Программа:
Мир вокруг нас
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основании
Примерной Программы общеобразовательных
учреждений (Москва, 2004 год), на основе регионального базисного учебного плана
2006 года, в соответствии федеральной образовательной программой «Школа
России» (2008год), авторской программой А.А.Плешакова «Окружающий мир».
Рабочая программа
составлена для 4-го класса
муниципального общеобразовательного учреждения Молочненской
средней общеобразовательной школы.
Курс «Окружающий мир» имеет
экологическую направленность, которая определена особой актуальностью
экологического образования в современных условиях; носит личностно-развивающий
характер. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов от
элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и
народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их
неразрывном, органичном единстве.
В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас»
лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач
учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения
с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический
комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера,
различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные
диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного
решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми
различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране
среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие
ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и
на улице, в лесу, музее и т. д.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия
для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы,
творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими
идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики
начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:
* распознавание природных объектов с помощью специально разработанного
атласа-определителя;
* моделирование экологических связей с помощью графических и
динамических схем (моделей);
* эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного
отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей,
выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью
специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Для реализации программы используются следующие
педагогические технологии:
-
интегрированное
обучение;
-
информационно –
коммуникативные технологии;
-
объяснительно-
иллюстративное обучение;
-
игровая;
-
проблемная
поисковая;
-
личностно-ориентированная;
-
здоровьесберегающая.
Методы и формы работы:
-
словесные (рассказ, беседа, доклад);
-
наглядный;
-
практические
(упражнения, практические работы);
-
контроль (устный
и письменный)
Эти технологии, формы и методы
характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют
целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, которая тесно
связана с целью курса.
Организация учебного процесса: классно –
урочная.
Содержание учебного
материала.
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Основные
блоки программы:
Содержание
блока |
Количество
часов по программе |
Фактическое
количество часов |
Земля и человечество |
10 |
10 |
Природа России |
10 |
10 |
Родной край – часть большой страны |
14 |
14 |
Страницы всемирной истории |
5 |
5 |
Страницы
истории Отечества |
20 |
20 |
Современная
Россия |
9 |
9 |
ИТОГО |
68 |
68 |
Практическая часть:
Экскурсий –
4.
Практических
работ – 11.
ОБЖ – 5.
Краеведение –
3
Требования к
уровню подготовки.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
·
Земля – планета
Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
·
Способы
изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
·
Что изучает
история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории;
особенности исторической карты;
·
Некоторые
современные экологические проблемы;
·
Природные зоны
России;
·
Особенности
природы своего края;
·
Исторические
эпохи;
·
Важнейшие события
и великих людей отечественной истории;
·
Государственную
символику и государственные праздники современной России; что такое
Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
·
Распознавать
природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные
ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга,
пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а так же
сельскохозяйственных животных своего края;
·
Проводить
наблюдения природных тел и явлений;
·
В учебных и
реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки
зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины
отрицательных изменений в природе, предлагать простейшие прогнозы возможных
последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны
природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
·
Приводить примеры
животных Красной книги России и Международной Красной книги;
·
Соотносить год с
веком, определять последовательность исторических событий;
·
Приводить примеры
патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
·
Приводить примеры
народов России;
·
Самостоятельно
находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме
природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
·
Применять
иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
·
Владеть
элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Для
реализации программного содержания используются:
·
Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник
для 4 класса: в двух частях- М. Просвещение, 2007
·
Плешаков А.А., Крючкова
Е.А. Мир вокруг нас (проверим себя) «Вита», Москва, 2009
·
Плешаков А.А. Методические рекомендации
к учебнику «Мир вокруг нас» 4 класс – М.Просвещение, 2004
Информационно –
техническое обеспечение
1.
Академия
наук ( конструктор урока)
2.
Детская
энциклопедия звёздного неба.
3.
Детская
энциклопедия о животных.
4.
Дракоша и занимательная география.
5.
Живая
планета. Специальное издание для юных натуралистов.
6.
Занимательная
экология.
7.
Мир
природы. Познавательные материалы об окружающем мире.
8.
Окружающий
мир. Чудеса открытий.
9.
Оскар
– путешественник. Тайны подводного царства.
10.
Полярные медведи. Детский мир.
11.
Природа и человек. Естествознание для
начальной школы.
12.
Тайный мир животных. Детская познавательная
коллекция.
Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru |
Российский
общеобразовательный
портал где содержатся
образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.
Учебные, научно -популярные, познавательные и другие
материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал для детей и
взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей,
дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал для детей и
взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт творческих
учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru |
Все для детей.
Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт Наука и
образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации
для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к
школе. |