Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению разработана на основе нормативных документов:
- Примерной программы по природоведению федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
- Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (Приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811).
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Является общеобразовательной программой естественно-математического цикла.
Цели и задачи: продолжить курс природоведения начальной школы и заложить основы для изучения естественных наук.
Данный курс завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Всего практических работ – 15.
1. Знакомство с оборудованием для научных исследований;
2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы;
3.Великие естествоиспытатели;
4. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд;
5. Работа с подвижной картой звездного неба;
6. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ;
7. Наблюдение признаков химических реакций; исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т.п.)
8. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра;
9. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей;
10. Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.);
11. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян;
12. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания;
13. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения;
14. Измерение своего роста и массы тела;
15. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Данная программа предусмотрена для классно-урочной организации учебного процесса.
Содержание учебного материала
Название темы |
Количество часов |
Тема 1. Изучение природы Тема 2. Вселенная Тема 3. Земля Тема 4. Жизнь на Земле Тема 5. Человек на Земле Повторение |
4 14 18 14 16 2 |
ИТОГО |
68 |
В связи с недостаточным количеством времени, данным программой, из резерва было выделено 1 час на тему «Изучение природы»; 2 часа на повторение изученного материала.
Учебно-методическое обеспечение
1. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2006
2. Козачек Т.В.. Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2005.
3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006
4. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Учебник «Природоведение. 5 класс» - М.: Дрофа, 2006
5. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Твои открытия. 5 кл. Альбом-задачник. - М.: Дрофа, 2009
6. Сонин Н.И., Калинова Г.С.,
Иванова Т.В. Природоведение. 5 кл. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2006
7. Программа Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс», опубликованная в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2007, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации;
Материально-техническое
- лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, колбы, пробирки, штатив, спиртовка);
- иллюстрированные материалы (глобус, портреты ученых, картины и схемы разнообразия живых организмов, строения Солнечной системы, Земли, процессов на Земле, физическая карта полушарий);
- наглядные материалы (влажные препараты организмов, микропрепараты, гербарии, ископаемые остатки, коллекция горных пород и минералов, объекты живой природы, муляжи растений, грибов)
Информационно-техническое обеспечение
www.mypriroda.ru
www.astrolab.ru
www. astro-azbuka.info
www.priroda.su
ru.wikipedia.org
Требования к уровню подготовки учащихся,
заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен:
Знать/понимать
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
Уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2 – 3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.