ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
ТРУДОВОЕ
ОБУЧЕНИЕ
Рабочая
программа по трудовому обучению для 3 класса разработана на основе Примерной
программы начального общего образования, авторской программы Т.М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утвержденной
МО РФ (Москва,
Общая характеристика учебного предмета
Деятельностный
подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной
характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию
у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего
мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет
сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения
и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения
конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных
материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями
проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность
практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены
на основе постепенного увеличения степени технологической сложности
изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой
инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения
принципиально важное значение имеют
социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная
значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета
технология являются:
-
практико-ориентированная
направленность содержания обучения;
-
применение
знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных
предметов для решения технических и технологических задач;
-
применение
полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых
обязанностей.
Независимо от технологической направленности
обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и
способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению
изделий из различных материалов и деталей конструктора. В примерную программу
включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать
у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
Основные содержательные линии
С учетом специфики данного учебного предмета в
примерной программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют
концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и
расширять программный материал: «Общетрудовые знания,
умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных
материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы
на компьютере».
Цели обучения
В
процессе обучения технологии в начальной
школе реализуются следующие цели:
-
развитие сенсорики, мелкой моторики рук,
пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
способностей ориентироваться в информации разного вида;
-
освоение знаний
о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира,
первоначальных представлений о мире профессий;
-
овладение
начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом
практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов
труда; способами планирования и
организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику
для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-
воспитание
трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к
информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил
сотрудничества в коллективной деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Обучение технологии (труду) способствует
формированию общеучебных умений и навыков. Среди них:
умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать
суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств,
конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том
числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения
практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.
Результаты
обучения
представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и
содержат три компонента: знать/понимать
– перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь
– владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений,
которыми ученик может пользоваться во внеучебной
деятельности – использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основными результатами обучения
технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки
по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора
(самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение
последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка
изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения
практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск,
преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки
учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
Основное содержание
программы по трудовому обучению
Общетрудовые знания,
умения и способы деятельности
Трудовая
деятельность в жизни человека. Рукотворный
мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира. Современная
техника: транспорт, средства связи, бытовые электроприборы и инструменты,
компьютеры и т.д. (назначение, исторические аналоги, общее представление о
конструкции).
Влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье (общее
представление).
Содержание
труда людей ближайшего окружения; профессии моей семьи. Ручной, механизированный и автоматизированный труд.
Процесс
труда: планирование и
организация рабочего места; рациональное размещение инструментов и материалов; распределение рабочего времени;
выполнение последовательности технологических операций под руководством учителя
и по операционной карте; контроль за ходом
деятельности; соотнесение результатов деятельности с образцом. Осуществление
сотрудничества при коллективной работе. Соблюдение безопасных приемов труда при
работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, компьютером;
соблюдение правил личной гигиены.
Первоначальные
умения проектной деятельности:
сбор и анализ информации о создаваемом изделии; поиск и построение плана
деятельности; коллективный выбор лучшего варианта; определение
последовательности изготовления изделия; выбор средств достижения поставленной
задачи; изготовление изделия; проверка изделия в действии; представление и
оценка результатов деятельности.
Варианты проектов:
разработка поздравительных открыток, игрушек, домашней утвари (прихватки,
подставки для карандашей и т.п.); создание декоративных композиций и панно из
различных материалов; сборка моделей архитектурных сооружений и технических
устройств из деталей конструктора.
Технология изготовления изделий из различных
материалов (опыт практической
деятельности)
Многообразие
материалов и область их применения: древесина, металл, бумага, текстильные и пластичные
материалы (называние, сравнение свойств, использование). Природные и
искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка
материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование
материалов.
Поиск и
применение информации для решения технических и технологических задач: определение формы и размеров деталей
изделия, способов их соединения по рисункам, эскизам, чертежам. Установление
пространственных отношений между деталями изделия. Определение
последовательности изготовления изделия по сборочной схеме и операционной
карте. Условные обозначения на чертежах и схемах. Понятия: заготовка, деталь,
изделие.
Использование
измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием
разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля, угольника).
Представление о развертке, выкройке детали.
Изготовление изделий из бумаги и картона.
Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность,
инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы. Изготовление
плоскостных и объемных изделий из бумаги
по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и
размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру;
складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием;
сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия
относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным
орнаментом, окрашиванием.
Создание изделий и
декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых
геометрических форм (в том числе с использованием компьютерных технологий).
Варианты объектов труда: поздравительные открытки,
закладки для книг, игрушки, изделия в технике оригами (собачка, кошка, тюльпан. кораблик и т.п.), летающие
модели, макеты архитектурных форм, коробочки, подставки для письменных
принадлежностей, подарочные упаковки, декоративные композиции.
Изготовление изделий
из природных материалов. Краткая характеристика операций сбора, хранения
и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и
приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы. Изготовление
плоскостных, рельефных, объемных изделий из
природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с
учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление
пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия
пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.
Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу:
моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в
технике мозаичных и аппликационных работ.
Варианты объектов труда:
изготовление моделей объектов окружающего мира (архитектурные сооружения,
цветы, фрукты, овощи, животные, предметы быта и т.п.), декоративные композиции.
Изготовление изделий
из пластичных материалов. Краткая характеристика операций подготовки
и обработки пластичных материалов (последовательность, инструменты и
приспособления). Способы формообразования деталей изделия.
Практические работы. Изготовление
изделий из пластичных материалов:
подготовка однородной массы; формообразование деталей изделия; соединение
деталей на шип, «в надрез»; пластическое преобразования целой заготовки в
изделие; использование природных материалов и фурнитуры для оформления изделия;
приемы создания фактурной поверхности; сушка изделия. Декоративное оформление
изделия окрашиванием.
Создание изделий и декоративных композиций по
собственному замыслу: создание моделей объектов живой и неживой природы;
создание декоративных композиций из пластичных материалов.
Варианты объектов
труда:
изготовление моделей предметов живой природы (животные, птицы, цветы и т.п.);
изготовление моделей объектов неживой природы (транспорт, архитектурные
сооружения, предметы быта).
Изготовления изделий
из текстильных материалов. Краткая характеристика операций обработки
текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления).
Способы выполнения ручных швов.
Практические работы. Изготовление
плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с
учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и
раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям
разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей
петлеобразными стежками, ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными
деталями, вышивкой, фурнитурой.
Создание изделий и
декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из тканей и
нитей.
Варианты объектов труда: закладки для книг,
декоративные салфетки, прихватки, одежда для кукол, пальчиковые куклы, мягкая
игрушка, изготовление изделий в технике лоскутной пластики, нитяной графики.
Изготовление изделий
из проволоки и фольги. Краткая характеристика операций обработки проволоки
и фольги (последовательность, инструменты и приспособления).
Практические работы. Изготовление
изделий из проволоки и фольги:
правка и резание заготовок, сгибание ручными инструментами и на оправках; плетение
из проволоки; тиснение фольги; способы соединения деталей из проволоки и
фольги.
Создание изделий и
декоративных композиций из проволоки и фольги по собственному замыслу.
Варианты объектов труда: головоломки, каркасные модели
животных и растений, оплетение готовых форм (ручек, карандашей и т.п.); рамки
для фотографий, елочные украшения, декоративные композиции.
Сборка моделей и
макетов из деталей конструктора. Машины и механизмы: назначение
и история создания. Общее представление об устройстве машины: двигатель, механизм
передачи движения, рабочий орган, органы управления. Краткая характеристика
операций сборки моделей из деталей конструктора (последовательность,
инструменты и приспособления). Понятия: типовая деталь, подвижные и неподвижные
соединения деталей.
Поиск и применение информации для решения
технических и технологических задач: определение принципа действия и устройства
простейших машин и механизмов по образцу и графическому изображению;
определение назначения, количества и способа соединения деталей и узлов.
Практические работы. Сборка
моделей машин и механизмов из деталей
конструктора: сборка модели по
образцу и сборочной схеме с использованием типовых деталей и механизмов; приемы
монтажа изделия с использованием резьбовых соединений; проверка модели в
действии; демонтаж изделия.
Создание моделей несложных объектов по собственному
замыслу.
Варианты объектов труда: сборка моделей транспортных средств на основе различных
видов тележек, сборка моделей транспортирующих устройств типа подъемного крана,
экскаватора, транспортера; сборка моделей бытовой техники типа миксера, дрели и
т.п.
Домашний
труд
Уход за одеждой. Общее представление об истории костюма, национальных
традициях и особенностях одежды. Конструктивные и декоративные элементы одежды.
Правила ухода за одеждой и обувью.
Практические работы. Мелкий
ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов: приемы
пришивания пуговиц; восстановление распоротых швов на одежде; декоративное
оформление одежды вышивкой, аппликацией.
Ремонт книг. Общее представление об истории
книгопечатания. Основные части книги. Материалы, применяемые для изготовления
книг. Правила обращения с книгами. Приемы обработки плотной бумаги и картона.
Практические работы. Несложный
ремонт книг: ликвидация разрывов книжных листов; крепление выпавших листов
книги; склеивание обложки книги. Бережное использование и экономное
расходование материалов. Ремонт учебников и тетрадей.
Декоративное оформление предметов быта и жилища. Общее
представление об интерьере дома. Традиции и характерные особенности культуры и
быта народов России. Семейные праздники и традиции. Украшение дома. Правила
уборки помещений.
Практические работы. Декоративное
оформление домашней утвари и жилища изделиями из бумаги и ткани,
декоративными панно, аппликацией из различных материалов, композициями из
декоративных цветов и т.п. Оформление домашних праздников: разработка и
изготовление пригласительных билетов, сувениров для конкурсов, подарков. Уборка
помещений.
Современная
бытовая техника. Современная
бытовая техника (назначение, общее представление об устройстве). Правила
управления. Безопасные приемы труда при использовании бытовой техники.
Экономное расходование электроэнергии.
Практические работы. Управление работой бытовой техники; чтение условных обозначений на
панелях бытовых приборов и пультах управления; соблюдение мер безопасности при
использовании бытовых электроприборов.
Содержание
учебного материала
Основные блоки программы
Содержание
блока |
Количество часов по
программе |
Изготовления изделий
из различных материалов |
32 |
Практика работы на компьютере |
12 |
Технология изготовления изделий из различных материалов
(опыт практической деятельности) |
4+14 |
Домашний труд |
1+5 |
|
|
Итого |
68
|
Экскурсий: 2
Бесед: 13
Требования к уровню подготовки обучающихся
3 класса
знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
поиска,
преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием
компьютера) для решения различных задач;
·
использовать
компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения
домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
·
соблюдения
правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами,
инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных
технологий;
·
создания
различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
·
осуществления
сотрудничества в совместной работе.
УЧЕБНО
– МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПО
ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
·
Т.М.Геронимус «Я все умею делать сам»: учебник для 3
класса. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006.
·
Т.М.Геронимус «Я все умею делать
сам»: учебник-тетрадь для 3 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006.
·
Т.М.Геронимус «Работаем с
удовольствием»: методические рекомендации для учителей начальных классов по
использованию комплекта учебников-тетрадей по трудовому обучению в школе. 1-4
классы. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 1998.
·
Т.
.М. Геронимус «Уроки технологии в 3 классе»:
методическое пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2003.
·
М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова,
С.И. Волкова и др. «Школа России». Концепция и программы
для нач. кл. В 2 ч.- 4-е
изд.-М.: Просвещение, 2009г
·
Т.М.Геронимус, «150
уроков труда в 1—4
классах»:
Методические рекомендаций к планированию занятий.— М.: Новая школа, 1994; Тула: Издательство АРКТОУС,
1996, 1997
·
Т.М.Геронимус
«Мастерская трудового обучения
в 1—4 классах»: Методические
рекомендации.— М.: Новая школа, 1994;
Тула: Издательство АРКТОУС, 1997
Информационно
– техническое обеспечение
1.
Начальная
школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания,
методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
2.
«Уроки технологии». 1-4 классы. Мультимедийное приложение к урокам. Диск содержит
презентации к урокам. Издательство «Глобус»»
3.
«Тим Тишка спасают произведения русского
искусства». Беседы по картинам сопровождаются авторским текстом. Медиа Хауз
4.
Интернет
ресурсы:
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал где
содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей,
администраторов. Учебные, научно -популярные,
познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы
здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию
детей, дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал
для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт
творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid.
nashcat.ru |
Все
для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт
Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной
информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ,
готовность к школе. |