Рабочая программа для основного общего образования

(базовый уровень)

  Пояснительная записка

Статус документа.

Рабочая программа учебного курса по  математике для 6 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с авторской программой Н. Я. Виленкина. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике //Математика в школе.-2006,-№11

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделения этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждого из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

 

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных  учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего общего образования отводится 5ч в неделю6 классах. 

При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане - «Раздел для тех, кто хочет знать больше», создавая условия для максимального математического развития учащихся, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика.

Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.

Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет ученику с невысоким уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала на следующей ступени обучения.

В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, задания практического характера.

В целях развития межпредметных связей, усиления практической направленности предмета включены задачи физического характера, задачи из химии - на определение процентного содержания раствора и другие.

Распределение курса п о  т е м а м:

Делимость чисел – 20 ч;                                                                                                                      _    .

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями - 21 ч;

Умножение и деление обыкновенных дробей - 29 ч;

Отношения и пропорции - 24 ч;

Положительные и отрицательные числа - 12 ч;

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел - 12 ч;

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел - 11 ч;

Решение уравнений – 13 ч;

Координаты на плоскости – 12 ч;

Повторение – 11 ч.

 

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

   Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

 

Основные развивающие и воспитательные цели

 Развитие:

Ø        Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

Ø        Математической речи;

Ø        Сенсорной сферы; двигательной моторики;

Ø        Внимания; памяти;

Ø        Навыков само и взаимопроверки.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

 Воспитание:

Ø        Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

Ø        Волевых качеств;

Ø        Коммуникабельности;

Ø        Ответственности.

 

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс. 

Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, добавлены темы элементов статистики (подробнее расписано в Содержании тем учебного курса).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

 

Содержание учебного материала.

 1.           ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ  20

Делители и кратные.

Признаки делимости на 10, 5 и 2.

Признаки делимости на 3 и на 9. 

Простые и составные числа.

Разложение на простые множители.

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. 

Наименьшее общее кратное.


 

Знать и понимать:

-    Делители и кратные числа.

-    Признаки делимости на 2,3,5,10.

-    Простые и составные числа.

-    Разложение числа на простые множители.

-    Наибольший общий делитель.

-    Наименьшее общее кратное.

 

Уметь:

-    Находить делители и кратные числа.

-    Находить наибольший общий делитель двух или трех чисел.

-    Находить наименьшее общее кратное двух или трех чисел.

Раскладывать число на простые множители


           

2.            СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ  21

Основное свойство дроби.

Сокращение дробей.

Приведение дробей к  общему знаменателю.

Сравнение дробей с разными знаменателями.

Сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.

Сложение и вычитание смешанных чисел.


 

Знать и понимать:

-    Обыкновенные дроби.

-    Сократимая дробь.

-    Несократимая дробь.

-    Основное свойство дроби.

-    Сокращение дробей.

-    Сравнение дробей.

-     

 

-    Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Уметь:

-    Сокращать дроби.

-    Приводить дроби к общему знаменателю.

-    Складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.

Сравнивать дроби, упорядочивать наборы дробей


.          

3.            УМНОЖЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ 14

Умножение дробей.

Нахождение дроби от числа.

Применение распределительного свойства умножения. 


 

Знать и понимать:

-    Умножение дробей.

-    Нахождение части числа.

-     

 

-    Распределительное свойство умножения.

Уметь:

-    Умножать обыкновенные дроби.

Находить часть числа.


4.            ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ 15

Взаимно обратные числа.

Деление.

Нахождение числа по его дроби.

Дробные выражения.


Знать и понимать:

-    Взаимно обратные числа.

-    Нахождение числа по его части.

Уметь:

-    Находить число обратное данному.

-    Выполнять деление обыкновенных дробей.

-    Находить число по его дроби.

-    Находить значения дробных выражений


 

5.            ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ    24

Отношения

Пропорции.

Прямая и обратная пропорциональные зависимости. 


 

Знать и понимать:

-    Отношения.

-    Пропорции.

-    Основное свойство пропорции.

-    Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.

Уметь:

-    Составлять и решать пропорции.

-Решать задачи с помощью пропорций на прямую и обратную пропорциональные зависимости

 

 

-Масштаб.

-Длина окружности, площадь круга.

-Шар.

Знать и понимать:

-    Формула длины окружности.

-    Формула площади круга.

-    Масштаб. Шар.

Уметь:

-    Решать задачи по формулам.


     Решать задачи с использованием масштаба.

 

6.         ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА     12

Координаты на прямой.

Противоположные числа.

Модуль числа.

Сравнение чисел.

Изменение величин.


 

Знать и понимать:

-    Противоположные числа.

-    Координаты на прямой.

-    Модуль числа.

Уметь:                                  

 

-    Находить для числа противоположное ему число.

-    Находить модуль числа.

Сравнивать рациональные числа


.

7.         СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ     12

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

Сложение отрицательных чисел.

Сложение чисел с разными знаками.

Вычитание.

Знать и понимать:

-    Правило сложения отрицательных чисел.

-    Правило сложения двух чисел с разными знаками.

-    Вычитание рациональных чисел

-    Сложение чисел с помощью координатной прямой.

Уметь:

-    Складывать числа с помощью координатной плоскости.

-    Складывать и вычитать рациональные числа.

8.         УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ   ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И   ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ    11

Умножение.

Деление.

Рациональные числа.


Знать и понимать:

-    Понятие рациональных чисел.

Уметь:

-    Выполнять умножение и деление рациональных чисел

Свойства действий с рациональными числами.

Уметь:

-    Применять свойства действий с рациональными числами для преобразования выражений


9.         РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ   1 3

Раскрытие скобок.

Коэффициент.

Подобные слагаемые.

Решение уравнений.


 

Знать и понимать:

-    Подобные слагаемые.

-    Коэффициент выражения.

-    Правила раскрытия скобок.

Уметь:

 

-    Раскрывать скобки.

-    Приводить подобные слагаемые

-    Применять свойства уравнения для нахождения его решения.


 

10.      КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ    12

Параллельные прямые.

Координатная плоскость.

Столбчатые диаграммы.

Графики.


 

Знать и понимать:

-    Перпендикулярные прямые.

-    Параллельные прямые.

-    Координатная плоскость.

-    Координаты точки.

-    Столбчатая диаграмма.

-    График зависимости.

Уметь:

-    Изображать координатную плоскость.

-    Строить точку по заданным координатам.

-    Находить координаты изображенной в координатной плоскости точки.

-    Строить столбчатые диаграммы.

Находить значения величин по графикам зависимостей

 

 

 


ПОВТОРЕНИЕ   11

Действия с обыкновенными дробями.

Действия с обыкновенными дробями.

Сложение и вычитание чисел с разными знаками.

Умножение и деление чисел с разными знаками.

Решение уравнений.

Координаты на плоскости.

Графики.


Учебно-методическое обеспечение:

 

Учебники:

1.       Математика : учебник для 6 класса общеобраз. учереждений, / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, изд. МНЕМОЗИНА, Москва – 2009г.

2.       Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.Мнемозина, 2004-2007.

3.       Миндюк М.Б., Рудницкая В.Н. Математика; Рабочая тетрадь для 6 класса. М.4Генжер, 2004-2008

4.       Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.

5.       Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.

6.       Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.

7.       Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.

8.       Е,В,Юрченко, Е,В,Юрченко. Тесты. Математика 5-6 классы. Москва. Дрофа, 2000г

9.       Математический энциклопедический словарь. Москва. Советская энциклопедия.1995г.

Материально-техническое и информационно- техническое обеспечение:

 

1.       Математический конструктор

2.       Интернет ресурсы

3.       Таблицы

4.       СД диски по математике 5-6  классы ,Н,Я,Виленкин

5.       Геометрические тела и фигуры.

 

 

Требование подготовки уровня выпускников.                                                                                                                  

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

·                существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

·                существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

·                как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

·                как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

·                как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

·                вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

·                каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

·                смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;                

Арифметика

уметь

·                выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

·                переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

·                выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

·                округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

·                пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

·                решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;                                                                                                             

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

·                устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

·                интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

 


 

Hosted by uCoz