Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе нормативных документов:
- Примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
- Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (Приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811).
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Цель данной программы: познакомить обучающихся с многообразием живых организмов, особенностями их строения, процессов жизнедеятельности, поведения, распространения и образа жизни; значением живых организмов в биосфере и отдельных биоценозах, жизни и практической деятельности человека.
Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебником «Живой организм» Н.И.Сонина для учащихся 6 классов.
Программа рассчитана на 85 часов (68 – из федерального компонента и 17 часов – из регионального компонента) и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных работ.
Список лабораторных работ:
1. Строение плесневого гриба мукора;
2. Распознавание съедобных и
ядовитых грибов.
3. Изучение внешнего строения
водорослей.
4. Изучение внешнего строения мхов;
5. Изучение внешнего строения папоротника;
6. Изучение строения и многообразия голосеменных растений;
7. Изучение строения покрытосеменных растений;
8. Распознавание растений
разных отделов
9. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения;
10. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур
11. Строение инфузории туфельки;
12. Внешнее строение моллюсков;
13. Изучение внешнего
строения и многообразия членистоногих;
14. Особенности внешнего
строения рыб в связи с образом жизни;
15. Особенности внешнего
строения лягушки в связи с образом жизни;
16. особенности внешнего
строения птиц в связи с образом жизни;
17. Изучение внешнего строения
млекопитающих;
18. Распознавание животных
своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни
человека.
19. Изучение внутреннего
строения млекопитающих
20 Распознавание домашних животных
Содержание учебного материала
Название
темы |
Кол-во
часов |
Введение |
5 |
Раздел 1. Царство Прокариоты Тема 1.1. Многообразие,
особенности строения и происхождение прокариотических
организмов Всего |
4 4 |
Раздел 2. Царство Грибы Тема 2.1. Общая
характеристика грибов Тема 2.2. Лишайники Всего |
4 2 6 |
Раздел 3. Царство Растения Тема 3.1. Общая
характеристика растений Тема 3.2. Низшие растения Тема 3.3. Высшие растения Тема 3.4. Отдел
Голосеменные растения Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные
(Цветковые) растения Всего |
2 3 5 3 10 23 |
Раздел 4. Царство Животные Тема 4.1. Общая
характеристика животных Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные Тема 4.4. Двухслойные
животные. Тип Кишечнополостные Тема 4.5. Трехслойные
животные. Тип Плоские черви Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви Тема 4.7. Тип Кольчатые
черви Тема 4.8. Тип Моллюски Тема 4.9. Тип Членистоногие Тема 4.10. Тип Иглокожие Тема 4.11. Тип Хордовые.
Бесчерепные животные. Тема 4.12. Подтип
Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы Тема 4.13. Класс
Земноводные Тема 4.14. Класс
Пресмыкающиеся Тема 4.15. Класс Птицы Тема 4.16. Класс
Млекопитающие Всего |
1 2 1 3 2 1 3 2 7 2 1 3 2 3 5 6 44 |
Раздел 5. Царство Вирусы Заключение |
2 1 |
ИТОГО |
85 |
Каждый раздел включает федеральный и региональный (краеведение) компоненты.
Учебно-методическое обеспечение
1. Захарова Н.Ю. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Темат. и поурочное планирование - М.: Экзамен, 2008;
2. Семенцова В.Н. Сетевое планирование. Биология. 5 – 11 классы: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004;
4. Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Раб. тетрадь для учителя - М.: Дрофа, 2006;
5. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2009;
6. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7
класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008;
7. Программа Сонина Н.И. «Программа основного общего образования по биологии. 6 – 9 классы», опубликованная в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.. Биология 6 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2007 допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Материально-техническое
- иллюстрированные материалы (таблицы живых организмов различных систематических категорий, их строения и особенностей жизнедеятельности, строения животной и растительной клеток, тканей, органов, строение вирусов и бактерий, природных сообществ и взаимосвязей живых организмов);
- лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, штативы т.д.);
- наглядные материалы (влажные препараты организмов, микропрепараты, гербарии, объекты живой природы, муляжи растений, грибов, плодов, коллекции семян);
Информационно-техническое обеспечение
- электронное учебное издание «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» Мультимедийное приложение к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И.
- Интернет сайты:
Требования к уровню подготовки учащихся,
заканчивающих 7 класс
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
Знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- о существовании эволюционной теории;
- основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности. При охране окружающей среды и здоровья человека.
Уметь
- пользоваться знанием биологических закономерностей лдя объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- ухода за растениями, домашними животными
- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.