Пояснительная
записка.
Рабочая
программа составлена на основе Примерной программы по литературе Федерального
компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и Регионального базисного плана 2006 г.
Учитывая
рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета
«Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного
стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие
речи, на уроки внеклассного чтения.
Данная рабочая программа
ориентирована на содержание Примерной программы, на учебник-хрестоматию,
обеспечивающий процесс обучения.
Виды контроля:
-
промежуточный:
пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый
ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного
героя, инсценирование;
- итоговый
(за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа,
проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Требования к уровню подготовки
учащихся 5 класса.
Учащиеся должны знать:
- авторов и
содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия:
фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок;
постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления);
роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные
представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада
(начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая
речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок;
метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном
произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция
литературного произведения; драма как род литературы (начальные
представления), пьеса - сказка; автобиографичность литературного произведения
(начальные представления).
Учащиеся должны
уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и
объяснять внутренние связи его элементов;
-отличать
стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма,
строфа);
- видеть связь между различными видами искусства
и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации,
созданной к конкретному произведению;
- выявлять
основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом
произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать
изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать
многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении,
выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского
отношения к изображаемому;
- различать
особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная
сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться
алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться
в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие,
послесловие и др.);
- выразительно читать текст-описание,
текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие
произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- уметь подготовить
(устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
-
словесно
воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать
свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев,
сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить
прямые авторские оценки;
-
видеть общность
и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
- писать
творческие сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных
впечатлений;
-
сочинять
небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни и т.д.;
-
создавать
сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Учебное и учебно-методическое
обеспечение:
Для
учащихся:
1. Коровина
В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.:
Просвещение, 2006.
2. Коровина
В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал по литературе: 5
класс. - М.: Просвещение, 2006.
3. Литература:
5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM
/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
4. Маранцман
В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
5. Обернихина
Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В.
Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
6.
Русский
фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.:
Просвещение, 2005.
7.
Сочини сказку.
Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
8. Шайтанов
И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы: -М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
1. Аркин
И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. -
М.: Просвещение, 1996.
2. Беломестных
О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5
класс. - М.: ВАКО, 2002.
3. Б.И.Турьянская,
Е.В.Комиссарова «Литература в 5 классе. Книга для учителя». – М., «Русское
слово», 2000г.
4. Беляева
Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода
к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
5. Демиденко
Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.:
Дрофа, 2006.
6. Еремина
О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.:
Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература.
5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен»,
2006.
7. Золотарева
И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. -
Изд. 3-е, исправл. и дополн.
- М.: ВАКО, 2005.
8.
Калганова
Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
9.
Колокольцев Е.Н.
Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
10. Коровина
В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы:
5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
11. Миронова
Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я.
Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
12. Тумина Л.Е. Творческие
задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Межпредметные
связи:
Учебно-тематический
план:
Раздел |
Часы |
Введение |
1 час |
Устное народное творчество |
11 часов |
Древнерусская литература |
2 часа |
Литература XVIII
века |
2 часа |
Литература XIX
века |
43 часа |
Литература XX века |
27 часов |
Зарубежная литература |
16 часов |
Итого: |
102 часа |