Пояснительная записка
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Рабочая программа по литературному
чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего
образования, авторской программы
Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой
«Литературное чтение» для 2-4 классов четырехлетней начальной школы,
утверждённой МО РФ (Москва, 2004г.) в соответствии с базисным планом 2006г.
Курс литературного чтения призван
продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и
помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой
художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и
многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному
творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение — это один из
важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества
обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к
книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического
слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем
потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной
литературы.
Художественное литературное
произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно
активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по
своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника,
формирует его личность.
Курс литературного чтения для 1—4
классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней
общеобразовательной школы.
Важной
особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с
позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать
огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель
задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми
повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в
средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у
композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы
обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный),
который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его
размышлять.
Методические
подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного
чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения,
возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь
сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно
быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на
отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы,
волнующие писателя.
Программа предполагает такое
содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на
основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический
принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг
чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.
Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные
интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые
раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений,
рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют
в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает
активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом
особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного
произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Слово становится объектом внимания
читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного
образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Литературоведческий принцип идет на
смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда
предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной
выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)
Слово должно рассматриваться не
изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте,
который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные
слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться
к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной
выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь
детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно
сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит
свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные
жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в
отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение
учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее,
художественной форме, композиции.
Курс литературного чтения не
предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у
младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных
наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных
произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах
школы, вводится постепенно.
Коммуникативно-речевой принцип
нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших
школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача
уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения
как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы
чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие,
протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает:
·
на первом году обучения — формирование целостных
синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами),
интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение
скорости (беглое чтение);
·
на втором году обучения — постепенное введение
чтения про себя;
·
на третьем и четвертом годах обучения — наращивание
скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого
чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию
умения постигать смысл
прочитанного, обобщать и
выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ
прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая
разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая
произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого
общения на чтение текстов.
Коммуникативно-речевой принцип
нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных
читателей с писателем и героями его произведений.
В
программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения»,
«Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и
развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к
классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об
окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о
природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению
социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской
самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания
должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера:
простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его
жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица,
считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и
выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о
метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной
речи).
Отличительной особенностью программы
литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой
деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот
раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности
детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе
проявления собственных творческих способностей.
Литература относится к наиболее
сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого
носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее
наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления,
которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия
литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом
и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Таким образом, курс литературного
чтения нацелен на решение следующих основных задач:
·
развивать у детей способность полноценно
воспринимать художественное произведение, сопереживать
героям, эмоционально откликаться на
прочитанное;
·
учить
детей чувствовать и
понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
развивать образное мышление
учащихся;
·
формировать
умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение
учащихся, и особенно
ассоциативное мышление;
·
развивать поэтический слух детей, накапливать
эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать
художественный вкус;
·
формировать потребность в постоянном чтении
книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства;
·
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные
представления об окружающем мире и природе;
·
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни,
приобщая его к классике художественной литературы;
·
обеспечивать достаточно глубокое понимание
содержания произведений различного уровня сложности;
·
расширять кругозор детей через чтение книг
различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и
познавательный опыт ребенка;
·
обеспечивать
развитие речи школьников
и активно формировать навык
чтения и речевые умения;
·
работать с различными типами текстов;
·
создавать
условия для формирования
потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений,
формировать «читательскую самостоятельность».
Для углубления читательского опыта
детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в
программе средней школы.
Содержание
учебного материала
Основные блоки программы
Разделы
программы |
Количество
часов |
1. Самое
великое чудо на свете |
2 |
2. Устное
народное творчество |
8 |
3. Поэтическая
тетрадь №1 |
8 |
4. Великие
русские писатели |
18 |
5. Поэтическая
тетрадь №2 |
6 |
6. Литературные
сказки |
6 |
7. Были
и небылицы |
7 |
8. Поэтическая
тетрадь №1 (часть 2) |
4 |
9. Люби
живое |
14 |
10. Поэтическая
тетрадь №2 |
6 |
11. Собирай
по ягодке, наберёшь кузовок |
12 |
12. По
страницам детских журналов |
5 |
13. Зарубежная
литература |
6 |
|
|
Итого |
102 |
Наизусть – не менее 15 стихотворений
Внеклассное чтение –12 уроков по 20 минут (в начале каждой
темы)
Требования к уровню подготовки обучающихся
3 класса
В результате изучения литературного
чтения
ученик должен знать/уметь:
·
Осознанно читать, строить диалогические и
монологические высказывания на основе
литературного произведения и личного опыта
·
Описывать и сопоставлять различные объекты,
самостоятельно пользоваться аппаратом
учебника, находить информацию в словарях.
·
Владеть
навыком сознательного правильного выразительного чтения целыми словами
при темпе не мене 70 слов в минуту
·
Передавать
содержание прочитанного произведения в виде краткого, краткого, полного,
выборочного пересказа,
·
Составлять
план к прочитанному
·
самостоятельно или с помощью учителя
давать простейшую характеристику основным
действующим лицам произведения
·
Знать
названия, темы, 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также
литературных произведений писателей – классиков
·
Знать
наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
·
Знать
не менее 5 народных сказок, уметь их пересказывать
·
Знать
не менее 8-10 пословиц, 2-3 крылатых
выражения
·
Уметь
полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого
учителем или одноклассником произведения
·
Давать
реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Учебно – методическое обеспечение
Учебники:
·
Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, «
Родная речь» учебник в 2-х частях
для 3 класса, Москва, «Просвещение»,
2005 год
Методическая литература:
·
С.В.Кутявина
«Универсальные поурочные разработки по литературному чтению», М., «Вако», 2006
·
И.Ф.Яценко
«Поурочные разработки по внеклассному чтению», М.: ВАКО, 2006
·
В.Г.Горецкий, Л.И.Тикунова
«Контрольные работы в начальной школе по чтению»: Метод.
пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001
·
М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова,
С.И. Волкова и др. «Школа России». Концепция и программы
для нач. кл. В 2 ч.- 4-е
изд.-М.: Просвещение, 2009г
Информационно
– техническое обеспечение
1.
Начальная
школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания,
методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
2.
«Времена
года». Русская поэзия для детей. DVD диск
3.
«Тренировка
быстрого чтения». Супердетки +. Новая игра «Схожие
слова». DVD диск
4.
Интернет
ресурсы:
Презентации:
- Петухова
Л.И.: «Телефон» Н.Носова, 3 класс
-
«Федина задача» Н.Носова, 3 класс
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал где
содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей,
администраторов. Учебные, научно -популярные,
познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы
здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию
детей, дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт
творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid.
nashcat.ru |
Все
для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт
Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной
информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ,
готовность к школе. |