Программа:  Мир вокруг нас

 Рабочая программа  по окружающему миру разработана на основании Примерной  Программы общеобразовательных учреждений (Москва, 2004 год), на основе регионального базисного учебного плана 2006 года,  в соответствии  федеральной образовательной программой «Школа России» (2008год),  авторской программой  А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Рабочая программа составлена для 4-го класса муниципального общеобразовательного учреждения Молочненской средней общеобразовательной школы.

 Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях; носит личностно-развивающий характер. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реа­лизацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учеб­но-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского ха­рактера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделиро­вание объектов и явлений окружающего мира. Для успешно­го решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу,   музее и т. д.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:

* распознавание природных объектов с помощью специально разработанного атласа-определителя;

* моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

* эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:

-         интегрированное обучение;

-         информационно – коммуникативные технологии;

-         объяснительно- иллюстративное обучение;

-         игровая;

-         проблемная поисковая;

-         личностно-ориентированная;

-         здоровьесберегающая.

Методы и формы работы:

-         словесные (рассказ, беседа, доклад);

-         наглядный;

-         практические (упражнения, практические работы);

-         контроль (устный и письменный)

 

Эти технологии, формы и методы характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, которая тесно связана с целью курса.

Организация учебного процесса: классно – урочная.

Содержание учебного материала.

Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа  в неделю.

Основные блоки программы:

Содержание блока

Количество часов по программе

Фактическое количество часов

Земля и человечество

10

10

Природа России

10

10

Родной край – часть большой страны

14

14

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории Отечества

20

20

Современная Россия

9

9

ИТОГО

68

68

Практическая часть:

Экскурсий – 4.

Практических работ – 11. 

ОБЖ – 5.

Краеведение – 3

Требования к уровню подготовки.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

·        Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

·        Способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

·        Что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

·        Некоторые современные экологические проблемы;

·        Природные зоны России;

·        Особенности природы  своего края;

·        Исторические эпохи;

·        Важнейшие события и великих людей отечественной истории;

·        Государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

 

Учащиеся должны уметь:

·        Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а так же сельскохозяйственных животных своего края;

·        Проводить наблюдения природных тел и явлений;

·        В учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины отрицательных изменений в природе, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

·        Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги;

·        Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

·        Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

·        Приводить примеры народов России;

·        Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их  в виде сообщения, рассказа;

·        Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

·        Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

 

Для реализации программного содержания используются:

·        Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в двух частях- М. Просвещение, 2007

·        Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас (проверим себя) «Вита», Москва, 2009

·        Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас» 4 класс – М.Просвещение, 2004

 

Информационно – техническое обеспечение

 

1.     Академия наук ( конструктор урока)

2.     Детская энциклопедия звёздного неба.

3.     Детская энциклопедия о животных.

4.     Дракоша и занимательная география.

5.     Живая планета. Специальное издание для юных натуралистов.

6.     Занимательная экология.

7.     Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.

8.     Окружающий мир. Чудеса открытий.

9.     Оскар – путешественник. Тайны подводного царства.

10.   Полярные медведи. Детский мир.

11.   Природа и человек. Естествознание для начальной школы.

12.   Тайный мир животных. Детская познавательная коллекция.

 

Интернет ресурсы:

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный                     портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

Hosted by uCoz