Пояснительная записка

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

            Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы  Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» для 2-4 классов четырехлетней начальной школы, утверждённой МО РФ (Москва, 2004г.) в соответствии с базисным планом 2006г.

            Курс литературного чтения призван продолжить обуче­ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры­вается во всей своей полноте и многогранности. Литератур­ное чтение пробуждает у детей интерес к словесному твор­честву и к чтению художественных произведений.

            Литературное чтение — это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свой­ственную дошкольникам, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

            Художественное литературное произведение своим духов­ным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, со­знание, волю. Оно по своей природе оказывает большое вос­питательное воздействие на школьника, формирует его лич­ность.

            Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения являет­ся то, что ребенок переходит с позиции слушателя в катего­рию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользу­ются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставля­ет его размышлять.

            Методические подходы к анализу произведения, преду­смотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произ­ведения, возникающей, когда предметом рассмотрения стано­вится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Вни­мание начинающего читателя должно быть обращено на сло­весно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нрав­ственные проблемы, волнующие писателя.

            Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стра­тегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно худо­жественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тек­сты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красо­ты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребен­ке собственное отношение к действительности. Этот прин­цип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

            Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литера­турного произведения, выдвигает на первый план художе­ственный образ.

            Слово становится объектом внимания читателя и осмыс­ливается им как средство создания словесно-художественно­го образа, через который автор выражает свои мысли, чув­ства, идеи.

            Литературоведческий принцип идет на смену лингвисти­ческому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)

            Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образ­ные, но и нейтральные слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и дру­гих средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и аде­кватно сопереживать герою.

            Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические про­изведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми пред­ставлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

            Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходи­мых жизненных наблюдений и обобщений. Монографиче­ский принцип изучения литературных произведений, харак­терный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

            Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное дей­ствие, протекающее во внутреннем плане.

            Развитие навыка чтения предполагает:

·        на первом году обучения — формирование целостных синтетических прие­мов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение);

·        на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя;

·        на третьем и четвертом годах обучения — наращива­ние скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

            Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения  постигать  смысл  прочитанного,  обобщать  и  выделять главное.

            Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные ком­муникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

            Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведе­ние уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возмож­ности детей и их знания об окружающем мире, о своих свер­стниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

            При обучении детей чтению их знания должны попол­ниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

            Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отно­шения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятель­ности детей, которые помогут им воспринимать художе­ственное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

            Литература относится к наиболее сложному, интеллекту­альному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек полу­чает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются кон­кретно-чувственным опытом и умением воссоздать словес­ные образы в соответствии с авторским текстом.

            Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

·        развивать у детей способность полноценно восприни­мать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

·        учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного    произведения,    выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;

·        формировать    умение    воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение  учащихся,  и  особенно  ассоци­ативное мышление;

·        развивать поэтический слух детей, накапливать эстети­ческий опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

·        формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать  интерес  к литературному творчеству,  творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

·        обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

·        формировать эстетическое отношение ребенка к жиз­ни, приобщая его к классике художественной литературы;

·        обеспечивать достаточно глубокое понимание содержа­ния произведений различного уровня сложности;

·        расширять кругозор детей через чтение книг различ­ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать   нравственно-эстетический   и   познавательный   опыт ребенка;

·        обеспечивать  развитие   речи   школьников   и   активно формировать навык чтения и речевые умения;

·        работать с различными типами текстов;

·        создавать  условия  для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

            Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

 

Содержание учебного материала

Основные блоки программы

 

Разделы программы

Количество часов

1.      Самое великое чудо на свете

2

2.      Устное народное творчество

8

3.      Поэтическая тетрадь №1

8

4.      Великие русские писатели

18

5.      Поэтическая тетрадь №2

6

6.      Литературные сказки

6

7.      Были и небылицы

7

8.      Поэтическая тетрадь №1 (часть 2)

4

9.      Люби живое

14

10.  Поэтическая тетрадь №2

6

11.  Собирай по ягодке, наберёшь кузовок

12

12.  По страницам детских журналов

5

13.  Зарубежная литература

6

 

 

Итого

102

 

Наизусть – не менее 15 стихотворений

Внеклассное чтение –12 уроков по 20 минут (в начале каждой темы)

 

Требования  к уровню подготовки обучающихся 3 класса

 

В результате изучения литературного чтения

ученик должен  знать/уметь:

·        Осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе  литературного произведения и личного опыта

·        Описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно  пользоваться аппаратом учебника, находить  информацию в словарях.

·        Владеть навыком  сознательного  правильного выразительного чтения целыми словами при темпе не мене 70 слов в минуту

·        Передавать содержание прочитанного произведения в виде краткого, краткого, полного, выборочного пересказа,

·        Составлять план к прочитанному

·         самостоятельно или с помощью учителя давать  простейшую характеристику основным действующим лицам произведения

·        Знать названия, темы, 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков

·        Знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

·        Знать не менее 5 народных сказок, уметь их пересказывать

·        Знать не  менее 8-10 пословиц, 2-3 крылатых выражения

·        Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения

·        Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Учебно – методическое обеспечение

Учебники:

·        Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий,  М.В. Голованова, « Родная речь» учебник  в 2-х частях для  3 класса, Москва, «Просвещение», 2005 год

Методическая  литература:

·        С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению», М., «Вако», 2006

·        И.Ф.Яценко «Поурочные разработки по внеклассному чтению», М.: ВАКО, 2006

·        В.Г.Горецкий, Л.И.Тикунова «Контрольные работы в начальной школе по чтению»: Метод. пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001

·        М.А. Бантова,  Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова и др. «Школа России». Концепция и                                    программы для нач. кл. В 2 ч.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2009г

Информационно – техническое обеспечение

1.      Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

2.      «Времена года». Русская поэзия для детей. DVD диск

3.      «Тренировка быстрого чтения». Супердетки +. Новая игра «Схожие слова». DVD диск

4.      Интернет ресурсы:

Презентации:

- Петухова Л.И.: «Телефон» Н.Носова, 3 класс

- «Федина задача» Н.Носова, 3 класс

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный                     портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

 

 

Hosted by uCoz