Пояснительная записка.

 

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по литературе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и  Регионального базисного плана 2006 г.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предме­та «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание Примерной  программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

Виды контроля:

-   промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, разверну­тый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсцени­рование;

-   итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, прове­ряющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

-  основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» ска­зок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литерату­ры (начальные представления), пьеса - сказка; автобиографичность литературного произведения (на­чальные представления).

Учащиеся должны уметь:

- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

-  видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

- выявлять основную нравственную проблематику произведения;

-  определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

-  воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведе­нии, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

-  различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и лите­ратурная сказка, загадка, басня, рассказ);

- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

- ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

-  выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанро­вое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

- уметь подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

-   словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

-   аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

-   видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

-   писать творческие сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и ли­тературных впечатлений;

-   сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни и т.д.;

-   создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:

1.    Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2006.

2.    Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

3.    Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

4.    Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

5.    Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

6.    Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

7.    Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

8.    Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы: .: Просвещение, 2006.

Для учителя:

1.    Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1996.

2.    Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.

3.    Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова «Литература в 5 классе. Книга для учителя». – М., «Русское слово», 2000г.

4.    Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

5.    Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

6.    Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебни­ку-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экза­мен», 2006.

7.    Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М.: ВАКО, 2005.

8.    Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

9.    Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.

10.  Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

11.  Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

12.  Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

Межпредметные связи:

 

 

Учебно-тематический план:

 

Раздел

Часы

Введение

 

1 час

Устное народное творчество

 

11 часов

Древнерусская литература

 

2 часа

Литература XVIII века

2 часа

Литература XIX века

 

43 часа

Литература XX века

 

27 часов

Зарубежная литература

 

16 часов

Итого:

102 часа


 

 

Hosted by uCoz