РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

6 класс

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 Рабочая  программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 6 класса разработана на основе Примерной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.), Регионального базисного учебного плана (2006г.), компонента образовательного учреждения.

Перечень  нормативных документов, используемых  при составлении рабочей  программы:

·        Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

·        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

·        Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2009-2010 учебный год;

·        Конституция Российской Федерации

·        Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

·        Закон Российской Федерации «О безопасности»

·        Федеральный закон «О гражданской обороне»

Программа предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

 

Направленность рабочей программы - обеспечение безопасного пребывания учащихся на природе.

 

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдением человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту, на природе и др.).

 

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы тре­бования федеральных законов перечисленных выше. Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз­ни, о  чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го­сударством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

 

Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

-       освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

-       развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

-       воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

-       овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

 

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

-       формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

-       выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

-       формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

-       учет основных закономерностей развития теории безопасности;

-       интегрированность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

-       направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

-       непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;

-       постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;

-       обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-       использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-       выделение характерных причинно-следственных связей;

-       творческое решение учебных и практических задач;

-       сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям' и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-       использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;

-       самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;

 -  соблюдение норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;

-   использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.

        

                             Место предмета в базисном учебном плане

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 6 классе за счет компонента ОУ из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю (1 час - резервный). Используется классно-урочная система.                                     

                        

                        Учебно-тематическое планирование.

 

№,

раздела,

темы

Наименование, раздела, темы

Количество часов

Из низ практич.

занятий

Р-1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

31

 

Тема 1.6

Правила поведения на природе

17

3

Тема 1.2

Правила обеспечения безопасности дорожного движения

2

 

Тема 1.3

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

2

 

Тема 1.4

Правила безопасного поведения на воде

1

 

Тема 1.5

Правила безопасного поведения в быту

1

 

Тема 1.7

Нарушение экологического равновесия в местах проживания

1

 

Тема 1.8

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

2

 

Тема 1.1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

5

 

 

 

Р -II

Оказание первой медицинской помощи

4

4

 

 

 

 

P-III

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

-

 

 

 

Всего часов

        35

7

 

 

Основное содержание программы

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1.Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

       Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение — естественная потребность организма.

   Физическая культура и закаливание.  Личная гигиена.

Вредные привычки и их негативное влияние на здо­ровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка.

Наркомания, токсикомания и другие вредные при­вычки.

1. 2. Правила обеспечения безопасности дорожного движения

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Пра­вила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.

 Крат­кая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения  пассажиров на транспорте.

1. 3. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

Причины возникновения пожаров в жилых и обще­ственных зданиях.  Меры пожар­ной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины.  Правила безопасного по­ведения в случае возникновения пожара на транспорте.

1. 4. Правила безопасного поведения на воде

Правила безопасного поведения на воде.  Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Опасность водоемов зимой.  Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимо­помощи терпящим бедствие на воде.

1. 5. Правила безопасного поведения в быту

Статья I.           Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными прибо­рами. Правила безопасного использования электрических и электронных прибо­ров. Компьютер и здоровье.

Опасные вещества и средства бытовой химии. Опас­ности, возникающие при нарушении правил пользова­ния ими. Действие опасных веществ и препаратов бы­товой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.

Правила безопасного использования различных ин­струментов при выполнении хозяйственных работ до­ма.

1. 6. Правила поведения на природе

Автономное существование человека в природе. Прави­ла безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания ог­ня. Обеспечение водой и питанием.  Сигналы бедствия.

1.7. Нарушение экологического равновесия в местах проживания

Влияние деятельности человека на окружающую среду.  Экология и экологическая безопасность. 

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о пре­дельно допустимых концентрациях загрязняющих ве­ществ.

Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

     Правила безопасного поведения в экологически небла­гоприятных районах.

1. 8. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

 

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.

Правила безопасного поведения с незнакомым чело­веком на улице, в подъезде дома, лифте.

Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходит­ся встречаться в повседневной жизни.

Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении за­ложников сотрудниками спецслужб.

Правила безопасного поведения в толпе. Психологи­ческая картина толпы. Поведение толпы при возникно­вении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.

 

Раздел 2.Оказание первой медицинской помощи

 

Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства.

Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.

Первая медицинская помощь при переломах. Правила и спосо­бы транспортировки пострадавших.

     Первая медицинская помощь при отравлениях газа­ми, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

      Первая медицинская помощь при утоплении и уду­шении.

Первая медицинская помощь при тепловом и сол­нечном ударе, обморожении.

Раздел 3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

3. 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при забла­говременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.

Вулканы и их поражающие факторы.   Правила безопасного пове­дения при извержении вулканов.

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблагов­ременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведе­ния при заблаговременном оповещении о приближе­нии урагана, бури, смерча. Правила безопасного пове­дения во время и после ураганов, бури, смерча.

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаго­временном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.

Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном опове­щении о цунами, во время прихода и после цунами.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

 

3.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения  (6 час)

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Промышленные аварии с выбросом опасных хими­ческих веществ. Химически опасные объекты произ­водства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характе­ристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Статья II.        Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила без­опасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

3. 3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4час)

           Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрез­вычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная, радиационная и химическая защита населения.

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.

 

 

 



                          Учебно-методическое обеспечение

 

Основная литература:

1.     Л.В. Байбородова, Ю.В.Индюков «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности». М., «Владос», 2003г.

2.     Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по Основам безопасности жизнедеятельности». М., «Дрофа», 2001г.

3.     В.Н.   Латчук,   С.К.   Миронов   «Тетрадь   для   оценки   качества   знаний   по   Основам безопасности жизнедеятельности 6 класс», М., «Дрофа», 2008г

4.     Л.А. Михайлов, А.В. Старостенко « ОБЖ 5-6 классы», Санкт-Петербург, «Союз», 2001г.

5.     А.Т.   Смирнов,   Б.О.   Хренников   «Основы   безопасности   жизнедеятельности 6 класс».   М., «Просвещение», 2008г.

6.     А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин «Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», М., «Просвещение», 2001г.

 

Дополнительная литература

1.     С.В. Баленко «Школа выживания», М., «Эксмо», 1992г.

2.     В.Г. Бубнов, В.А. Бубнова «Основы медицинских знаний», М., «Астрель»,2005г.

3.     В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», М., «Экзамен», 2006г.

4.     В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Дидактические материалы ОБЖ 5-9 классы», М., «Дрофа», 2000г.

5.     В.И. Мишин «Настольная книга учителя основ безопасности», М., «Астрель», 2002г.

6.     Некляев С.Э. «Поведение учащихся в экстремальных условиях природы». – М. « ВЛАДОС», 2003г.

7.     О.В. Пахнутова «ОБЖ 6 класс. Поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова и др.», Волгоград, «Корифей», 2006г.

8.     В.П. Ситников «Что делать в экстремальных ситуациях», М., «Эксмо», 2004г.

9.     С.С. Соловьев «Тематический контроль по курсу «ОБЖ» (комплект тестовых заданий для учащихся 5-6 классов), М., «Интеллект - Центр», 2002г.

10.           Г.Н. Шевченко «ОБЖ. 6 класс. Поурочные планы», Волгоград, «Учитель», 2005г.


Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

 

       Кабинет ОБЖ

       Телевизор

       Видеомагнитофон

      Мультимедиапроктор

       Настенный экран

       Интерактивная доска

 

Стенд «Автономное существование человека в природе»

 

Стенд «Первая медицинская помощь»

 

Стенд «Уголок безопасности дорожного движения»

 

Журнал «ОБЖ»

      Газета «Добрая дорога детства»

 

Комплект наглядно-методических пособий «Детство без алкоголя»

 

Комплект наглядно-методических пособий «Подростковая наркомания»

 

Комплект из 16 плакатов «Детская дорожная безопасность»

 

Комплект из 8 плакатов по ПДД

Плакат «Ориентирование на местности»

 

Видеофильм «Правила безопасного поведения»

 

Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире»

 

Видеофильм «Улица полна неожиданностей»

 

Видеофильм «Дорожные знаки»

 

Видеофильм «Первая медицинская помощь»

 

Видеофильм «Здоровый образ жизни»

 

Видеофильм «Основы безопасности на воде»

 

      Диск DVD  «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»

 

      Диск DVD  «Безопасность дорожного движения»

 

      Диск DVD  «Меры безопасности на воде»

 

      Презентация «Безопасность на льду, воде»

 

      Презентация «Программы здорового образа жизни»

 

      Презентация «Профилактика табакокурения»

 

      Презентация «Безопасность дорожного движения»

 

      Компьютерная игра «Спасик и его команда»

 

      Компьютерные игры по ПДД

 

      Тесты

 

      Практические ситуации и задачи

интернет-ресурсы

1.http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).

2.http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).

3.http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).

4.http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности

5.http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2  Обучение через Интернет

6.http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»

7.http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»

8.http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Николаевича

9.http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД

10.http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm Сайт Учебно-методического Цента ГУ МЧС России по Томской области

11.http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)

12.http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях

13.http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности

14.http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям

15.http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)

16..http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)

17.http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)

18. info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни

19.vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.

20.www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Обучающиеся должны

знать/понимать:

-       основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

-       вредные привычки и правила их профилактики;

-       правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

-       способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

-       действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

-       соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

-       оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

-       пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

-       правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

-       действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

 

использовать    приобретенные   знания    и    умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:

-       обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

-       соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

-       пользования бытовыми приборами и инструментами;

-       проявления бдительности при угрозе террористического акта;

-       обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Hosted by uCoz