Программа: Русский язык

Грамматика, лексика, орфография, речевое развитие

Москва, «Просвещение», 2002 г.

Авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова

            Пояснительная записка

Рабочая программа  по русскому языку разработана на основании Примерной  Программы общеобразовательных учреждений (Москва, 2004 год), на основе регионального базисного учебного плана 2006 года,  в соответствии  федеральной образовательной программой «Школа России» (2008год). Рабочая программа составлена для 4-го класса муниципального общеобразовательного учреждения Молочненской средней общеобразовательной школы.

Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать  у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

      Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:

1)    Освоение учащимися первоначальных знаний о звуко-буквенном и словарном составе родного языка, его лексико- грамматическом строе, особенностях словообразования.

2)    Знакомство  учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной.

Программа сориентирована также  на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:

·       Осознание  (различие) двух реальностей – окружающего мира и  слова, называющего (отражающего) этот мир во всём его многообразии;

·       Поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям.

·       Дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям

·       Развитие ( формирование способности моделировать факты языка

·       Овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

Программа предполагает изучение родного  языка в единстве с формированием у детей учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать  учебную работу, пользоваться различными справочными материалами, способность к самооценке и самоконтролю

Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике, графике, слову, предложению. Основной  языковой единицей курса  является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.

Программа строится по годам в соответствии с принципами  природосообразности, поэтапности, непрерывности,  с психолого - педагогическими особенностями обучения школьников. Формируемые языковые  понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют  переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

Целью работы по чистописанию  является формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма. В 4 классе на каждом уроке  на эту работу отводится до 8 минут. Кроме коллективных форм работы, по совершенствованию каллиграфических навыков письма  следует вести индивидуальную работу.

Основными видами  письменных работ являются списывание, диктанты, тесты, изложения, сочинения. Примерное количество слов для словарных диктантов – 12-15. Количество слов в текстах для контрольных диктантов в 1 полугодии 65-70, во 2 полугодии 75-85.

Для реализации программы учитель использует следующие педагогические технологии:

-         проблемная поисковая;

-         личностно-ориентированная;

-         интегрированное обучение;

-         информационно – коммуникативные технологии;

-         объяснительно- иллюстративное обучение;

-         игровая;

-         здоровьесберегающая.

Методы и формы работы:  практические, словесные  , наглядные, контроль.   Организация учебного процесса: классно – урочная.

 

  Содержание учебного материала.

                                                                          

  Программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю. Из них: контрольных диктантов – 10;  творческих работ – 1;   контрольных списываний – 3.

Основные блоки программы:

Содержание блока

Количество часов по программе

Синтаксис и пунктуация

30

Имя существительное

40

Имя прилагательное

25

Личные местоимения

7

Глагол

45

Наречие

3

Повторение пройденного в начальных классах

20

ИТОГО

170

 

Требование к уровню подготовки обучающихся.

 Обучающиеся должны знать:

      и второстепенных (без употребления терминов);

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

Обучающиеся должны уметь:

       в предложениях с однородными членами;

      и II спря­жения и т. д.);

 

 

           Для реализации программного содержания используются:

·        Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.  Русский язык. Учебник для 4 класса  в 2-х частях. –М. Просвещение, 2007

·        Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.  Русский язык. Рабочая тетрадь по русскому языку  в 2-х частях. 4 класс–М. Просвещение, 2007

·        Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.  Дидактический материал по русскому языку. 4 класс. М. Просвещение, 2007

 

·        Мукашова И.В. Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык» 4 класс, - Волгоград, «Учитель», 2004

 

Диски.

1.    Академия наук ( конструктор урока)

2.    Игры и задачи (1-4 классы)

3.    Лунтик. Русский язык для малышей.

4.    Страна Лингвиния. Орфографические диктанты.

5.    Тренажёр по русскому языку. 1-4 классы.

Интернет ресурсы:

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный                     портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

Hosted by uCoz