Пояснительная
записка
Изобразительное
искусство
3класс
Рабочая программа по
изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе Примерной
программы начального общего образования, авторской программы В.Кузина, Э. Кубышкиной, утвержденной МО РФ (Москва, 2004г.), в
соответствии с базисным планом 2006г.
Изобразительное искусство как один
из учебных предметов общеобразовательной школы имеет важное
значение в развитии и воспитании учащихся.
Основными
задачами преподавания изобразительного искусства являются:
·
овладение учащимися знаниями элементарных
основ реалистического рисунка, формирование у них навыков рисования с
натуры, по памяти, но представлению,
ознакомление с особенностями работы в
области декоративно-прикладного и народного искусства;
·
развитие
у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого
воображения, эстетического чувства
и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к
искусству.
Для выполнения поставленных
учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида
занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы,
декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В основу программы положены:
·
тематически-поурочный принцип
планирования учебного материала:¶все темы уроков подчинены общей теме четверти, что отвечает задачам¶нравственного, трудового и
эстетического воспитания школьников, учитывает¶интересы детей, их возрастные
особенности;
·
яркая выраженность
познавательно-эстетической
сущности изобрази¶тельного искусства,
что достигается прежде
всего введением самостоятель-¶ного
раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас»¶за счет
тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу¶доступности;
·
система учебно-творческих заданий на основе
ознакомления с народ-¶ным
декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственно¶го,
трудового и эстетического воспитания;
·
система межпредметных
связей (чтение, русский язык, музыка,
труд,¶природоведение), что позволяет
почувствовать практическую направленность¶уроков изобразительного искусства, их
связь с жизнью;
·
соблюдение
преемственности в изобразительном творчестве
младших¶школьников и дошкольников;
·
направленность содержания программы на активное
развитие у детей¶эмоционально-эстетического
отношения к действительности, эмоционального¶отклика на красоту окружающих
предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут
выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь,
сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др.
Выразительные рисунки получаются на" цветной и тонированной бумаге.
Рисование с натуры (рисунок и живопись)
включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов
действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью.
Задания по
рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока) и кратковременными
(наброски и зарисовки, выполняемые в течение 15 минут. Наброски и
зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от
конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных
представлений у учащихся важно как можно чаще давать задания рисовать по памяти
и по представлению.
Предметы для рисования с натуры в
III классе ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Основное
внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного
положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.
В III классе учитель продолжает
развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. Занятия по
живописи помогают учащимся почувствовать всю¶цветовую прелесть окружающего
мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.
Натурные постановки (не менее трех
на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения
учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья,
коробки, посуда, кубики, пирамиды).
Рисунки с натуры выполняются простым
карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению
рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы — это рисование
композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных
произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных
целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением
набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и
закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения,
объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения
выразительно выполнять рисунки.
Обучение декоративной работе
осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных
композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение
упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного
декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе
декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов,
бабочек/ жуков и т. д., дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие
приемы народной росписи.
В содержании раздела «Декоративная
работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства
эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые
художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному
краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать
труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям
представление народа о красоте, добре.
Понимание ритма, гармоничности
цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися
в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на
уроках трудового обучения: в аппликациях, плетениях, изготовлении игрушек,
вышивке и т. д.
Большую роль для выработки у детей
умения видеть и передавать красоту действительности, для формирования интереса
к изобразительной деятельности играет подбор моделей, тематики композиций и
заданий, широко отражающих различные стороны жизни (природу, быт, учебную
работу, труд, технику, спорт и т. п.).
Беседы об изобразительном искусстве
и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы
воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления
об окружающем мире.
Дети учатся пониманию содержания
картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет,
композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам
старины и произведениям народного художественного творчества.
Занятия обогащаются использованием интернет
класса: показом репродукций и их фрагментов, проведением экскурсий в
художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся
хорошо знали искусство, народное творчество своего края.
Ознакомление с произведениями
изобразительного искусства в III классе проводится в начале или в конце урока в
течение 8—10 минут; в одной беседе показываются, как правило, два-три
произведения (или три-четыре иллюстрации, три-четыре предмета
декоративно-прикладного искусства).
В процессе осуществления связей
изобразительного искусства с уроками труда следует использовать не только
учебный материал, изучаемый в то время в классе, но и изделия, поделки
учащихся, выполненные ими ранее (даже в предыдущих классах).
Содержание
учебного материала
Основные блоки программы № 1
Содержание
блока |
Количество часов по программе |
1.Художественный язык
изобразительного искусства |
14 |
2. Художественное творчество и его связь с окружающей
жизнью |
3 |
3. Мир изобразительных (пластических)
искусств |
8 |
4. Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью |
9 |
|
|
Итого |
34 (1
час в неделю) |
Урок/беседа – 4
Требования к уровню подготовки
В течение учебного года учащиеся
III класса должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке,
приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
К
концу учебного года учащиеся III
класса должны уметь:
·
выражать
свое отношение к рассматриваемому произведению
искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства
вызывает картина);
·
чувствовать гармоничное сочетание цветов в
окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
·
сравнивать свой
рисунок с изображаемым предметом,
использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
·
правильно определять и изображать форму
предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет выделять интересное,
наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в
рисунке;
·
соблюдать последовательное выполнение
рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и
форм);
·
чувствовать и определять холодные и теплые
цвета;
·
выполнять
эскизы оформления предметов
на основе декоративного¶обобщения форм растительного и
животного мира;
·
использовать особенности силуэта, ритма
элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
·
творчески
применять простейшие приемы
народной росписи: цветные¶круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов
и листьев; своеобразие приемов в изображении
декоративных ягод, трав;
·
использовать
силуэт и светлотный контраст для передачи
«радостных» цветов в декоративной композиции;
·
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
·
применять
навыки декоративного
оформления в аппликациях,
плетении, вышивке, изготовлении игрушек, на уроках труда.
Учебно – методическое обеспечение
·
В.С.Кузин, Э.И.Кубышкин
«Изобразительное искусство». 1-4 классы.
·
Н.М.Конышева «Праздник делаем сами». Альбом.
1995
·
В.Г.Машинистов «Дидактический материал по
трудовому обучению».
·
2 класс. – М.: Просвещение, 1999
·
Т.М.Геронимус «150
уроков труда».1-4 классы. – Тула:ООО
«Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство «Апрель», ООО «Издательство
АСТ», 2001
·
А.В.Белошистая,
О.Г.Жукова «Волшебные коврики». – М.:АРКТИ, 2006
·
А.В.Белошистая,
О.Г.Жукова «Волшебные пуговки». – М.:АРКТИ, 2006
·
М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова,
С.И. Волкова и др. «Школа России». Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч.- 4-е изд.-М.:
Просвещение, 2009
·
В.С.Кузин «Изобразительное искусство», 3 класс,
2008
Информационно
– техническое обеспечение
1.
Начальная
школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания,
методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
2.
«Тим
Тишка спасают произведения русского искусства». Беседы по картинам сопровождаются
авторским текстом. Медиа Хауз
3.
«Учимся
рисовать». Сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета. DVD
диск
4.
«Уроки
рисования». 100 проектов. Развивашки. С D диск
5.
«Учись
рисуя». DVD диск
6.
Интернет
ресурсы:
– Презентация «Как
рисовать без кисточки»
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал где
содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей,
администраторов. Учебные, научно -популярные,
познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы
здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию
детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт
творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid.
nashcat.ru |
Все
для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт
Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной
информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ,
готовность к школе. |