Программа: Математика
Пояснительная
записка
Рабочая программа по математике разработана на основании
Примерной Программы общеобразовательных
учреждений (Москва, 2004 год), на основе регионального базисного учебного плана
2006 года, в соответствии федеральной образовательной программой «Школа
России» (2008год). Рабочая программа составлена для 4-го класса муниципального общеобразовательного учреждения
Молочненской средней общеобразовательной школы.
Программа рассчитана на 136 часов в год
Начальный курс математики – курс
интегрированный, в нём объединён
арифметический, алгебраический и геометрический материал, при этом
основу составляют представления о числе и нуле, о 4-х арифметических действиях
с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и
прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Курс
предполагает также ознакомление с
величинами и их измерением, формирование у детей пространственных
представлений… Включение в программу элементов
алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного
мышления учащихся. Важно не только вооружать учащихся предусмотренными
программой знаниями, умениями и навыками, но и обеспечить необходимый уровень
их общего математического развития, а также формировать их общеучебные
умения ( постановка учебной задачи, выполнение
действий в соответствии с планом, проверка и оценка работы, умение работать с
учебной книгой, справочным материалом…) Важнейшее значение придаётся
постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления
связанных между собой понятий, действий и задач выяснению сходства и различий в
рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что
изучение связанных между собой понятий,
действий и задач сближено во времени.
Основные цели
начального курса математики – обеспечить числовую грамотность обучающихся и умение производить все
арифметические действия в области натуральных чисел; способствовать начальному
математическому развитию, включающему в себя умения наблюдать и сравнивать,
сопоставлять, анализировать, обобщать.
Главные задачи начального курса математики – формирование
прочных вычислительных навыков в тесной
взаимосвязи с развитием математического
мышления обучающихся, их познавательной самостоятельности.
Цели и задачи, решаемые при
реализации программы.
Ø Развитие образного и логического
мышления, воображения
Ø Формирование предметных умений и
навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач,
продолжения образования.
Ø Освоение основ математических знаний,
формирование первоначальных представлений о математике
Ø Воспитание интереса к математике,
стремления использовать математические знания
в повседневной жизни.
Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:
-
проблемная
поисковая;
-
личностно-ориентированная;
-
интегрированное
обучение;
-
информационно
– коммуникативные технологии;
-
объяснительно-
иллюстративное обучение;
-
игровая;
-
здоровьесберегающая.
Эти технологии характеризуются гуманистической и
психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, интеллектуальное
развитие ребенка, которая тесно связана с целью курса.
Организация учебного процесса:
классно – урочная.
Программа: Математика
Москва, «Просвещение»,
Авторы: М.И.Моро, Ю.М.Калягин, М.А Бантова, Г.В.Бельтюкова,
С.И.Волкова, С.В.Степанова.
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Из них
контрольных работ – 10 часов.
Учитывая
индивидуальные особенности класса, считаю необходимым увеличить количество
часов на раздел «Числа от 1 до 1000» для более качественного закрепления и повторения
материала 3 класса, вместо 11 часов провести 16, а при изучении раздела
«Систематизация и обобщение всего
изученного» вместо 16 часов – 11 часов.
Основные блоки
программы:
Содержание
блока |
Количество
часов по
программе (Предлагается) |
Фактическое
количество часов в моей программе |
Числа от
1 до 1000 (продолжение) |
11 |
16 |
Числа, которые
больше 1000. Нумерация |
10 |
10 |
Величины. |
15 |
15 |
Сложение
и вычитание |
11 |
11 |
Умножение
и деление |
73 |
73 |
Систематизация
и обобщение всего изученного |
16 |
11 |
ИТОГО |
136 |
136 |
Требование к уровню
подготовки обучающихся.
НУМЕРАЦИЯ
Должны знать:
·
название и последовательность чисел в
натуральном ряду.
·
Как образуется каждая следующая
счётная единица, название и последовательность классов
Должны уметь:
·
Читать, записывать и сравнивать числа
в пределах миллиона, записывать результаты сравнения с помощью знаков
·
Представлять любое трёхзначное число
в виде суммы разрядных слагаемых
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ.
Должны знать
·
Названия, обозначения арифметических
действий, названия компонентов и результата действий
·
Связь между компонентами и
результатом действия
·
Основные свойства арифметических
действий
·
Правила о порядке выполнения действий
числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их.
·
Таблицы сложения и умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления
Должны уметь:
·
Записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4
действия ( со скобками и без них)
·
Находить числовые значения буквенных
выражений вида а+3 а-3 х : 2 у : п и др. при заданных числовых значениях входящих в них букв
·
Выполнять устные
вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимым к действиям
в пределах 100
·
Выполнять письменные вычисления с многозначными числами, проверку вычисления
·
Решать простые уравнения на основе
взаимосвязи между компонентами и результатом действия.
ВЕЛИЧИНЫ.
Иметь представления о таких
величинах, как длина, площадь, масса, время, и способы их измерений
Должны знать:
·
Единицы названных величин, их
обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин
·
Связи между такими величинами как
цена, количество и стоимость, скорость, время, расстояние и др.
Должны уметь:
·
Находить длину отрезка, ломаной
периметр многоугольника, в том числе прямоугольника и квадрата
·
Находить площадь прямоугольника, зная длины
его сторон
·
Узнавать время по часам
·
Выполнять арифметические действия с величинами
·
Применять к решению текстовых задач
знания изученных связей между величинами
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Иметь представления о таких геометрических фигурах, как точка, линия,
отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы ( вершины,
стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг,
окружность ( центр, радиус)
Должны знать:
·
Виды углов: прямой, острый, тупой.
·
Виды треугольников (
прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равносторонний,
равнобедренный, разносторонний)
·
Определение прямоугольника,
(квадрата)
·
Свойство противоположных сторон
прямоугольника
Должны уметь:
·
Строить данный отрезок
·
Строить на клетчатой бумаге
прямоугольник (квадрат) по заданным
длинам сторон.
Для реализации программного
содержания используются:
·
Моро М. И., Бантова
М.А. Математика. Учебник для 4 класса
в
2 частях. –М..Просвещение,
·
Моро М. И., Волкова С.В. Тетрадь по математике для 4 класса в 2-х частях. –М.Просвещение,
·
Волкова С.В. Проверочные работы к учебнику «Математика»
4 класса - М.. Просвещение, 2008
·
Моро М.И., Бантова
М.А. Методические рекомендации к учебнику «Математика» 4 класс –М.Просвещение,
·
Моро М.И., Бантова М.А.
Математика 4 класс. Поурочные планы к учебнику «Математика» в 2 частях. –
Волгоград, 2004
1. Академия наук ( конструктор
урока)
2. Игры и задачи (1-4 классы)
3. Изучаем измерительные величины с Мафаней.
4. Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru |
Российский
общеобразовательный
портал где содержатся
образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.
Учебные, научно -популярные, познавательные и другие
материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал для детей и
взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей,
дидактический и сценарный
материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал для детей и
взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт творческих
учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru |
Все для детей.
Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт Наука и
образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации
для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к
школе. |
5. Образовательная
коллекция «Нескучная математика с мудрым
Вороном» (Дроби. Задачи на
нахождение дробей.)