ПРОГРАММА КУРСА

к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики»

4 класс

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Федеральном государственном стандарте начального обще­го образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазви­тию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственно­сти, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении россий­ской государственности; становление внутренней установки лично­сти поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных тра­дициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Издательство «Русское слово» в рамках комплекта «Началь­ная инновационная школа» выпустило учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2010 г. учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Россий­ской академии образования и получил гриф «Рекомендовано Ми­нистерством образования и науки РФ».

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и до­стоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, му­жество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благо­приятными возможностями для знакомства детей с основами этике­та. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обре­меняет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникно­вения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у раз­ных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведе­ния, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к воспри­ятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и куль­туры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда проис­ходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодо- бряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает де­тям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, про­явление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освое­ния содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизво­дящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти за­дания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разреше­ния родителей прибегают к ресурсам Интернета.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабаты­ваются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновы­вать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей пер­вичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знако­мятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее под­готовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подгото­вить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным цен­ностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его по­сильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросо­вестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, нахо­дить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отноше­ния к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует отно­ситься уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирова­ние у детей коммуникативной и социальной компетентности, со­циокультурной идентичности.

Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность на­шего общества и государства.

Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уваже­ние к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств лично­сти подростка, происходит усвоение опыта положительного обще­ственного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Ро­дину и свой народ.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализу­ет межпредметные связи с русским языком, литературой, истори­ей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополни­тельных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к рели­гиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, рас­пространенной на той территории, где находится школа. Они зна­комятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздни­ках и традициях верующих.

Базовый учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 ча­сов. Курс «Основы светской этики» небольшой, однако и он требует итогового повторения, на которое отводится заключительный урок. Как подчеркивают психологи, без систематического повторения нельзя прочно и надолго запомнить учебный материал, всего лишь один раз изложенный учителем и хорошо понятый учащимися. Как известно, в основе памяти находится не механическое запомина­ние, а мыслительный процесс. Поэтому важно для запоминания от­сроченное, повторное уяснение содержания и смысла материала.

Именно такой подход, наряду с предыдущими рекомендациями, даст положительные результаты в изучении светской этики и норм этикета в начальной школе.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно- нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основны­ми нормами нравственности, дать первичные представления о мо­рали. Поставлена задача нравственного развития младших школь­ников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельно­сти предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упоря­дочить уже имеющиеся у них.

Особенности курса

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно- воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, по­лученные в начальной школе. Курс призван обеспечить обществен­но значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьни­кам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и поря­дочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики по­лучают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, ска­зок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первона­чальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоци­онального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализи­ровать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

При изучении основ светской этики следует выполнять обще­дидактические требования, применяемые ко всем урокам в на­чальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, та­кую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бо­яться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учени­ков. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое- либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебно­го пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие но­вого для учеников материала; при интерпретации во время бесе­ды происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диало­га ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пере­сказ прочитанного, составление рассказа с введением в него но­вых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений де­тей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходит­ся поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое пове­дение или свою позицию, обосновать поступок, разработать соб­ственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и про­анализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: форму­лировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный ма­териал по предложенному плану, работать с разнообразными источ­никами информации, планировать и контролировать учебные дей­ствия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабаты­ваются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновы­вать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семей­ные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимо­помощи в семье, уважительном отношении к родителям, род­ственникам, старшим. На уроках этики происходит форми­рование у детей первичных представлений о культуре семей­ных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обы­чаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семей­ных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащим­ся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя ро­дословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным цен­ностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его по­сильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросо­вестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, нахо­дить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отноше­ния к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует отно­ситься уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирова­ние у детей коммуникативной и социальной компетентности, со­циокультурной идентичности.

Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность на­шего общества и государства.

В целях повышения эффективности работы учителя и сокраще­ния затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержа­ние курса светской этики (программа) дается в сочетании с тема­тическим планированием его преподавания. В планировании ука­заны темы уроков, их количество и требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся. Более подробные рекомендации практического характера, а также внеклассные мероприятия раз­работаны в поурочном методическом пособии к учебнику «Осно­вы светской этики».


3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тематическое планирование. Всего: 17 ч при 1 ч в неделю

Тема

Количество часов

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Введение в предмет

1

Народы России, их духовно- нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его струк­тура. Истоки вежливых слов. Значе­ние вежливости

Иметь представление о поняти­ях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; фор­мулировать вопросы к тексту и отвечать на них

Россия — Роди­на моя

1

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, рус­ские. Наша Родина — Россия, ее гео­графическое положение, природа, население. Радушие и доброжела­тельность россиян. Россия — много­национальное государство. Нацио­нальность и раса. Древние города России, их памятники культуры

Иметь представление о поняти­ях: Родина, Россия, националь­ность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Рос­сийской Федерации на карте, объяснять значение однокорен- ных слов, происхождение на­звания Русь; пересказывать про­читанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов

Этика и этикет

1

Понятия этика, мораль (нравствен­ность). Назначение этики, ее кате­гории. Понятие этикет, его про­исхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершен­ствование. Современные правила поведения, манеры поведения чело­века, их характеристика

Иметь представление о поняти­ях: этика, этикет, манеры, нрав­ственность (мораль). Уметь: следовать правилам хоро­шего тона; объяснять практиче­ские ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам

Вежливость

1

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай сни­мать головной убор. Этикет привет­ствия в школе и дома, на улице. От­ношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга

Иметь представление о поняти­ях: вежливость, уважение, так­тичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жиз­ненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое зна­чение; говорить и слушать, уча­ствовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения

Добро и зло

1

Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских на­родных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голо­са, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдер­жанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать — начало доброго отноше­ния к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бес­корыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявле­ния доброты

Иметь представление о поня­тиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, так­тичность, сдержанность, благо­желательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы обще­человеческих ценностей; объяс­нять смысл пословиц и погово­рок; определять значения слов; соотносить понятия с определе­ниями; соотносить текст с ри­сунком; применять правила раз­говорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждаю­щихся в помощи людях

Дружба и поря­дочность

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Ка­чества настоящего друга и их прояв­ление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескоры­стие, справедливость. Взаимопони­мание, требовательность и ответ­ственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской ли­тературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила друж­бы. Отношения в классном коллек­тиве

Иметь представление о поня­тиях: дружба, бескорыстие, по­рядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, спра­ведливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы об­щечеловеческих ценностей; со­блюдать правила дружбы; дру­жески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфлик­тов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с понима­нием к детям иной национально­сти, цвета кожи, иных культур­ных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок


Тема

Количество часов

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Честность и искренность

1

Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выраже­ний о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что зна­чит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правди­вость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность — составная часть честности. Чест­ность по выполнению правил пове­дения в школе и дома, соблюдению законов

Иметь представление о поня­тиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репу­тация, закон.

Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои по­ступки; оценивать позитивные ка­чества честности; проявлять чест­ность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблю­дению законов; решать практиче­ские задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотно­сить иллюстрацию с текстом

Гордость и гордыня

1

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства челове­ка, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гор­дость за хорошие дела и поступки ге­роев России

Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуваже­ние, человечность, скромность, тщеславие.

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать автор­ский замысел художественного

произведения, выявлять в нем эти­ческие понятия гордость и гордыня

Обычаи и обряды русского народа

1

Что такое обычай и обряд. Из исто­рии обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и заму­жества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом- солью. Этикет царского обеда. Осо­бенности бракосочетания в совре­менной России

Иметь представление о поня­тиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные посло­вицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; со­ставлять план для сообщения; работать с разнообразными ис­точниками информации

Терпение и труд

1

Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематич­ность. Постоянные домашние по­ручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. По­вседневные дела и техника безопас­ности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание тру­да умственного и физического. Уче­ба — важнейший труд школьника

Иметь представление о поняти­ях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.

Уметь: заниматься самообслу­живающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным цен­ностям; давать определения по­нятий; отгадывать ребусы, ре­шать кроссворды

Семья

1

Семья — объединение людей разного возраста, основанное на кровнород­ственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фа­милия — наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Ро­дословная семьи

Иметь представление о поняти­ях: род, родословие, семья, фа­милия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потреб­ности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; на­писать эссе; подготовить фото­газету

Семейные традиции

1

Традиция — передача из поколения в поколение правил поведения в се­мье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собствен­ные традиции семьи, их создание

Иметь представление о поняти­ях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обо­сновать свой ответ, сформули­ровать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочи- нение

Сердце матери

1

Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материн­ская любовь. Мать и счастье — не­раздельные понятия. Мать — творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих де­тей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к роди­телям, родным и близким

Иметь представление о поняти­ях: семья, любовь, счастье, забо­та, терпение

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализи­ровать рассказы для детей; уча­ствовать в классных играх; струк­турировать учебный материал по предложенному плану

Правила твоей жизни

1

Сознательная дисциплина учащих­ся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного празд­ника. Самообслуживание учащих­ся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенно­сти общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопас­ности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им

Иметь представление о поняти­ях: правила, дисциплина, чест­ность, равнодушие, сочувствие, вежливость

Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; за­ниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной без­опасности; определить свое по­ведение или свою позицию, обо­сновать поступок

Праздники народов России

1

Христианские праздники. Проис­хождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старин­ные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский со­чельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, сво­бода совести

Иметь представление о поняти­ях: праздник, религия, христи­анство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести Уметь: выполнять правила пове­дения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимо­го отношения к людям, к их ре­лигии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями

Защитники Отечества

1

23 февраля — День защитника Оте­чества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Роди­ны с XIII до XX в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Ку­ликовская битва, борьба с поляка­ми в XVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная вой­на 1941—1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны

Иметь представление о поняти­ях: Отечество, защитник, патри­от, воин.

Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, вете­ранам Великой Отечественной войны 1945—1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и кон­тролировать учебные действия,

 

 

в наше время. Защита Родины — долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ — почетная обязанность каждого мужчины. По­дарочный этикет

оформлять и представлять ре­зультаты труда, оценивать свою деятельность

Итоговое повторение

1

Основные знания и умения по этике и этикету

Иметь представление о поняти­ях: основное содержание учебни­ка, важнейшие понятия. Уметь: ответить на вопросы, со­отнеся определения с понятиями, пословицы с изученными тема­ми; выполнить тестовые задания


4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

     Формирование основ российской гражданской идентично­сти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

     формирование семейных ценностей;

     становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

      формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии приро­ды, народов, культур и религий;

     развитие этических чувств, доброжелательности и эмоци­онально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

      Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов­ному саморазвитию;

     понимание значения нравственности в жизни человека и об­щества;

      формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

    первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

     становление внутренней установки личности поступать со­гласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

     осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

      Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

     готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

      овладение начальными сведениями о сущности и особенно­стях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретно­го учебного предмета.


 

Hosted by uCoz