РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ
ИСТОРИИ И
ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XVI ВЕКА»
(6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа составлена на основе Федерального компонента государственного
стандарта общего образования по истории,
Программа
ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и является началом
системного изучения обучающимися исторических дисциплин, связана с проблемами
социализации младших подростков, приобщения их к национальным и мировым
культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональные и
многоконфессиональное сообщество.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов
по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 час
в неделю, что соответствует РБУ плану
Цели курса:
- воспитание патриотизма, уважение к
истории и традициям нашей Родины и других народов, к правовым свободам
человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях,
процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической
последовательности;
- овладение элементарными методами
исторического познания, умениями работать с различными историческими
источниками, исторической информацией.
- формирование ценностных ориентаций в
ходе ознакомления с исторически сложившимися
культурными, религиозными, этнонациональными
традициями;
- применение знаний и представлений об
исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в
поликультурном, полиэтническом обществе, толерантного отношения к
представителям других народов и стран.
Задачи курса:
- приобретение знаний об историческом
пути народов мира с древности до наших дней, знаний о важнейших событиях,
процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической
последовательности.
- овладение элементарными методами
исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической
информацией, овладение способами деятельностей: учебно-познавательной,
информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- формирование исторического мышления.
Преемственность соблюдается с курсом «История
Древнего мира» 5 класс.
Межпредметные связи осуществляются с курсами литературы, географии,
а также предметов образовательной области «Искусство».
Реализация
данной программы позволяет использовать следующие технологии: дифференцированного обучения, опорных сигналов и
конспектов полного усвоения, а также различные формы и методы работы: индивидуальные, групповые, парные, игровые,
ролевые через классно-урочную систему
организации учебного процесса.
Распределение учебного времени по
истории в рамках 3х этапов (V-VI кл.; VII-VIII кл.; IX)
Классы |
Объём учебного времени (региональный компонент),
ч.
340ч. + 34ч. модуль «История родного края» |
Разделы примерной программы |
|
История России |
Всеобщая история |
||
V-VI |
136ч. |
|
|
V |
68ч |
Пропедевтический курс «Что изучает
история» 10ч. |
|
- |
История Древнего мира – 58ч. |
||
VI |
68ч |
История России
(с древности до XVI в.) – 38 ч. |
История
Средних веков – 30ч. |
VII-VIII |
136ч. |
История России конец XVI начало XXвв. |
История нового
времени XVI начало XXвв. |
VII |
68ч. |
конец XVI – XVIIIв. 40ч. |
История нового времени XVI-XVIIIвв. 28ч. |
VIII |
68ч. |
История России XIX начало XXвв. 42ч. |
XIXв.
начало XX в. 26в. |
IX |
102ч. 68ч. + 34ч.
(краеведческий модуль) |
Новейшая и
современная история России XX начало XXIвв. 44ч. |
Новейшая и
современная история XX начало XXIвв. 24ч. |
|
|
Модуль:
«история родного края» 34ч. |
|
|
|
|
|
Итого: |
374ч. |
174ч+34ч |
166ч. |
Содержание учебного материала:
История средних веков - 30 часов
I.
Раннее
средневековье (11 часов)
Тема 1 Западная
Европа в V-XI вв. (6 ч)
Тема 2 Византия
и славянский мир (3ч)
Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (2 ч)
II.
Расцвет
средневековья (8 ч)
Тема 4. Феодальное общество (3 ч)
Тема 5.
Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 ч)
Тема 6. Страны Западной Европы в XI-XIV вв. (3 ч)
III.
Позднее
средневековье (6 ч)
Тема 7. Страны Западной Европы в XIV-XV вв. (4 ч)
Тема 8.
Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (2 ч)
IV. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (3 часа)
V. Культурное наследие Средневековья (2 часа)
История России - 38 часов
I.
Возникновение и развитие древнерусского государства
(22 ч)
Тема 1. Русь Древняя (12 ч)
Тема 2 Политическая раздробленность Руси (10 ч)
II.
Возникновение Русского единства государства (XIV-XVI
вв.) (16 ч)
Тема 1. Русь Московская (6 часов)
Тема 2. Россия в XVI веке (10 ч)
Содержание
учебного материала полностью соответствует примерной программе по истории и
удовлетворяет цели и задачи данного образовательного учреждения.
Учебно-методическое обеспечение включает в себя
основную и дополнительную литературу для обучающихся и педагогов.
Основная литература:
1.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших
времён до конца XVI в.» 6 класс, М.,
Просвещение
2.
Е.В. Агибалов, Г.М. Донской
«История средних веков» 6 класс, М., Просвещение
3.
Л.Н.
Алексашкина авторская программа «Всеобщая история. Средние века» М., «Дрофа»
4.
А.А.
Данилова программа по истории России 6-9 классы под редакцией; Л.Г. Косулиной М. «Просвещение» 2009г.
Дополнительна литература:
1. А. Ф. Антонов Книга
для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для
учащихся / А. Ф. Антонов. - М: Просвещение,
2. И. В. Бабич
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: М., 2001г.;
3. С. Г. Смирнов
Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 2000;
4. История
России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В.
Каргалова. -М.: Русское слово, 1998;
5. Короткова М. В. История России IX-XVIII в.:
дидактические материалы /
М. В. Корот-кова. - М.: Дрофа,
6. В. И. Буганов
Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия
для учащихся 8
класса / В. И. Буганов, А. И. Назарец.
- М.: Просвещение,
7.
П. П. Епифанов Хрестоматия по истории России с древнейших времен до
XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П.
Епифанова. - М.: Просвещение,
Для
информационно-компьютерной поддержки учебного процесса
предполагается использовать следующие программно-педагогических средств, с помощью интернет-ресурсов и компьютера: СД проект «Мировая
историческая энциклопедия», видеофильмы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать:
- даты основных событий, термины
и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты
и итоги событий с древнейших времен до XVII в.;
- важнейшие достижения культуры и
системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.;
- изученные виды исторических
источников.
Уметь:
- сравнивать
исторические явления и события;
- объяснять
смысл, значение важнейших исторических понятий;
- дискутировать;
- анализировать
исторический источник;
- самостоятельно
давать оценку историческим явлениям,
- высказывать
собственное суждение;
- читать
историческую карту;
- группировать
(классифицировать) исторические события и явления по
указанному
признаку.
Владеть компетенциями:
-
коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией
личностного саморазвития;
-
информационно-поисковой;
- рефлексивной
компетенцией;
-
учебно-познавательной компетенцией;
-
профессионально-трудовой компетенцией.
Использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
- высказывать
собственных суждений об историческом наследии народов
России;
- использовать
знаний об историческом пути и традициях народов России в
общении с людьми другой
культуры, национальной и религиозной
принадлежности.