих ведущих идей:
-
Идея
многообразия мира.
-
Идея
экологической целостности мира.
-
Идея
уважения к миру.
В основе методики
преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход,
обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом
используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы
средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут
наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы
и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование
объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны
экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация
посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие
непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут
проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Учебное содержание в
каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы,
растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и
безопасность, экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся
вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и
углубляя спои знания о них, рассматривая их с новой точки зрения.
Учебный
курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной
школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми
окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно
в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках,
продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе
продленного дня, на внеклассных занятиях, на уроках литературного чтения и др.
Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в
повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные
инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания
для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах
аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и
компонента образовательного учреждения.
В
настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве
содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей,
содержания, методов, форм и средств обучения.
Для реализации программы
использую следующие педагогические технологии:
-
интегрированное
обучение;
-
информационно
– коммуникативные технологии;
-
объяснительно-
иллюстративное обучение;
-
игровая;
-
проблемная
поисковая;
-
личностно-ориентированная;
-
здоровьесберегающая.
Методы и формы работы:
-
словесные (рассказ, беседа, доклад);
-
наглядный;
-
практические
(упражнения, практические работы);
-
контроль
(устный и письменный)
Основной формой организации учебно-
воспитательного процесса курса "Окружающий мир" является
урок..
В
процессе изучения курса используются уроки экскурсии, уроки практические
занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за
природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших
школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной
обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для
формирования конкретных знаний и практических умений.
В процессе ознакомления
младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает
наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные
кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более
длительными и систематическими. На смену общеклассным
наблюдениям приходят групповые и индивидуальные.
Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются
друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты.
В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение
одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать
несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких
то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся
методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов
изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из
важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование.
Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее
проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие
в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы.
Представления,
полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения
различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с картами, моделями,
объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами.
В
разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в
коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи
с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и
сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения,
решают конфликтные ситуации.
В
связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в
дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе
изучения предмета "Окружающий мир" часто используются игры
(дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных
интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении
сокращается.
Из
словесных методов в процессе изучения курса "Окружающий мир" чаще
всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить,
закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей
среды.
Эти
технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической
направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,
которая тесно связана с целью курса. Организация учебного процесса: классно –
урочная.
Содержание
учебного материала
Основные блоки программы 68 часов
(2 часа в неделю)
Содержание
блока |
Количество часов по
программе |
Где мы живем |
2
часа |
Природа |
21
час |
Жизнь города и села |
12
часов |
Здоровье и
безопасность |
10
часов |
Общение |
5
часов |
Путешествие |
17
часов |
Заключение |
1
час |
Итого |
68
часов |
Практические
работы – 9
Экскурсии: 5
ОБЖ: « Здоровье и безопасность» (любая тема)
Где мы
живем 2 ч (1 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета
— Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем
родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные
— все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то,
что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа 21 ч (10 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник
тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что
такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь.
Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные
породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных
кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека.
Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их
существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения
и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их
существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки
и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения —
пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян
растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор
букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых,
неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т.
д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и
животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних
изменений в природе.
Практические работы: знакомство
с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;
знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев,
кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных
растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого
уголка.
Жизнь города и села 12 ч (6 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные
сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка
на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность,
сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части
экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об
отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до
керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по
усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по
усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный,
подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы,
вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя,
ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по
усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические
связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних
явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность 10 ч (6 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее
богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные
заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие
учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог,
отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с
бытовой техникой, острыми предметами и т.д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической
безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.
Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек
предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в
отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка
правил перехода улицы.
Общение 5 ч (3 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения
между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых.
Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет
телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за
столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т.
д.).
Практическая работа: отработка
основных правил этикета.
Путешествия 17 ч (7 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их
определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток,
устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления.
Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва
— столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по
усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии:
- ознакомление
с формами земной поверхности и водоемами родного края;
- наблюдение
весенних изменений в природе.
Практические работы: определение
сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
Заключение (1ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
Требования к уровню подготовки обучающихся
2 класса
Учащиеся должны знать:
-
Неживую и живую
природу; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких
и домашних животных; насекомых, птиц, рыб, зверей; основные признаки времен
года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения
в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды
транспорта; наиболее распространенные профессии;
-
Строение
тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные
времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при
контактах с людьми;
-
Имена
и отчества родителей; основные формы приветствия, просьба, благодарность,
извинения, прощания; культуру поведения в общественных местах;
-
Основные
стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной
поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
-
Название
нашей страны и ее столицы, некоторых
других городов России; название нескольких стран мира; государственные
символы России.
Учащиеся должны уметь:
-
Различать
объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой
природы; изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения,
животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в
природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять
правила поведения в природе;
-
Различать
изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом
людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
-
Выполнять
правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
-
Использовать
основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми;
выполнять правила поведения в общественных местах;
-
Определять
основные стороны горизонта с помощью компаса;
-
Приводить примеры достопримечательностей
родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.
Учебно – методическое обеспечение
Для
реализации программного содержания используются:
1.
Плешаков
А.А. «Мир вокруг нас»: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2005;
2.
Плешаков
А.А. «Рабочие тетради» № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» / А.А.
Плешаков. – М.: Просвещение, 2006;
3.
.Плешаков
А.А «Тесты». – М.: Просвещение, 2010;
4. Плешаков
А.А. «От земли до неба»: атлас-определитель: пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений-10-е изд.- М.: Просвещение, 2009
Методическая литература:
1. Бантова
М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И и др. «Школа России». Концепция и программы
для нач. кл. В 2 ч.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2009г.
2.
Казакова
О.В., Сбоева Н.А.Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2 класс, М.:
Просвещение, 2003
3.
Плешаков
А.А., Александрова В.П., Борисова. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг
нас» 2 класс / С.А.– М.: Просвещение, 2002.
4.
Тихомирова Е.М .Поурочные
разработки по предмету «Окружающий мир». К
учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас».2 класс - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2007
Дополнительная литература:
1.
Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и
праздниках:методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Клепинина
З.А. « Окружающий мир»: 1-4 классы: «Сборник тестов для контроля уровня
подготовки выпускников начальной школы» Начальная школа: Результаты обучения – М.:
Вентана-Граф, 2009
3.
Сорокоумова Е.А. «Уроки экологии в начальной школе» Школьное образование - М.:
Аркти, 2008.
4.
Тарабарина Т.И., Е.И.Соколова «И учеба, и игра»: Природоведение: Популярное
пособие для родителей и педагогов « Мои первые уроки» – М.: Академия развития, Академия и К, Академия Холдинг, 2006.
5.«Явления
природы» 1—4 классы. « Сборник загадок»
Изд. 1-е/2-е/3-е, стереотип. - М.: Экзамен, 2009.
Информационно
– техническое обеспечение
1.
Начальная
школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
2.
«Окружающий мир. Чудеса открытий». Учимся
играя. Безопасные опыты в домашних условиях. С D диск
3.
«Занимательная
экология». С D диск
4.
«Мир
природы». Наглядное пособие. 1-4 классы. DVD диск
5.
«Моё
тело. Как оно устроено?» Интерактивная энциклопедия. С D диск
6.
«Тайный
мир животных». Детская познавательная коллекция. DVD
(6
дисков)
7.
Интернет
ресурсы:
Презентации:
- Константинова И.Н. «Части
растений»kinkin.63@bk.ru
-
Милькина Н.Е.
Здоровье и питание (ОМ, 2 класс)"
- «Олений
народ». kotrish@yandex.ru на сайте - viki.rdf.ru
- Самойленко Е..В. «Животные-живые существа »
- «Домашние
животные и их детёныши»
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразователь- ный портал где
содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей,
администраторов. Учебные, научно -популярные,
познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы
здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию
детей, дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт
творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid.nashcat.ru |
Все
для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт
Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной
информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ,
готовность к школе. |