Интегративный
краеведческий курс. Факультатив. 4 класс.
Программа
разработана на основе методических
рекомендаций по обеспечению содержания
обучения во 2-4-х классах по «Интегрированному краеведческому курсу»
регионального базисного учебного плана.
Материалы МОИПКРО ( Т.М. Оломская)
Интегрированный краеведческий курс в
содержании начального общего образования ориентируется на природную детскую любознательность,
потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность, инициативность и создает образовательную
среду, стимулирующую активные формы познания. Краеведческий курс реализуется в
образовательных областях: «Филология», «Окружающий мир», «Искусство»,
«Технология».
Цели интегрированного краеведческого курса:
- развитие личности младшего школьника,
осмысление целостности и разнообразия мира;
-
сохранение и укрепление здоровья младших школьников, адаптация
к экстремальным условиям жизни в
условиях Кольского Севера;
- формирование понимания, что жизнь и
здоровье, душевное состояние зависят
от состояния окружающей среды;
-
воспитание любви к своему краю;
-
социализация ребенка, принятие законов существования в природной и
социальной среде;
-
принятие национально-региональной культуры как ценности, овладение
навыками художественной деятельности и формирование потребности к творческому
самовыражению.
Интегрированный
краеведческий курс в 4 классе -1 час в
неделю.
34 часа
в год.
Учитель вправе перераспределять
количество часов по обозначенным предметам (например: увеличить количество
уроков по труду и ИЗО, уменьшив количество
уроков по русскому языку и литературному чтению), использовать наиболее
эффективные пути и средства формирования системы знаний, умений,
предметных ключевых компетенций
обучающихся. Исходя из особенностей класса и
имеющихся возможностей школы, делаю опору на чтение книг о нашем
крае, которые имеются в школе комплектами.
За основу беру книги В Дранишникова «История родного
края» и Белько В.Ю. «О городе Коле, о Заполярье и о
море.» Познавательный сказ для маленьких колян-северян, их родителей, бабушек и дедушек. Кола: Опимах, 2008.
Для реализации программы используются следующие педагогические
технологии:
-
проблемная поисковая;
-
личностно-ориентированная;
-
интегрированное
обучение;
-
информационно –
коммуникативные технологии;
-
игровая;
-
здоровьесберегающая.
Методы и формы работы:
практические, словесные , наглядные, экскурсии. Организация учебного процесса: классно – урочная.
Исходя из особенностей класса и
имеющихся возможностей школы, делаю опору на чтение книг о нашем крае,
которые имеются в школе комплектами. За
основу беру книги В Дранишникова «История родного
края» и Белько В.Ю. «О городе Коле, о Заполярье и о
море.» Познавательный сказ для маленьких колян-северян, их родителей, бабушек и дедушек. Кола: Опимах, 2008.
Часы распределены таким образом.
Предмет |
Предлагается (час) |
Фактически (час) |
Русский язык Литературное
чтение |
14 |
20 |
Окружающий мир |
12 |
10 |
Изобразительное
искусство |
4 |
2 |
Технология |
4 |
2 |
Итого |
34 часа |
34 |
Обучающиеся, оканчивающие начальную школу,
должны:
знать:
- названия края;
- города и населенные пункты Мурманской области;
- географические,
климатические и исторические
особенности;
- основные народные традиции;
- условия сохранения и укрепления здоровья на Севере;
уметь:
- различать наиболее распространенных представителей
флоры и фауны Мурманской области;
- выявлять характерные признаки приспособленности
организмов к конкретным условиям среды;
- называть основные виды животных, растений и грибов
Мурманской области;
- находить и показывать на карте: Мурманск, Полярный
круг, Баренцево море, Белое море, Кольский залив, Кольский полуостров с
ближайшими островами, Хибины, озеро Имандра, реку Поной;
- самостоятельно находить в дополнительных источниках
сведения по определенной краеведческой теме, излагать их на уроке в виде
сообщения, рассказа;
- применять знания в охране природы родного края.
Учебные пособия по краеведению для обучающихся
начальной школы
1.
Дранишников В.В. и др. Мой Мурманск. Мурманск, 1997.
2.
Дранишников В.В История родного края. Мурманск, 1993 год
3.
Кохичко А. Н. Край, который я люблю. Учебное пособие для
обучающихся 1 класса образовательных учреждений Мурманской области. Мурманск,
2006.
4.
Кохичко А. Н. Край, который я люблю. Учебное пособие для
обучающихся 2 класса образовательных учреждений Мурманской области. Мурманск,
2006.
5.
Кохичко А. Н. Край, который я люблю. Ч.1. Мурманск, 1999.
6.
Утков П.Ю. Моё
Заполярье. Мурманск, НИЦ «Пазори», 2004.
7.
Утков П.Ю.,
Фёдоров П. В. Кольский Север. История и культура. Учебно-наглядное пособие для
учащихся начальных классов Мурманской области. Мурманск, НИЦ «Пазори», 2002.
8.
Белько В.Ю. О городе Коле, о Заполярье и о море.
Познавательный сказ для маленьких колян-северян, их
родителей, бабушек и дедушек. Кола: Опимах, 2008.
9.
Ядринцева И. Мы – Гаджиевцы с тобою,
этим надо дорожить! Компания Пароход, Североморск, 2007.
Диски.
1. Достопримечательности Мурманска. ГУК
МОДЮБ Отдел краеведческой литературы. 2007
2. Мурманск и Кола.
3. Мурманск 1916 – 2006. Любимый город.