Пояснительная записка

 

Рабочая программа по природоведению разработана на основе нормативных документов:

- Примерной программы по природоведению федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

- Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (Приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811).

 

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Является общеобразовательной программой естественно-математического цикла.

Цели и задачи: продолжить курс природоведения начальной школы и заложить основы для изучения естественных наук.

Данный курс завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

 

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Всего практических работ – 15.

1. Знакомство с оборудованием для научных исследований;

2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы;

3.Великие естествоиспытатели;

4. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд;

5. Работа с подвижной картой звездного неба;

6. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ;

7. Наблюдение признаков химических реакций; исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т.п.)

8. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра;

9. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей;

10. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.);

11. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян;

12. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания;

13. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения;

14. Измерение своего роста и массы тела;

15. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

 

Данная программа предусмотрена для классно-урочной организации учебного процесса.

 

 

 

 

Содержание учебного материала

 

Название темы

Количество часов

Тема 1. Изучение природы

Тема 2. Вселенная

Тема 3. Земля

Тема 4. Жизнь на Земле

Тема 5. Человек на Земле

Повторение

 

4

14

18

 

14

 

16

2

ИТОГО

68

 

В связи с недостаточным количеством времени, данным программой, из резерва было выделено 1 час на тему «Изучение природы»; 2 часа на повторение изученного материала.

 

Учебно-методическое обеспечение

1. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Сонин Н.И.        Природоведение. 5 кл. Методическое пособие. -  М.: Дрофа, 2006

2. Козачек Т.В.. Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2005.

3. Плешаков А.А., Сонин Н.И.    Природоведение. 5 кл. Рабочая тетрадь. -  М.: Дрофа, 2006

4. Плешаков А.А., Сонин Н.И.    Учебник «Природоведение. 5 класс» -  М.: Дрофа, 2006

5.  Плешаков А.А., Сонин Н.И.     Твои открытия. 5 кл. Альбом-задачник. -  М.: Дрофа, 2009

6. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В.   Природоведение. 5 кл. Рабочая тетрадь для учителя. -  М.: Дрофа, 2006

7. Программа Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс», опубликованная в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 11 классы.- М.:  Дрофа, 2007, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации;

 

 

Материально-техническое  

- лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, колбы, пробирки, штатив, спиртовка);

- иллюстрированные материалы (глобус, портреты ученых, картины и схемы разнообразия живых организмов, строения Солнечной системы, Земли, процессов на Земле, физическая карта полушарий);

- наглядные материалы (влажные препараты организмов, микропрепараты, гербарии, ископаемые остатки, коллекция горных пород и минералов, объекты живой природы, муляжи растений, грибов)

 

Информационно-техническое обеспечение

www.mypriroda.ru

www.astrolab.ru

www. astro-azbuka.info

www.priroda.su

ru.wikipedia.org

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

 

В результате изучения природоведения ученик должен:

Знать/понимать

- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

- строение живой клетки (главные части);

- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

 

Уметь

- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2 – 3 минуты);

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz