Пояснительная записка

 

Рабочая программа по биологии разработана на основе нормативных документов:

- Примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

- Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (Приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811).

 

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Цель данной программы: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности различных представителей живой природы, их взаимосвязью с окружающей средой.

 В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается следующим образом: 34 часа из федерального компонента и 17 часов из регионального компонента (краеведение). Общее количество часов – 51.

Использование в 6 классе часов из регионального (национально-регионального) компонента позволит изучить флору и фауну Мурманской области, в том числе культурные растения, грибы, домашних и сельскохозяйственных животных, климатические условия и их влияние на живые организмы, особенности научно-практической деятельности региона.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

 

Список лабораторных и практических работ:

1. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах);

2. Ткани живых организмов;

3. Распознавание органов у растений и животных;

4. роль света в жизни растений

5. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю;

6. Разнообразие опорных систем животных;

7. Наблюдение за поведением животных

8. Вегетативное размножение комнатных растений;

9. Прямое и непрямое развитие насекомых;

10. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных;

11. Изучение и описание экосистемы своей местности;

 

Данная программа рассчитана на классно-урочную организацию учебного процесса.

 

Содержание учебного материала

Название темы

Количество часов

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов

Тема 1.2. Строение растительной и животной клеток

Тема 1.3. Ткани растений и животных

Тема 1.6. Органы и системы органов

Всего

 

1

2

2

7

12

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

Тема 2.1. Питание и пищеварение

Тема 2.2. Дыхание

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

Тема 2.4. Выделение

Тема 2.5. Опорные системы

Тема 2.6. Движение

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

Тема 2.8. Размножение

Тема 2.9. Рост и развитие

Всего

 

6

2

3

3

2

2

4

3

4

28

Раздел 3. Организм и среда

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

Тема 3.2. Природные сообщества

Всего

 

6

4

10

ИТОГО

51

Каждый раздел включает в себя федеральный и региональный (краеведение) компоненты.

 

Учебно-методическое обеспечение

1.  Бровкина Е.Т., Сонин Н.И.   Биология. Живой организм. 6 класс. Метод. пособие - М.: Дрофа, 2006

2. Парфилова Л.Д., Шмарина И.А.  Тематическое и поурочное планирование по биологии. 6 класс: к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс»: методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006;

3. Программа Сонина Н.И. «Программа основного общего образования по биологии. 6 – 9 классы», опубликованная в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 11 классы.- М.:  Дрофа, 2007 допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации;

4. Семенцова В.Н.  Сетевое планирование. Биология. 5 – 11 классы: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004.

5.  Сонин Н.И., Бровкина Е.Т.    Биология. Живой организм. 6 класс. Раб. тетрадь для учителя - М.: Дрофа, 2006

6.  Сонин Н.И.   Биология. Живой организм. 6 кл. рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2009

7. Сонин Н.И.   Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006;

 

 

Материально-техническое  

- иллюстрированные материалы (таблицы многообразия живых организмов, их строения и особенностей жизнедеятельности, строения животной и растительной клеток, тканей, органов, строение вирусов и бактерий, деления клеток, природных сообществ и взаимосвязей живых организмов);

- лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, колбы, пробирки, штативы, мерные стаканы, спиртовки и т.д.);

- наглядные материалы (влажные препараты организмов, микропрепараты, гербарии, объекты живой природы, муляжи растений, грибов, плодов, коллекции семян);

 

Информационно-техническое обеспечение

- www.biorg.ru

- www.sbio.info

- www.ebio.ru

- ru.wikipedia.org

 

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 6 класс

В результате изучения предмета учащиеся 6 классов должны:

Знать/понимать

- особенности жизни как формы существования материи;

- фундаментальные понятия биологии;

- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

- особенности строения ядерных и безъядерных клеток;

- важнейшие особенности строения растительных и животных клеток;

- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

- типы деления клеток, их роль в организме;

- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Уметь      

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

- владеть языком предмета.

- распознавать органоиды клетки;

- узнавать основные формы цветкового растения;

- распознавать органы и системы органов изученных организмов;

- составлять простейшие цепи питания;

- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- ухода за растениями, домашними животными

- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде

- соблюдения правил поведения в окружающей среде

Hosted by uCoz