Интегративный краеведческий курс. Факультатив.  4 класс.

        Программа разработана на основе методических рекомендаций по  обеспечению содержания обучения  во 2-4-х классах по  «Интегрированному краеведческому курсу» регионального базисного учебного плана.  Материалы  МОИПКРО   ( Т.М. Оломская)

 Интегрированный краеведческий курс в содержании начального общего образования ориентируется  на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность,  инициативность и создает образовательную среду, стимулирующую активные формы познания. Краеведческий курс реализуется в образовательных областях: «Филология», «Окружающий мир», «Искусство», «Технология».

Цели  интегрированного краеведческого курса:

-  развитие личности младшего школьника, осмысление целостности и разнообразия мира;

-  сохранение и укрепление здоровья младших школьников, адаптация
к экстремальным условиям  жизни в условиях Кольского Севера;

- формирование понимания, что жизнь и здоровье, душевное состояние зависят
от состояния окружающей среды;

-  воспитание любви к своему краю;

-  социализация ребенка, принятие законов существования в природной и социальной среде;

-  принятие национально-региональной культуры как ценности, овладение навыками художественной деятельности и формирование потребности к творческому самовыражению.

Интегрированный краеведческий курс  в 4 классе -1 час в неделю.

  34 часа в год.

Учитель вправе перераспределять количество часов по обозначенным предметам (например: увеличить количество уроков по труду и ИЗО, уменьшив количество уроков по русскому языку и литературному чтению), использовать наиболее эффективные пути и средства формирования системы знаний, умений, предметных  ключевых компетенций обучающихся. Исходя из особенностей  класса и  имеющихся возможностей школы, делаю опору на чтение книг о нашем крае, которые имеются в школе комплектами. За основу беру книги В Дранишникова «История родного края» и Белько В.Ю. «О городе Коле, о Заполярье и о мореПознавательный сказ для маленьких колян-северян, их родителей, бабушек и дедушек. Кола: Опимах, 2008.

Для реализации программы   используются следующие педагогические технологии:

-         проблемная поисковая;

-         личностно-ориентированная;

-         интегрированное обучение;

-         информационно – коммуникативные технологии;

-         игровая;

-         здоровьесберегающая.

Методы и формы работы:  практические, словесные  , наглядные, экскурсии.   Организация учебного процесса: классно – урочная.

 

Исходя из особенностей  класса и  имеющихся возможностей школы, делаю опору на чтение книг о нашем крае, которые имеются в школе комплектами. За основу беру книги В Дранишникова «История родного края» и Белько В.Ю. «О городе Коле, о Заполярье и о мореПознавательный сказ для маленьких колян-северян, их родителей, бабушек и дедушек. Кола: Опимах, 2008.

Часы распределены таким образом.

Предмет

Предлагается  (час)

Фактически  (час)

Русский язык

Литературное чтение

14

20

Окружающий мир

12

10

Изобразительное искусство

4

2

Технология

4

2

Итого

34 часа

34

 

Обучающиеся, оканчивающие начальную школу, должны:

знать:

-       названия края;

-       города и населенные пункты Мурманской области;

-       географические,  климатические и исторические  особенности;

-       основные народные традиции;

-       условия сохранения и укрепления здоровья на Севере;

уметь:

-       различать наиболее распространенных представителей флоры и фауны Мурманской области;

-       выявлять характерные признаки приспособленности организмов к конкретным условиям среды;

-       называть основные виды животных, растений и грибов Мурманской области;

-       находить и показывать на карте: Мурманск, Полярный круг, Баренцево море, Белое море, Кольский залив, Кольский полуостров с ближайшими островами, Хибины, озеро Имандра, реку Поной;

-       самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной краеведческой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

-       применять знания в охране природы родного края.

 

Учебные пособия по краеведению для обучающихся начальной школы

1.       Дранишников В.В. и др. Мой Мурманск. Мурманск, 1997.

2.       Дранишников В.В История родного края. Мурманск, 1993 год

3.       Кохичко А. Н. Край, который я люблю. Учебное пособие для обучающихся 1 класса образовательных учреждений Мурманской области. Мурманск, 2006.

4.       Кохичко А. Н. Край, который я люблю. Учебное пособие для обучающихся 2 класса образовательных учреждений Мурманской области. Мурманск, 2006.

5.       Кохичко А. Н. Край, который я люблю. Ч.1. Мурманск, 1999.

6.       Утков П.Ю. Моё Заполярье. Мурманск, НИЦ «Пазори», 2004.

7.       Утков П.Ю., Фёдоров П. В. Кольский Север. История и культура. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальных классов Мурманской области. Мурманск, НИЦ «Пазори», 2002.

8.       Белько В.Ю. О городе Коле, о Заполярье и о море. Познавательный сказ для маленьких колян-северян, их родителей, бабушек и дедушек. Кола: Опимах, 2008.

9.       Ядринцева И. Мы – Гаджиевцы с тобою, этим надо дорожить! Компания Пароход, Североморск, 2007.

 

Диски.

1.    Достопримечательности Мурманска. ГУК МОДЮБ Отдел краеведческой литературы. 2007

2.    Мурманск и Кола.

3.    Мурманск 1916 – 2006. Любимый город.

 

Hosted by uCoz