ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на
основании Примерной Программы
общеобразовательных учреждений (Москва, 2004 год), на основе регионального
базисного учебного плана 2006 года и авторской программы В.С. Кузина. Рабочая
программа составлена для 4-го класса
муниципального общеобразовательного учреждения Молочненской
средней общеобразовательной школы.
Изобразительное искусство как
один из учебных предметов общеобразовательной школы имеет важное
значение в развитии и воспитании учащихся.
Основными задачами преподавания
изобразительного искусства являются:
·
овладение
учащимися знаниями элементарных основ
реалистического рисунка,
·
формирование
у них навыков рисования с натуры, по памяти,
но¶представлению,
·
ознакомление
с особенностями работы в области декоратитив-но-прикладного и народного искусства;
·
развитие у
детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого
воображения, эстетического чувства
и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к
искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач
программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование с
натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, декоративная работа, беседы об
изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В основу программы
положены:
·
яркая выраженность познавательно-эстетической сущности
изобразительного искусства, что достигается
прежде всего введением
самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте
вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих
принципу доступности;
·
система
учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народ-¶ным декоративно-прикладным искусством как важное средство
нравственного, трудового и эстетического воспитания;
·
система
интеграции предметов (чтение, русский
язык, музыка, труд,¶ОМ), что позволяет
почувствовать практическую направленность¶уроков изобразительного искусства, их
связь с жизнью;
· направленность содержания программы
на активное развитие у детей¶эмоционально-эстетического отношения
к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих
предметов, природы и т. д.
Для выполнения
творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные
материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки,
кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на" цветной и
тонированной бумаге.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также
рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом,
а также акварельными красками, пером и кистью.
Задания по
рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока) и кратковременными
(наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 минут). Наброски и зарисовки
выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных
задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у
учащихся важно как можно чаще давать задания рисовать по памяти и по
представлению.
С IV класса
начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени.
В IV классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся
во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в
перспективе форм). Беседы об
изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений
искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему,
расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания
картин и некоторых средств - художественной выразительности (рисунок, цвет,
композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение
к памятникам старины и произведениям народного
художественного творчества. Занятия обогащаются использованием кинофильмов,
презентаций, проведением экскурсий в художественные галереи, музеи, к
памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное
творчество своего края. В IV классе для бесед выделяются специальные уроки; в
одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры,
графики, декоративно-прикладного и народного искусства.
Основные формы и
методы применения технологий на уроках ИЗО:
· по внешним признакам деятельности учителя и учащихся:
беседа, рассказ, демонстрация;
· по источнику получения знаний: словесные, наглядные
(демонстрация рисунков, картин и др.),
· практические: игры;
· по степени активности познавательной деятельности
учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный.
· использование медиа-ресурсов
как источника информации;
· компьютерная поддержка деятельности учителя на разных
этапах урока;
· организация проектной деятельности учащихся;
Формы
контроля уровня обученности: Викторины, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ,
беседы, тестирование.
Организация учебного
процесса: классно – урочная.
№ |
Разделы |
Основное содержание |
Кол.часов |
1 |
Рисование с натуры отдельных предметов
и группы предметов ( натюрморт) |
С передачей перспективного
сокращения объёма предметов. |
6 |
|
Рисование с натуры, по памяти и
представлению фигуры человека,
животных и растений. |
Передача красоты линий, формы объектов
действительности, цветовой окраски, их цветовой гармонии. |
7 |
2 |
Рисование на темы (композиция) Иллюстрирование художественных
произведений. |
Изучение композиционных
закономерностей, средства художественной
выразительности. |
8 |
3 |
Декоративная работа |
Виды народного и современного дек-прикладного искусства.
Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно- декоративной
композиции |
9 |
4 |
Беседы об изобразительном искусстве и
красоте вокруг нас |
- Люди труда в изобразительном
искусстве -Центры народных художественных
ремёсел - Искусство родного края - Общее представление о видах и жанрах
изобразительного искусства (живопись, графика, дек-прикл.искусство,
скульптура, архитектура, портрет, исторический жанр, натюрморт, пейзаж
и др.) |
4 |
|
|
|
34 |
К концу 4 класса
учащиеся должны знать:
·
Основные жанры
изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет и др.
·
произведения
основных видов изобразительного искусства: графика, живопись, декоративно-
прикладное искусство, скульптура.
·
Называть
известные центры народных художественных ремёсел (Хохлома, Гжель, Городец..)
·
Называть основные
художественные музеи страны (не менее 3)
·
Различать
холодные и тёплые цвета, основные цвета и их смеси.
·
Узнавать отдельные
произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников.
Учащиеся должны уметь:
· Рассматривать и проводить простейший
анализ произведения искусства, определять его принадлежность к определённому
виду и жанру искусства.
· Использовать средства художественной
выразительности ( цвет, силуэт, контур…)
· Использовать изобразительные
возможности художественных материалов ( графитные и цветные карандаши, акварель, гуашь
пластилин, бумага..)
· Показывать в рисунках строение и
пропорции предметов.
· Использовать простейшие
закономерности цветоведения, светотени, композиции,
перспективы.
· Выражать эмоционально- эстетическое
отношение к произведениям изобразительного, декоративно – прикладного
искусства, архитектуры.
Учебные пособия: «Изобразительное
искусство», 4 класс, Кузин В.С.
Материально-техническое
обеспечение
1.
Класс с мультимедиа установкой
2.
Магнитофон
3.Материалы: гуашь, тушь, акварель,
пластилин, цветная бумага, мелки.
Информационно – техническое
обеспечение
ЦОР:
1.
Н. В Лободина, Т. С.Гулуева Окружающий мир. 3-4 классы: поурочные планы
по программе "Перспективная начальная школа". Компакт-диск для
компьютера..-М.: Учитель, 2010
2. Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
3.
Уроки технологии
1-4 классы мультимедийное приложение к урокам ООО»Глобус», 2008
Другие диски
1. Тим и Тишка спасают шедевры русского
искусства.
2. Учимся рисовать.
3. Учимся рисуя. Обучающая программа.
4. Уроки рисования с профессором
Раскраскиным.
Презентации:
1. В. Г. Касаткина Дымковская игрушка. Барыня.
2. Виды изобразительного искусства.
3. Цветовая гамма.
4. Многообразие оттенков цвета.
5. Левитан Последние лучи солнца.
6. Портрет, пейзаж, натюрморт.
7.
Виды искусства.