Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе:

-  Примерной программы общеобразовательных учреждений (Москва 2004);

-  регионального базисного учебного плана 2006 года

-  авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык», утверждённой  МО РФ (Москва, 2004г.).

Язык — духовная, культурно-историческая ценность наро­да, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, ин­теллектуального развития младшего школьника, формирова­ние индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, сред­ство познания окружающего мира и самого себя.

Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопри­частности к сохранению чистоты, выразительности, уникаль­ности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как це­лостной системе. Это предполагает:

1)    освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом  и  синтаксическом  строе,  особенностях словообразования;

2)    знакомство учащихся с нормами литературного произ­ношения, с основными принципами и правилами правописа­ния и пунктуации, с особенностями двух форм речи — уст­ной и письменной.

Программа ориентирована также на собственно лингвис­тическое и речевое развитие младших школьников:

осознание (различение) детьми двух реальностей — ок­ружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;

поддержание и развитие «чувства языка», свойственно­го детям;

дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;

развитие (формирование) способности моделировать факты языка;

овладение    ведущими    методами  анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фо­нематического слуха.

Программа предполагает изучение родного языка в един­стве с целенаправленным формированием у детей разверну­той структуры учебной деятельности и познавательной са­мостоятельности: умение самостоятельно планировать учеб­ную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмичес­кими предписаниями, словарями и т. д.), способность к са­мооценке и самоконтролю.

Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком це­ли предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установле­ние последовательности и распределение во времени учеб­ной работы.

Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для ус­пешного выполнения задания.

Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове; звуковой, звуко-слоговый анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотно­шение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки); предложению (смысловая и ин­тонационная законченность, связь слов в предложении; сло­восочетание как распространенное слово; виды предложе­ний по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные пред­ложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).

Основной языковой единицей курса является предложе­ние. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.

Программа строится в соответствии с принципами природосообразности,  поэтапности,  непрерыв­ности,  с  психолого-педагогическими  особенностями  обуче­ния младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют  переучивания,  а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

            Основные разделы программы:

«Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика» (состав слова), «Морфология» (части речи), «Синтаксис и пунктуация», «Орфография».

            Считаю,  что изучение материала необходимо начинать с раздела «Синтаксис и пунктуация» из 20 предполагаемых часов, 12 часов в начале года и 8 часов в соответствии с программой, во втором полугодии, так построен и материал учебника.

На совершенствование каллиграфически правильного письма  планирую проводить один урок в неделю, 34 часа в год.

В процессе реализации программы используются следующие педагогические технологии, формы и методы:

-  информационно – коммуникативные;

-  объяснительно – иллюстративная;

-  творческие;

-  здоровьесберегающие;

-  контроль знаний;

-  проблемно – поисковая.

Методы обучения по деятельности:

-         беседа;

-         рассказ;

-         упражнения;

-         работа с учебником;

Методы по источнику получения знаний:

-         словесные;

-         наглядные (демонстрация схем, плакатов, таблиц и др.)

-         практические (упражнения,  деловые игры)

Формы обучения:

-         простые (беседа, викторина, олимпиада)

-         составные (урок, КВН,)

Организация учебного процесса:  классно- урочная.

Содержание учебного материала

Основные блоки программы

Содержание блока

Количество часов по программе

Синтаксис и пунктуация

20 часов(12часов +8 часов)

Фонетика и графика

50 часов

Части речи

30 часов

Состав слова

26 часов

Повторение пройденного за год

10 часов

Чистописание

34 часа

Итого

170 часов

 

Практическая часть программы:

Творческих работ – 17

Контрольных  диктантов – 10

Словарных  диктантов – 9

Списывание - 3

Основные разделы программы:

«Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика» (состав слова), «Морфология» (части речи), «Синтаксис и пунктуа­ция», «Орфография», «Речевое развитие», «Чистописание».

Синтаксис и пунктуация (20ч).

Предложение как единица языка и речи. Предложение словосочетание — слово: их сходство и различия.

Текст. Признаки текста. Типы текстов. Предложение и текст.

Порядок слов в предложении. Предложения, различные но цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза; логическое ударение, эмоциональная окраска выска­зывания сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Предложения восклицательные и невосклицательные по ин­тонации. Интонация и ее значение для выражения закончен­ности высказывания (законченности мысли).

Простое и сложное предложения. Распространенное и не­распространенное предложения. Главные члены предложе­ния, грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения.

Связь слов в предложении. Однородные члены предложе­ния.

Прямая речь, обращение (общее знакомство).

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препина­ния в предложениях с однородными членами. Знаки препи­нания в сложных предложениях (простейшие случаи).

Анализ и преобразование готового языкового материала, создание (конструирование) высказывания: речевой замысел, выбор соответствующих речевых средств, конструирование речи (предложения, текста).

 

Раздел «Фонетика и графика» (50 ч.) представлен следующим содержанием:

        Звуки  речи.   Гласные  и  согласные  звуки.   Звонкие  и глухие, мягкие и твердые согласные звуки. Согласные звуки парные и непарные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. Оглушение и озвончение парных согласных в сло­ве  (дуб,  сказка;  просьба,  молотьба).  Чередование звуков  в слове   (свет — свеча — освещение;   друг — дружба — друзья). Представление о сильной и слабой позициях звуков в слове (без  терминологии)  и  обозначение  этих  звуков  на письме (дом — дома, дубы — дуб).

        Словесное ударение.  Интонация:  повышение и пони­жение тона речи; логическое ударение; эмоциональное уда­рение  (продление  гласного  или  согласного  звука  в  слове: урааа! каррр!).

        Графика: «перевод слова звучащего в слово написан­ное».

        Алфавит.  Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Соотношение звуков и букв.

Значение (назначение) буквы и и букв е, ё, то, я.

Значение (назначение) букв ь и ъ (мягкого и твердого знаков).

Буквы, обозначающие согласные звуки, парные по звон­кости и глухости. Буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки.

Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в сло­не (ь, е, ё, ю, я). Произношение согласных перед звуком [и].

Буквы, обозначающие раздельное произношение звуков в слове (Илья, подъезд, воробьи).

        Небуквенные графические средства: дефис (из-за, кто-то),пробел (раздель- ное написание слов: в городе, ко мне, и шесть), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка).

        Лексика

Слово и его значение. Словарное богатство русского язы­ка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и анто­нимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.

          Морфемика (состав слова)(26ч).

Особенности морфемного строя русского языка (слова).

Корень, приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Морфемы, выражающие грамматическое значение слова.

Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова: сад садовник, посадка, садик; сад — сада саду — садом— о саде.

 Смысловые, эмоциональные, изобразительные возмож­ности суффиксов и приставок (дом — домик — домище; заго­ворили—отговорили). Обогащение речи учащихся словами, разнообразными по эмоциональной окраске (экспрессивнос­ти)  и стилю.

    Морфология (части речи) (30ч).

Слово, его номинативные и коммуникативные функции.

Лексическое значение слова (название предмета, явления природы; признак предмета, изменение признака; действие предмета, признак действия и др.). Грамматическое значение, грамматические категории, характеризующие слово (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Слово как часть речи. Классификация частей речи и их лексико-грамматические признаки.

Имя существительное. Лексико-грамматические призна­ки: значение, род, число, падеж.

Различение имен существительных, отвечающих на воп­росы кто? что? существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и па­дежам (склонение имен существительных). Различение су­ществительных 1, 2 и 3-го склонения.

Имя существительное как член предложения.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, падеж; согласование с именем сущест­вительным. Склонение имен прилагательных.

Имя прилагательное как член предложения.

Личные местоимения. Значение и употребление; склоне­ние личных местоимений.

Личные местоимения как член предложения.

Глагол, его лексико-грамматические признаки: значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Изме­нение по временам. Изменение по лицам и числам в насто­ящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. I и II спряжение глаголов.

Глагол как член предложения.

Наречие. Лексико-грамматические признаки, употребление в речи. Наречие как член предложения.

Предлог, союз. Роль (назначение) в предложении (речи).

Орфография

Знакомство учащихся с различными принципами русско­го правописания (без терминологии): традиционным, или ис­торическим (написание так называемых словарных слов и слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу), основан­ным на запоминании; морфологическим (общие для родствен­ных слов значимые части — морфемы — сохраняют на пись­ме единое написание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказы­ваются звуки, входящие в состав значимых частей слова); фонетическим (написание, соответствующее установке «пи­ши, как слышишь»).

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова; правописание сочетаний жи — ши; ча — ща; чу — щу; чк — чн. Раздельное написание предлогов со словами; гласные и согласные в приставках; правописание суффиксов к-, -ек-; непроизносимые соглас­ные, двойные согласные; разделительные мягкий и твердый знаки.

Правописание безударных падежных окончаний имен су­ществительных и прилагательных; правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаго­лами.

Мягкий знак после шипящих в конце имен существитель­ных и глаголов.

Употребление прописной буквы в начале предложен Разные способы проверки правописания слов: изменение форм слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Чистописание(34ч).

Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение  ритмичности и плавности письма.

На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить во II классе один урок в неделю. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке.

Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. Во II классе это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в по-рядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети и пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.

На  занятиях проводятся  также  упражнения  по  предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера:  несоблюдения наклона букв и равного расстояния  между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности  одинаково  направленных  штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение   одинаковой   высоты   букв   на   всей строчке  письма);  искажения форм  букв или  их отдельных цементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке   грамматическим   материалом,   усвоением   написания слов с непроверяемыми  безударными  гласными,  двойными согласными  и  т.  д.   Письмо  учащихся  начальных  классов должно быть опрятным, четким, достаточно быстрым.

Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию  школьников,  воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного от­ношения к выполнению любой работы.

Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для фор­мирования речевых умений и навыков, грамотного, графи­чески правильного письма.

Речевое развитие

Обогащение активного и пассивного словаря, развитие мотивов и средств речевой деятельности, ее содержательнос­ти (знание предмета речи), правильности (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической), точ­ности (соответствие выбора средств языка речевой ситуа­ции), выразительности, благозвучности, развитие логичес­кой стороны речи;

способности слышать, различать и воспроизводить инто­национную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логи­ческое, эмоциональное;

развитие двух планов речи — внутреннего и внешнего (на уровне замысла, выстраивания логики, выбора слова, инто­нации и т. д.).

Воспроизведение или самостоятельное создание неболь­шого текста (повествования, описания), несложных лингвис­тических текстов (с опорой на аналитические планы).

Проверка и оценка усвоения программы. Основными ви­дами письменных работ по русскому языку являются списы­вание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зри­тельные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), тесты, обучающие изложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктан­тов: II класс-8-10. Количество слов в текстах, предназначенных для контроль­ных диктантов: II класс, в первом полугодии — 30—35, в конце года — 40—45.

В текстах, предназначенных для изложения во II классе, количество слов для каждого класса соответственно увели­чивается на 15—20. Тексты по содержанию подбираются с учетом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями

            Алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята,  Россия, русский (язык), сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель, хорошо, ягода, язык.

  Выделенные слова изучались в 1 классе.

 Требования  к уровню подготовки обучающихся 2 класса

В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать:

         Предложение как единицу речи;

         Термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные, побудительные);

         Предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

         Оформления предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания – точка, вопросительный и восклицательный знаки);

         Признаки текста и типы текстов;

         Главные члены предложений;

         Связь слов в предложении;

         Различные словосочетания и предложения; термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

         Употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

         Термины и понятии «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

         Различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

         Способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

         Фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

         Основные гласные звуки;

         Назначение буквы ё, е, ю, я обозначают два звука;

         Различие деления слов на слоги и для переноса;

         Влияние ударения на смысл слова;

         Различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;

         Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;

         Роль разделительного мягкого знака (ъ) в слове;

         Алфавит, название букв русского алфавита;

         Употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т.д.

         Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-        Выразительности, грамматической правильности, развитие активного словаря речи учащихся;

-        Выделение главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;

-        Составление предложений на заданную тему;

-        Использование в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

-        Оформление предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);

-        Самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопроса, плану, рисунку (сюжетным рисункам);

-        Выделение частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола – по двум признакам – значение по вопросу;

-        Орфографической правильности речи учащихся;

-        Проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

-        Деления слов на слоги и переноса слов;

-        Правильного написания слов с буквой й;

-        Обозначение мягкости согласных на письме;

-        Написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ъ);

-        Использования прописной буквы в именах собственных;

-        Использование алфавита в работе со словарем;

-        Каллиграфически правильного списывания слов, предложений, тексов без пропусков, вставок, искажений букв;

-        Письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

 

Учебно – методическое обеспечение

            Для реализации программного содержания используются:

Учебная литература

  1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Русский язык»: учебник для 2 класса в 2 ч. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2008г.
  2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Рабочая тетрадь». 2 класс / М.: Просвещение, 2008г.
  3. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. «Чистописание»: рабочая тетрадь для2 класса в 4 ч. / Л.И. Тикунова, т.в. Игнатьева. – М.: Дрофа, 2009.
  4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Русский язык» - «Проверочные работы». М.: Просвещение, 2009г.

 

 

Методическая  литература:

1.    Бантова М.А.,  Бельтюкова Г.В.,. Волкова С.И и др. «Школа России». Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2009г.

2.    Жиренко О.Е.,Обухова Л.А «Поурочные разработки по русскому языку». К учебному комплекту Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой. 2 класс. М.: Просвещение,2009г.

3.    Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.- «Русский язык в начальной школе». 2 класс: книга для учителя. М.: Просвещение, 2007г.

Дополнительная литература:

1.    Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 2004г.

2.    . Нефедова Е.А, Узорова О.В. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 2класс Как научиться грамотно писать.  Издательство: Росмэн-Пресс, 2005г.

3.    Соколова  Т.Е. Персональный компьютер на уроках в начальной школе: Учебно-методическое пособие.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009г.

4.    Узорова О.В.,  Нефёдова Е.А. 3000 примеров по русскому языку.  Харвест, АСТ, 2008г.

5.   Шклярова Т. В. Русский язык. Учимся в школе и дома. 2 класс. –М.:

«Грамотей», 2008г.

 

Материально-техническое обеспечение

1.    Класс  с мультимедиа установкой

2.    Магнитофон

 

Информационно – техническое обеспечение

ЦОР

1.      Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

 

2.      Математика Тренажёр к учебнику Л.Г. Петерсон  2 класс. группа «Марко Поло», - Екатеринбург: 2009г.

 

3.      Супердетки: Тренировка арифметических способностей. Увлекательная развивающая игра для детей  CD-ROM Издатель: Новый Диск, Разработчик: MultiSoft 2007 г.

 

4.      Уроки математики  (Домашний тренажёр для учеников 1-4 классов). «Я учусь решать задачи». –М : «1С», 2009г.

 

5.      «Начальная школа, 1-4 классы». ООО «Кирилл и Мефодий»

 

6.      Электронное учебное пособие к учебникам математики Л.Г.Петерсон. для 1-4 классов 2.4«Марко Поло», - Екатеринбург: 2009г.

 

 

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный                     портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

 

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и  образованию детей, дидактический и  сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

 

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

 

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

 

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

 

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

 

Hosted by uCoz