Программа: литературное чтение

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа  по литературному чтению разработана на основании Примерной  Программы общеобразовательных учреждений (Москва, 2004 год), на основе регионального базисного учебного плана 2006 года,  в соответствии  федеральной образовательной программой «Школа России» (2008год),  авторской программы   Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение».  Рабочая программа составлена для 4-го класса муниципального общеобразовательного учреждения Молочненской средней общеобразовательной школы.

 Курс литературного чтения является первой  ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важно то, что  ребёнок  переходит  с позиции  слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Методологические подходы к анализу произведения помогут избежать  односторонности в изучении литературного произведения. Внимание  начинающего читателя должно быть обращено на словесно – образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя

 Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно- эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, так как  у младших школьников ещё нет достаточной  начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный  для курса литературы средних и старших классов,   вводится постепенно.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию  ребенка.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогические и монологические  высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в других источниках.

 Цели и задачи, решаемые при реализации      программы:

·                              Развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений

·                              Формирование эстетического отношения к искусству слова

·                              Совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать.

·                              Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников

·                              Формирование читательского кругозора  и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности

·                              Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

·                              Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.

·                              Развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Для реализации программы   используются  следующие педагогические технологии:

-         проблемная поисковая;

-         личностно-ориентированная;

-         интегрированное обучение;

-         информационно – коммуникативные технологии;

-         объяснительно- иллюстративное обучение;

-         игровая;

-         здоровьесберегающая.

Методы и формы работы:  практические, словесные  , наглядные, контроль.   Организация учебного процесса: классно – урочная.

 

Содержание учебного материала.

        Программа рассчитана на 102 часа в год, 3  часа в неделю. Из них:

Разделы программы

Количество часов

Летописи. Былины.. Жития.

6

Из русской классической литературы

20

Поэтическая тетрадь

25

Сказки русских писателей

11

Делу - время, потехе - час

7

Страна далёкого детства

7

Природа и мы

11

Родина

5

Страна «Фантазия»

3

Зарубежная литература

7

Итого

102

 

           Для реализации программного содержания используются:

·         Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь Учебник для 4 класса в 2-х частях - М., «Просвещение», 2008

·        Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: методическое пособие к учебнику «Родная речь» 4 класс. М.-«Просвещение», 2006

 

Диски.

1.    Академия наук ( конструктор урока)

2.    Времена года. Русская поэзия для детей.

3.    Супердетки + тренировка быстрого чтения. (Детям от 6  до11 лет)

Интернет ресурсы:

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный                     портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

Hosted by uCoz