Программа: литературное
чтение
Пояснительная записка
Пояснительная
записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на
основании Примерной Программы
общеобразовательных учреждений (Москва, 2004 год), на основе регионального
базисного учебного плана 2006 года, в
соответствии федеральной образовательной
программой «Школа России» (2008год), авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение». Рабочая программа составлена для 4-го класса муниципального общеобразовательного
учреждения Молочненской средней общеобразовательной
школы.
Курс
литературного чтения является первой
ступенью единого непрерывного курса литературы средней
общеобразовательной школы. Важно то, что
ребёнок переходит с позиции
слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать
огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства.
Методологические подходы к анализу произведения помогут избежать односторонности в изучении литературного
произведения. Внимание начинающего
читателя должно быть обращено на словесно – образную природу художественного
произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные
проблемы, волнующие писателя
Программа предполагает такое содержание
учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе
ведущих принципов: художественно- эстетического, литературоведческого и
коммуникативно-речевого.
Курс литературного чтения не
предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, так
как у младших школьников ещё нет
достаточной начитанности, необходимых
жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных
произведений, характерный для курса
литературы средних и старших классов,
вводится постепенно.
Литературное чтение – один из основных
предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он
формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и
воспитанию ребенка.
Успешность изучения курса литературного
чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной
школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения
учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного
произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию
в других источниках.
Цели и задачи,
решаемые при реализации программы:
·
Развитие
художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений
·
Формирование
эстетического отношения к искусству слова
·
Совершенствование
всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и
рассказывать, импровизировать.
·
Овладение
осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в
системе образования младших школьников
·
Формирование
читательского кругозора и приобретение
опыта самостоятельной читательской деятельности
·
Воспитание
эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы.
·
Обогащение
нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и
зле, справедливости и честности.
·
Развитие
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:
-
проблемная
поисковая;
-
личностно-ориентированная;
-
интегрированное
обучение;
-
информационно –
коммуникативные технологии;
-
объяснительно-
иллюстративное обучение;
-
игровая;
-
здоровьесберегающая.
Методы и формы работы:
практические, словесные , наглядные, контроль. Организация учебного процесса: классно –
урочная.
Содержание учебного
материала.
Программа рассчитана на 102
часа в год, 3 часа в неделю. Из них:
Разделы программы |
Количество часов |
Летописи. Былины..
Жития. |
6 |
Из русской классической литературы |
20 |
Поэтическая тетрадь |
25 |
Сказки русских писателей |
11 |
Делу - время, потехе - час |
7 |
Страна далёкого детства |
7 |
Природа и мы |
11 |
Родина |
5 |
Страна «Фантазия» |
3 |
Зарубежная литература |
7 |
Итого |
102 |
Для реализации программного
содержания используются:
·
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Родная речь Учебник для 4 класса в 2-х частях - М., «Просвещение», 2008
·
Климанова Л.Ф. Уроки литературного
чтения: методическое пособие к учебнику «Родная речь» 4 класс.
М.-«Просвещение», 2006
Диски.
1. Академия наук ( конструктор
урока)
2. Времена года. Русская поэзия для
детей.
3. Супердетки + тренировка быстрого чтения. (Детям
от 6 до11 лет)
Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru |
Российский
общеобразовательный
портал где содержатся
образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.
Учебные, научно -популярные, познавательные и другие
материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал для детей и
взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей,
дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал для детей и
взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт творческих
учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru |
Все для детей.
Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт Наука и
образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации
для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к
школе. |