Рабочая программа для основного общего образования
(базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа учебного курса по математике для 6 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с авторской программой Н. Я. Виленкина. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике //Математика в школе.-2006,-№11
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделения этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждого из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Место предмета в
федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего общего образования отводится 5ч в неделю6 классах.
При реализации рабочей
программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане -
«Раздел для тех, кто хочет знать больше», создавая условия для максимального
математического развития учащихся, интересующихся предметом, для
совершенствования возможностей и способностей каждого ученика.
Выявление итоговых
результатов изучения темы завершается контрольной работой. Контрольные работы
составляются с учетом обязательных результатов обучения.
Увеличивается время на
повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение
опорного уровня, который позволяет ученику с невысоким уровнем математической
подготовки адаптироваться к изучению нового материала на следующей ступени
обучения.
В целях усиления
развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации
поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на
моделирование, задания практического характера.
В целях развития межпредметных
связей, усиления практической направленности предмета включены задачи
физического характера, задачи из химии - на определение процентного содержания
раствора и другие.
Распределение
курса п о т е м а м:
Делимость чисел – 20 ч; _ .
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями -
21 ч;
Умножение и деление обыкновенных дробей - 29 ч;
Отношения и пропорции - 24 ч;
Положительные и отрицательные числа - 12 ч;
Сложение и вычитание положительных и отрицательных
чисел - 12 ч;
Умножение и деление положительных и отрицательных
чисел - 11 ч;
Решение уравнений – 13 ч;
Координаты на плоскости – 12 ч;
Повторение – 11 ч.
В
ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе
и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки
выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить
вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком
алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться
применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики
элементарных функций, научиться использовать функционально-графические
представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить пространственные
представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы
планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их
свойствами;
- получить представления о
статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их
изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и
речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные
систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об
изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического
моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение
математики на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств
личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе:
ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление,
элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность
к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах
математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к
части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для
научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ø Ясности и
точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов
алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к
преодолению трудностей;
Ø
Математической речи;
Ø Сенсорной
сферы; двигательной моторики;
Ø Внимания;
памяти;
Ø Навыков
само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах
математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов.
Воспитание:
Ø Культуры
личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
Ø Волевых
качеств;
Ø
Коммуникабельности;
Ø
Ответственности.
Место
предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для
образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на
ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в
неделю с V по IX класс.
Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов.
При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90
учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных
форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и
педагогических технологий.
В настоящей рабочей программе изменено соотношение
часов на изучение тем, добавлены темы элементов статистики (подробнее расписано
в Содержании тем учебного курса).
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе,
работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений,
следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали
опыт:
планирования и осуществления алгоритмической
деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных
разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей,
проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,
использования различных языков математики (словесного, символического,
графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации,
выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации
информации, использования разнообразных информационных источников, включая
учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты
обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к
уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых
должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение
которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс
основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам:
«знать/понимать», «уметь», «использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по
каждому из разделов содержания.
Содержание
учебного материала.
1. ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ 20
Делители и кратные.
Признаки делимости на 10, 5 и
2.
Признаки делимости на 3 и на
9.
Простые и составные числа.
Разложение на простые
множители.
Наибольший общий делитель.
Взаимно простые числа.
Наименьшее общее кратное.
Знать и понимать:
-
Делители и
кратные числа.
-
Признаки
делимости на 2,3,5,10.
-
Простые и
составные числа.
-
Разложение числа
на простые множители.
-
Наибольший общий
делитель.
-
Наименьшее общее
кратное.
Уметь:
-
Находить
делители и кратные числа.
-
Находить
наибольший общий делитель двух или трех чисел.
-
Находить
наименьшее общее кратное двух или трех чисел.
Раскладывать число на простые
множители
2. СЛОЖЕНИЕ
И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ
21
Основное свойство дроби.
Сокращение дробей.
Приведение дробей к общему знаменателю.
Сравнение дробей с разными
знаменателями.
Сложение, вычитание дробей с
разными знаменателями.
Сложение и вычитание смешанных
чисел.
Знать и понимать:
-
Обыкновенные
дроби.
-
Сократимая дробь.
-
Несократимая
дробь.
-
Основное свойство
дроби.
-
Сокращение
дробей.
-
Сравнение дробей.
-
-
Сложение и
вычитание дробей с разными знаменателями.
Уметь:
-
Сокращать
дроби.
-
Приводить
дроби к общему знаменателю.
-
Складывать
и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Сравнивать дроби,
упорядочивать наборы дробей
.
3. УМНОЖЕНИЕ
ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ 14
Умножение дробей.
Нахождение дроби от числа.
Применение
распределительного свойства умножения.
Знать и понимать:
-
Умножение дробей.
-
Нахождение части
числа.
-
-
Распределительное
свойство умножения.
Уметь:
-
Умножать
обыкновенные дроби.
Находить
часть числа.
4. ДЕЛЕНИЕ
ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ 15
Взаимно обратные числа.
Деление.
Нахождение числа по его
дроби.
Дробные
выражения.
Знать и понимать:
-
Взаимно обратные
числа.
-
Нахождение числа
по его части.
Уметь:
-
Находить число
обратное данному.
-
Выполнять деление
обыкновенных дробей.
-
Находить число по
его дроби.
-
Находить значения
дробных выражений
5. ОТНОШЕНИЯ
И ПРОПОРЦИИ 24
Отношения
Пропорции.
Прямая и обратная
пропорциональные зависимости.
Знать и понимать:
-
Отношения.
-
Пропорции.
-
Основное свойство
пропорции.
-
Пропорциональные
и обратно пропорциональные величины.
Уметь:
-
Составлять
и решать пропорции.
-Решать задачи с помощью
пропорций на прямую и обратную пропорциональные зависимости
-Масштаб.
-Длина окружности, площадь
круга.
-Шар.
Знать и понимать:
-
Формула длины окружности.
-
Формула площади
круга.
-
Масштаб. Шар.
Уметь:
-
Решать задачи по
формулам.
Решать задачи с использованием масштаба.
6. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА 12
Координаты на прямой.
Противоположные числа.
Модуль числа.
Сравнение чисел.
Изменение величин.
Знать и понимать:
-
Противоположные
числа.
-
Координаты на
прямой.
-
Модуль числа.
Уметь:
-
Находить для
числа противоположное ему число.
-
Находить модуль
числа.
Сравнивать рациональные числа
.
7. СЛОЖЕНИЕ
И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ 12
Сложение чисел с помощью
координатной прямой.
Сложение отрицательных чисел.
Сложение чисел с разными
знаками.
Вычитание.
Знать и понимать:
-
Правило сложения
отрицательных чисел.
-
Правило сложения
двух чисел с разными знаками.
-
Вычитание рациональных
чисел
-
Сложение чисел с
помощью координатной прямой.
Уметь:
-
Складывать числа
с помощью координатной плоскости.
-
Складывать и
вычитать рациональные числа.
8.
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ
И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ 11
Умножение.
Деление.
Рациональные числа.
Знать и понимать:
-
Понятие
рациональных чисел.
Уметь:
-
Выполнять
умножение и деление рациональных чисел
Свойства действий с
рациональными числами.
Уметь:
-
Применять
свойства действий с рациональными числами для преобразования выражений
9. РЕШЕНИЕ
УРАВНЕНИЙ 1 3
Раскрытие скобок.
Коэффициент.
Подобные слагаемые.
Решение уравнений.
Знать и понимать:
-
Подобные
слагаемые.
-
Коэффициент
выражения.
-
Правила раскрытия
скобок.
Уметь:
-
Раскрывать
скобки.
-
Приводить
подобные слагаемые
-
Применять свойства
уравнения для нахождения его решения.
10. КООРДИНАТЫ
НА ПЛОСКОСТИ 12
Параллельные прямые.
Координатная плоскость.
Столбчатые диаграммы.
Графики.
Знать и понимать:
-
Перпендикулярные
прямые.
-
Параллельные
прямые.
-
Координатная
плоскость.
-
Координаты точки.
-
Столбчатая
диаграмма.
-
График
зависимости.
Уметь:
-
Изображать
координатную плоскость.
-
Строить точку по
заданным координатам.
-
Находить
координаты изображенной в координатной плоскости точки.
-
Строить
столбчатые диаграммы.
Находить значения величин по графикам зависимостей
ПОВТОРЕНИЕ 11
Действия
с обыкновенными дробями.
Действия
с обыкновенными дробями.
Сложение
и вычитание чисел с разными знаками.
Умножение
и деление чисел с разными знаками.
Решение
уравнений.
Координаты
на плоскости.
Графики.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебники:
1. Математика : учебник для 6 класса общеобраз. учереждений, / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, изд. МНЕМОЗИНА, Москва – 2009г.
2. Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.Мнемозина, 2004-2007.
3. Миндюк М.Б., Рудницкая В.Н. Математика;
Рабочая тетрадь для 6 класса. М.4Генжер, 2004-2008
4. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические
материалы по математике для 6 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
5. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика.
Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных
учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.
6. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по
математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
7. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить
нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
8. Е,В,Юрченко, Е,В,Юрченко. Тесты.
Математика 5-6 классы. Москва. Дрофа, 2000г
9. Математический энциклопедический словарь.
Москва. Советская энциклопедия.1995г.
Материально-техническое и информационно-
техническое обеспечение:
1. Математический конструктор
2. Интернет ресурсы
3. Таблицы
4. СД диски по математике 5-6 классы ,Н,Я,Виленкин
5. Геометрические тела и фигуры.
Требование подготовки уровня выпускников.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
·
существо понятия
математического доказательства; примеры доказательств;
·
существо понятия
алгоритма; примеры алгоритмов;
·
как используются
математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для
решения математических и практических задач;
·
как математически
определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры
такого описания;
·
как потребности
практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
·
вероятностный
характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических
закономерностей и выводов;
·
каким образом
геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений
о них, важных для практики;
·
смысл
идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Арифметика
уметь
·
выполнять устно
арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных
дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с
обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
·
переходить от
одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде
обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты —
в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с
использованием целых степеней десятки;
·
выполнять
арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и
действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми
показателями и корней; находить значения числовых выражений;
·
округлять целые
числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с
избытком, выполнять оценку числовых выражений;
·
пользоваться
основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать
более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
·
решать текстовые
задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин,
дробями и процентами;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
решения несложных
практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости
справочных материалов, калькулятора, компьютера;
·
устной прикидки и
оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием
различных приемов;
·
интерпретации
результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными
свойствами рассматриваемых процессов и явлений;