Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе нормативных документов:
- Примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
- Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (Приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811).
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Цель данной программы: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности различных представителей живой природы, их взаимосвязью с окружающей средой.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается следующим образом: 34 часа из федерального компонента и 17 часов из регионального компонента (краеведение). Общее количество часов – 51.
Использование в 6 классе часов из регионального (национально-регионального) компонента позволит изучить флору и фауну Мурманской области, в том числе культурные растения, грибы, домашних и сельскохозяйственных животных, климатические условия и их влияние на живые организмы, особенности научно-практической деятельности региона.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
Список лабораторных и практических работ:
1. Строение клеток живых
организмов (на готовых микропрепаратах);
2. Ткани живых организмов;
3. Распознавание органов у
растений и животных;
4. роль света в жизни
растений
5. Передвижение воды и
минеральных веществ по стеблю;
6. Разнообразие опорных
систем животных;
7. Наблюдение за поведением
животных
8. Вегетативное размножение
комнатных растений;
9. Прямое и непрямое развитие
насекомых;
10. Наблюдение за сезонными
изменениями в жизни растений и животных;
11. Изучение и описание
экосистемы своей местности;
Данная программа рассчитана на классно-урочную организацию учебного процесса.
Содержание учебного материала
Название темы |
Количество часов |
Раздел 1. Строение и
свойства живых организмов Тема 1.1. Основные свойства
живых организмов Тема 1.2. Строение
растительной и животной клеток Тема 1.3. Ткани растений и
животных Тема 1.6. Органы и системы
органов Всего |
1 2 2 7 12 |
Раздел 2. Жизнедеятельность
организма Тема 2.1. Питание и
пищеварение Тема 2.2. Дыхание Тема 2.3. Передвижение
веществ в организме Тема 2.4. Выделение Тема 2.5. Опорные системы Тема 2.6. Движение Тема 2.7. Регуляция
процессов жизнедеятельности Тема 2.8. Размножение Тема 2.9. Рост и развитие Всего |
6 2 3 3 2 2 4 3 4 28 |
Раздел 3. Организм и среда Тема 3.1. Среда обитания.
Факторы среды Тема 3.2. Природные
сообщества Всего |
6 4 10 |
ИТОГО |
51 |
Каждый раздел включает в себя федеральный и региональный (краеведение) компоненты.
Учебно-методическое обеспечение
1. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. Метод. пособие - М.: Дрофа, 2006
2. Парфилова Л.Д., Шмарина И.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 6 класс: к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс»: методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006;
3. Программа Сонина Н.И. «Программа основного общего образования по биологии. 6 – 9 классы», опубликованная в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2007 допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации;
4. Семенцова В.Н. Сетевое планирование. Биология. 5 – 11 классы: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004.
5. Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Живой организм. 6 класс. Раб. тетрадь для учителя - М.: Дрофа, 2006
6. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл. рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2009
7. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник
для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006;
Материально-техническое
- иллюстрированные материалы (таблицы многообразия живых организмов, их строения и особенностей жизнедеятельности, строения животной и растительной клеток, тканей, органов, строение вирусов и бактерий, деления клеток, природных сообществ и взаимосвязей живых организмов);
- лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, колбы, пробирки, штативы, мерные стаканы, спиртовки и т.д.);
- наглядные материалы (влажные препараты организмов, микропрепараты, гербарии, объекты живой природы, муляжи растений, грибов, плодов, коллекции семян);
Информационно-техническое обеспечение
- ru.wikipedia.org
Требования к уровню подготовки учащихся,
заканчивающих 6 класс
В результате изучения предмета учащиеся 6 классов должны:
Знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток;
- важнейшие особенности строения растительных и животных клеток;
- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
- типы деления клеток, их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Уметь
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
- распознавать органоиды клетки;
- узнавать основные формы цветкового растения;
- распознавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- ухода за растениями, домашними животными
- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде
- соблюдения правил поведения в окружающей среде