ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по изобразительному искусству разработана на основании Примерной  Программы общеобразовательных учреждений (Москва, 2004 год), на основе регионального базисного учебного плана 2006 года и авторской программы В.С. Кузина. Рабочая программа составлена для 4-го класса муниципального общеобразовательного учреждения Молочненской средней общеобразовательной школы.

               Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобра­зовательной школы имеет важное значение в развитии и воспитании уча­щихся.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

·        овладение учащимися знаниями  элементарных  основ  реалистического рисунка, 

·        формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти,  но¶представлению,

·        ознакомление с особенностями работы  в области декоратитив-но-прикладного и народного искусства;

·        развитие  у   детей   изобразительных     способностей,    художественного вкуса,  творческого  воображения,   эстетического    чувства   и   понимания  пре­красного, воспитания интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач програм­мой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

В основу программы положены:

·       яркая   выраженность   познавательно-эстетической  сущности   изобрази­тельного  искусства,  что  достигается  прежде  всего  введением  самостоятель­ного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

·       система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народ­-ным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственно­го, трудового и эстетического воспитания;

·       система интеграции предметов   (чтение, русский язык, музыка, труд,¶ОМ),  что позволяет почувствовать практическую направленность¶уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

·       направленность содержания программы на активное развитие у детей¶эмоционально-эстетического   отношения   к  действительности,  эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнооб­разные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Вырази­тельные рисунки получаются на" цветной и тонированной бумаге.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также ри­сование по памяти и по представлению объектов действительности каран­дашом, а также акварельными красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 ми­нут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать задания рисовать по памяти и по представлению.

          С IV класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени. В IV классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).  Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств - худо­жественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение

к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества. Занятия обогащаются использованием кинофильмов, презентаций, прове­дением экскурсий в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края. В IV классе для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.

      Основные  формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:

·       по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа,  рассказ, демонстрация;

·       по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),

·       практические: игры;

·       по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный.

·       использование медиа-ресурсов как источника информации;

·       компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

·       организация проектной деятельности учащихся;

Формы контроля уровня обученности: Викторины, отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ, беседы, тестирование.

Организация учебного процесса: классно – урочная.

Разделы

Основное  содержание

Коласов

1

Рисование с натуры отдельных предметов и группы предметов

( натюрморт)

С передачей перспективного сокращения  объёма предметов.

6

 

Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека,  животных и растений.

Передача красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски, их цветовой гармонии.

7

2

Рисование на темы (композиция)

Иллюстрирование художественных произведений.

Изучение композиционных закономерностей, средства художественной  выразительности.

8

3

Декоративная работа

Виды народного и современного дек-прикладного искусства. Выполнение эскизов простейших объектов на основе  орнаментальной и сюжетно- декоративной композиции

9

4

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

- Люди труда в изобразительном искусстве

-Центры народных художественных ремёсел

- Искусство родного края

- Общее представление о видах и жанрах изобразительного искусства (живопись, графика, дек-приклскусство,  скульптура, архитектура, портрет, исторический жанр, натюрморт, пейзаж и др.)

4

 

 

 

34

 

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

·       Основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет и др.

·       произведения основных видов изобразительного искусства: графика, живопись, декоративно- прикладное искусство, скульптура.

·       Называть известные центры народных художественных ремёсел (Хохлома, Гжель, Городец..)

·       Называть основные художественные музеи страны (не менее 3)

·       Различать холодные и тёплые цвета, основные цвета и их смеси.

·       Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников.

Учащиеся должны  уметь:

·       Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к определённому виду и жанру искусства.

·       Использовать средства художественной выразительности ( цвет, силуэт, контур…)

·       Использовать изобразительные возможности художественных материалов ( графитные  и цветные карандаши, акварель, гуашь пластилин, бумага..)

·       Показывать в рисунках строение и пропорции предметов.

·       Использовать простейшие закономерности цветоведения, светотени, композиции, перспективы.

·       Выражать эмоционально- эстетическое отношение к произведениям изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры.

 

            Учебные пособия: «Изобразительное искусство», 4 класс, Кузин В.С.

 

Материально-техническое обеспечение

1.  Класс  с мультимедиа установкой

2.  Магнитофон

3.Материалы:   гуашь, тушь, акварель, пластилин,   цветная бумага, мелки.

                                                               

Информационно – техническое обеспечение

ЦОР:

1.     Н. В Лободина, Т. С.Гулуева  Окружающий мир. 3-4 классы: поурочные планы по программе "Перспективная начальная школа". Компакт-диск для компьютера..-М.: Учитель, 2010

2.       Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

3.     Уроки технологии 1-4 классы мультимедийное приложение к урокам ООО»Глобус», 2008

Другие диски

1.    Тим и Тишка спасают шедевры русского искусства.

2.    Учимся рисовать.

3.     Учимся рисуя. Обучающая программа.

4.    Уроки рисования с профессором Раскраскиным.

Презентации:

1.       В. Г. Касаткина Дымковская игрушка. Барыня.

2.       Виды изобразительного искусства.

3.       Цветовая гамма.

4.       Многообразие оттенков цвета.

5.       Левитан Последние лучи солнца.

6.       Портрет, пейзаж, натюрморт.

7.       Виды искусства.

 

Hosted by uCoz