Программа: Русский язык
Грамматика, лексика, орфография,
речевое развитие
Москва, «Просвещение»,
Авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова
Пояснительная
записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основании
Примерной Программы общеобразовательных
учреждений (Москва, 2004 год), на основе регионального базисного учебного плана
2006 года, в соответствии федеральной образовательной программой «Школа
России» (2008год). Рабочая программа составлена для 4-го класса муниципального общеобразовательного учреждения Молочненской средней общеобразовательной школы.
Цель курса –
открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к
сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить
интерес и стремление к его изучению.
Программа ориентирована на формирование у
младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе.
Это предполагает:
1) Освоение учащимися первоначальных
знаний о звуко-буквенном и
словарном составе родного языка, его лексико- грамматическом строе, особенностях словообразования.
2) Знакомство учащихся с нормами литературного
произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с
особенностями двух форм речи - устной и письменной.
Программа
сориентирована также на собственно
лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
· Осознание (различие) двух реальностей – окружающего
мира и слова, называющего (отражающего)
этот мир во всём его многообразии;
· Поддержание и развитие «чувства
языка», свойственного детям.
· Дополнение интуитивного владения
языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям
· Развитие ( формирование
способности моделировать факты языка
· Овладение ведущими методами
лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие
фонематического слуха.
Программа
предполагает изучение родного языка в
единстве с формированием у детей учебной деятельности и познавательной
самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными
справочными материалами, способность к самооценке и самоконтролю
Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике,
графике, слову, предложению. Основной
языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением
изучаются другие единицы языка.
Программа
строится по годам в соответствии с принципами
природосообразности, поэтапности,
непрерывности, с психолого - педагогическими
особенностями обучения школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям
и в дальнейшем не требуют переучивания,
а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
Целью работы
по чистописанию является формирование
чёткого, достаточно красивого и быстрого письма. В 4 классе на каждом
уроке на эту работу отводится до 8
минут. Кроме коллективных форм работы, по совершенствованию каллиграфических
навыков письма следует вести
индивидуальную работу.
Основными
видами письменных работ являются
списывание, диктанты, тесты, изложения, сочинения. Примерное количество слов
для словарных диктантов – 12-15. Количество слов в текстах для контрольных
диктантов в 1 полугодии 65-70, во 2 полугодии 75-85.
Для реализации программы учитель использует следующие
педагогические технологии:
-
проблемная
поисковая;
-
личностно-ориентированная;
-
интегрированное
обучение;
-
информационно –
коммуникативные технологии;
-
объяснительно-
иллюстративное обучение;
-
игровая;
-
здоровьесберегающая.
Методы и формы работы:
практические, словесные , наглядные, контроль. Организация учебного процесса: классно –
урочная.
Содержание учебного материала.
Программа рассчитана
на 170
часов в год, 5 часов в неделю. Из них:
контрольных диктантов – 10; творческих
работ – 1; контрольных списываний – 3.
Основные блоки программы:
Содержание блока |
Количество часов по программе |
Синтаксис и пунктуация |
30 |
Имя существительное |
40 |
Имя прилагательное |
25 |
Личные местоимения |
7 |
Глагол |
45 |
Наречие |
3 |
Повторение пройденного
в начальных классах |
20 |
ИТОГО |
170 |
Требование к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
и второстепенных (без употребления
терминов);
Обучающиеся должны различать и
сравнивать:
Обучающиеся должны уметь:
в предложениях с
однородными членами;
и II спряжения и т. д.);
Для реализации программного
содержания используются:
·
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2-х частях. –М.
Просвещение, 2007
·
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Рабочая тетрадь по русскому
языку в 2-х частях. 4 класс–М.
Просвещение, 2007
·
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Дидактический материал по русскому языку. 4
класс. М. Просвещение, 2007
·
Мукашова
И.В. Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык» 4
класс, - Волгоград, «Учитель», 2004
Диски.
1. Академия наук ( конструктор
урока)
2. Игры и задачи (1-4 классы)
3. Лунтик. Русский язык для малышей.
4. Страна Лингвиния.
Орфографические диктанты.
5. Тренажёр по русскому языку. 1-4
классы.
Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru |
Российский
общеобразовательный портал где содержатся
образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов.
Учебные, научно -популярные, познавательные и другие
материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee |
Портал для детей и
взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей,
дидактический и
сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by |
Портал для детей и
взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт творческих
учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская
работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru |
Все для детей.
Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru |
Сайт Наука и
образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации
для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к
школе. |