Пояснительная записка

            Программа составлена на основании Примерной программы общеобразовательных             учреждений ( Москва, 2004 г.) на основе регионального базисного учебного плана 2006 г.

Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики.

К основным целям общего начального образования относятся:

·        развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

·        воспитание нравственных и эстетических чувств учащегося, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

·        освоение школьниками системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

·        охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

·        сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В то же время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе.

Обучение информатике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·        освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

·        овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

·        воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

·        приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками курса информатики основной школы. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более что, по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет, и запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

В курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению ими таких тем, как «Представление информации в виде схем и таблиц», «Алгоритмы», «Элементы формальной логики», «Формализация и моделирование», а также других логически сложных разделов информатики. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как, например, «Информация и информационные процессы», «Виды информации», «Организация и поиск информации». Кроме того, практическую работу на компьютере можно рассматривать как общеучебное умение, применяемое на других уроках.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо прежде всего развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического, алгоритмического и системного мышления, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Модуль «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать:

·        как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

·        для чего нужны основные устройства компьютера;

уметь:

·        пользоваться мышью и клавиатурой;

·        запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

Модуль «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

·        выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

·        сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.  

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать:

·        что такое полное имя файла;

уметь:

·        создавать папки (каталоги);

·        удалять файлы и папки (каталоги);

·        копировать файлы и папки (каталоги);

·        перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

·        набирать текст на клавиатуре;

·        сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;

·        копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

·        устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

·        подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

·        составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Модуль «Создание печатных публикаций». Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

·        вставлять изображения в печатную публикацию;

·        создавать схемы и включать их в печатную публикацию;

·        создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

·        красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;

·        составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание электронных публикаций». Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

·        создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;

·        включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.

Модуль «Поиск информации». Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

·        искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;

·        искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, при создании печатных или электронных публикаций.

II. Общеобразовательный компонент

Главная цель данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создать предпосылки успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача – формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:

1)      развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

·        применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

·        алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

·        системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

·        объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2)      расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;

3)      создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, считается, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий, но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.

4-й класс

Содержание учебного материала

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Из них

контрольных работ – 4

практических -17

                        Основные блоки программы

 

 

Название

Содержание

Кол-во

часов

1.

Алгоритмы

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров).

9ч.

2.

Объекты

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

8 ч.

3.

Логические рассуждения
 

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданные критерии. Правила вывода «если–то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и–или» графы.
 

10 ч

4.

Применение моделей (схем) для решения задач

Приемы фантазирования (прием «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.)

 

7 ч

 

Модуль «Знакомство с компьютером»

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Учащиеся познакомятся:
• с примерами использования компьютеров в жизни людей;
• с некоторыми профессиями, которые появились благодаря компьютеру;
• с примерами того, как изобретение компьютера повлияло на профессии;
• с программами, управляющими работой компьютеров.

Учащиеся будут знать:
• как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
• для чего нужны основные устройства компьютера.

Учащиеся будут уметь:
• пользоваться мышью и клавиатурой;
• запускать и завершать компьютерные программы.

 Модуль «Создание рисунков»

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
Учащиеся познакомятся:
• с примерами ситуаций, в которых может потребоваться умение создавать рисунки с помощью компьютера;
• с некоторыми компьютерными программами, позволяющими создавать компьютерные рисунки;
• с набором основных инструментов и операций, применяемых при рисовании на компьютере.
Учащиеся будут уметь:
• выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
• сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Алгоритмы (9 ч)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров).
Объекты (8 ч)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10 ч)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданные критерии. Правила вывода «если–то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и–или» графы.
Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)
Приемы фантазирования (прием «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.)

Требования  к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

 знать:

-как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

-для чего нужны основные устройства компьютера;

- что такое полное имя файла;

уметь:

- пользоваться мышью и клавиатурой;

-запускать и завершать компьютерные программы;

- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

- сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения;

-выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ;

-создавать папки (каталоги);

- удалять  файлы и папки (каталоги);

- копировать файлы и папки ( каталоги);

- перемещать файлы и папки (каталоги);

- набирать текст на клавиатуре;

- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые тексты и редактировать их;

- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертания букв;

- вставлять изображения в печатную публикацию;

- определять составные части предметов и состав этих составных частей;

- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит;

- заполнять таблицу признаков  для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;

- выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;

- изображать множества с разным взаимным расположением;

- записывать выводы в виде правил « если- то»;

-по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил « если- то».

 

Учебно - методическое обеспечение

 

1. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс.1,2.- М.:Баласс,2007 г.

2. Горячев А.В. Информатика и ИКТ.4 класс.- М.: Баласс, 2007г.

3.Горячев А.В. Методические рекомендации для учителя.- М:. Баласс, 2002г.

4. Г. Б. Голуб, Е.А.  Перелыгина, О.В. Чуракова. Основы проектной деятельности школьника. Самара: Издательство « Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006.

5. Т.Е. Соколова. Персональный компьютер на уроке в начальной школе. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2009.

6. Т.Е. Соколова. Информационно- аналитические умения: система индивидуального мониторинга. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2007.

 

 

                        Информационно- техническое обеспечение

 

       1.Обучающая игра Губка Боб квадратные штаны учит печатать. PCcd-rom

 

       2.Уроки информатики 4 класс. PCcd-rom

 

      3.Дракоша и занимательная информатика. PCcd-rom

 

       4.Мир информатики ( Приложение Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия). PCcd-rom

 

 

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный                     портал

Образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

 

Hosted by uCoz