Пояснительная записка

         Программа составлена на основании Примерной программы общеобразовательных учреждений ( Москва, 2004г.) на основе регионального базисного учебного плана 2006г.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с русского языка:

•овладение функциональной грамотностью;

 •овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

•овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

•определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;      

 •приобщение к литературе  как искусству слова;

 •приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого.

Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. В 4-м классе  читают статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бернс). Одним из ведущих принципов отбора и расположения материала является  монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы и его с историей детской литературы.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? Это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебников, а значит, и системы уроков литературного чтения в форме  эвристической  беседы..

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы в далекое и не очень далекое прошлое, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы.

 В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем, дневников.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел.  Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. Если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть слишком большой, дети могут учить одно из 2–3стихотворений по собственному выбору.

.
 

Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1.Тематика чтения.

2.Техника чтения.

3.Формирование приемов понимания прочитанного.

4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

5.Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

6.Развитие устной и письменной речи.

 

 

Содержание учебного материала

На изучение литературного чтения отводится: всего 136 часов в учебный год             (4 часа в неделю).
В
том числе:
на проведение проверочных работ —8 ч;
библиотечных уроков —3 ч.

Программа 4 класса содержит следующие разделы:

№ раздела

 

Название раздела

 

Количество часов

 

1.

Произведения детской литературы разных жанров

 

9 часов

2.

У истоков русской детской литературы

20 часов

3.

Детская литература XIX века

42часов

4.

Детская литература XX века

33 часов

5.

Детская литература 30-50 годов

12 часов

6.

Детская литература 60- 90 годов

19 час

 

Итого

136 часов


Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д.

Для заучивания наизустъ рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3—4 до 7—8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивая начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;

– составлять простой и сложный планы;
– пересказывать текст по плану.

 Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– определить тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;
– назвать героев произведения, увидеть в тексте героев, описания природы и интерьера;
– видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;

– высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
– представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное. Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы:
– практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;
– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки.

 

 

Таблица требований

к умениям  учащихся по литературному чтению

 

Линия развития учащихся средствами предмета « Литературное чтение».

- овладение функциональной грамотностью;

- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;

- овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

- определение своего эмоционально- оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

- приобщение к литературе как к искусству слова;

- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе книгах, писателях

4 класс

Осознанное, правильное, выразительное чтение

Умение аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям. понимать и определять свои эмоции.

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою);

Самостоятельное нахождение ключевых слов;

Понимать и формулировать  своё отношение к авторской манере письма;

Относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в, XIX  в., XX в, XXI в); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с  тематикой детской литературы;

Самостоятельное освоение незнакомого текста ( чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения;

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относится к предпочтениям других

Относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

Вычитывание разных уровней информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

 

Видеть языковые средства, использованные автором

Формулирование основной мысли текста;

 

 

Составление простого и сложного плана текста;

 

 

Написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

 

 

Скорость чтения 86-90 слов в минуту.

 

Учебно-методическое обеспечение

 

 

1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе.- Ч.1, 2.- М.: Баласс, 2004

2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Тетрадь по чтению к учебнику « В океане света». 4 класс- М.: Баласс, 2005

3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А.Козлова. Летняя тетрадь будущего четвероклассника. 4 класс- М.: Баласс, 2005

4. Уроки чтения по книге « В океане света» 

5. А.В. Аркадьева. Из опыта работы по книге для чтения « В океане света».     4 класс- М.: Баласс, 1999

6. Г.Г. Мисаренко. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. М., издательский дом «Оникс 21 век», 2004.

7. С.Н Костромина, Л.Г. Нагаева. Как преодолеть трудности в обучении чтению.- М.: Издательство « Ось-89»

 

Информационно-техническое обеспечение

 

1. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005». PCCD

2.  «Супердетки + Тренировка быстрого чтения». PCCD

 

 

 

http://www.school.edu.ru

РРоссийский общеобразовательный                     портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

Hosted by uCoz