Данная программа составлена на основе примерной программы
для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса
являются:
·
федеральный компонент государственного образовательного
стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
·
примерные программы, созданные на основе федерального
компонента государственного образовательного стандарта;
·
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
·
Федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего
образования.
Изучение географии в 7 классе школы направлено на
достижение следующих целей:
·
создать у учащихся целостное представление о Земле как планете
людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами
и народами;
·
сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений
страноведческого характера, необходимых каждому человеку;
·
раскрыть закономерности землеведческого характера;
·
воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного
сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли
природных условий в жизни человека.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный
курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и
общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и
отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной
географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в
курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно
и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в
основном региональные представления учащихся о целостности,
дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными
компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Содержание программы построено с позиции единства
географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс
географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая
оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными.
Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и
экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического
образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков
и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных
комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта
народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе
изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором
разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы
Земли, наиболее типичные страны разных материков.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3
содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются
комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы
организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы,
различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный
уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания
географического образования, объему и глубине изложенного материала со
спецификой учебно-воспитательных задач.
Место
предмета в базисном учебном плане
Федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит
68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета
2 –х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом,
составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и
глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм
организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических
работ.
Оценочные
практические работы
1.
Определение по картам расстояний между точками в
градусной мере и километрах, координат различных точек.
Тема « Африка»
2.
Определение географических координат крайних точек,
протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
3.
Определение географического положения материка.
4.
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и
месторождений полезных ископаемых.
Тема « Австралия»
5. Сравнение
географического положения Австралии и Африки.
Тема «Южная Америка»
6. Определение
сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
7. Сравнительное
описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
8. Составление описания природы, населения и его
хозяйственной деятельности одной из стран материка.
Тема «Северная Америка»
9. Сравнение
климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе,
оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
10.
Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением
особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности.
Тема «Евразия»
11. Сравнение
климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии
по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной
деятельности людей.
12. Сравнение
природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт
сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
13.
Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной
Европы или Зарубежной Азии.
Учебник: Коринская В.
А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. –
М.: Дрофа, 2008.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа,2008.
2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 7 класс. –
М.:Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
1. Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом
Земля.. – М.: Дрофа, 2007.
2. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
3. Интернет – ресурсы.
4. Мультимедийные обучающие программы:
География 7 класс.
«Наш дом Земля».
Библиотека
электронных наглядных пособий по курсам географии.
Формы промежуточного контроля: тестовый
контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными
картами.
Распределение
материала по содержательным линиям.
Тема 1.
Введение (4 часа)
Элементы обязательного минимума
образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических
открытий. Выдающиеся географические и исследования в России и в мире.
Современные научные исследования космического пространства. |
Предмет изучения географии. Части света. Карты материков. Основные пути получения географической
информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена
путешественников и ученых. Свойства и виды карт, способы изображения явлений и
процессов на картах. |
Читать и анализировать географические карты. Показывать
маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и
научных открытий. Называть основные группы карт и их свойства, описывать
карту по плану. |
Тема 2.
Литосфера и рельеф Земли (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения
материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их
распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в
океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках
и в океане. |
Строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую
земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим
строением и размещением полезных ископаемых. |
Показывать крупные литосферные плиты, платформы,
складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки
понятий «платформа», «рельеф» |
Тема 3.
Атмосфера и климаты Земли (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс
по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат
Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов.
Климатическая карта. |
Гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и
тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов. |
Объяснять циркуляцию воздушных масс, определять
географическое положение климатических поясов и давать их характеристику. |
Тема 4.
Гидросфера Земли (2 час)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши.
Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Температура и
соленость вод Мирового океана. Мировой круговорот воды. Минеральные и
органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование.
Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов
Мирового океана. |
Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе
частей Мирового океана, воды суши. |
Описывать примеры взаимодействия Мирового океана с
атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод,
образование течений. |
Тема 5.
Биосфера Земли (2 час)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Разнообразие растительного и животного мира Земли.
Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы и
взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути
его сохранения и восстановления. |
Гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по
Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую
зональность. |
Анализировать карту природных зон. |
Тема 6.
Земля – планета людей (2 час)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Численность населения планеты, размещение, народы и религии,
основные виды хозяйственной деятельности. |
|
Показывать крупнейшие народы Земли. Крупные города и их
столицы. |
Тема 7.
Африка (11 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Особенности географического положения Африки. Основные
черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на
природно-хозяйственные регионы. Численность и размещение населения.
Исорико-географические этапы заселения Африки. Определение географических
различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на
основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной
культуры человека и общества. |
Приемы определения географического положения материка,
имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа,
зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата
материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон
материка. Численность, плотность, особенности размещения населения;
современную политическую карту. Состав территории и ее регионы, черты различия между
странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт,
народные промыслы, религия, крупные города. |
Определять географическое положение материка, крайних
точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и
километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности
природы материка. Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения
полезных ископаемых. Показывать климатические пояса и характеризовать
типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных
климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять
своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей
материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы
показывать по карте крупные страны и их столицы. |
Тема 8.
Австралия (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Особенности географического положения Австралии. Основные
черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии
на природно-хозяйственные регионы. Численность и размещение населения. Исорико - географические
этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности
населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.
Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и
общества. |
Приемы определения географического положения материка,
имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа,
зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата
материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон
материка. Численность, плотность, особенности размещения населения;
современную политическую карту. Состав территории и ее регионы, черты различия между
странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт,
народные промыслы, религия, крупные города. |
Определять географическое положение материка, крайних
точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и
километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности
природы материка. Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения
полезных ископаемых. Показывать климатические пояса и характеризовать типичные
для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих
факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы
материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по
карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные
страны и их столицы. |
Тема 9.
Южная Америка (6 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Особенности географического положения Южной Америки.
Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление
Южной Америки на природно-хозяйственные регионы. Численность и размещение населения. Исорико - географические
этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в
плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе
сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной
культуры человека и общества. |
Приемы определения географического положения материка,
имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа,
зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата
материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон
материка. Численность, плотность, особенности размещения населения;
современную политическую карту. Состав территории
и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион;
главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные
города. |
Определять географическое положение материка, крайних
точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и
километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности
природы материка. Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения
полезных ископаемых. Показывать климатические пояса и характеризовать
типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных
климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять
своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей
материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы
показывать по карте крупные страны и их столицы. |
Тема 10.
Мировой океан ( 4 часа)
Элементы обязательного минимума
образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф
дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и
будущее океанов. |
Особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф
дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и
будущее океанов. |
Показывать океаны и их части на карте. |
Тема 11.
Антарктида (2 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Особенности географического положения Антарктиды.
Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. |
Приемы определения географического положения материка,
имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа,
зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности
климата материка. |
Определять географическое положение материка, крайних
точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и
километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности
природы материка. Называть и показывать на карте крупные формы рельефа,
месторождения полезных ископаемых. Показывать климатические пояса и характеризовать
типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих
факторов. |
Тема 12.
Северная Америка (8 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Особенности географического положения Северной Америки.
Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление
Северной Америки на природно-хозяйственные регионы. Численность и размещение населения. Исорико - географические
этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в
плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения
карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры
человека и общества. |
Приемы определения географического положения материка,
имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа,
зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата
материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон
материка. Численность, плотность, особенности размещения населения;
современную политическую карту. Состав территории
и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион;
главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные
города. |
Определять географическое положение материка, крайних
точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и
километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности
природы материка. Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения
полезных ископаемых. Показывать климатические пояса и характеризовать
типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных
климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять
своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей
материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы
показывать по карте крупные страны и их столицы. |
Тема 13.
Евразия (15 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Знать |
Уметь |
|
Особенности географического положения Евразии. Основные
черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на
природно-хозяйственные регионы. Численность и размещение населения.
Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических
различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на
основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной
культуры человека и общества. |
Приемы определения географического положения материка,
имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа,
зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата
материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон
материка. Численность, плотность, особенности размещения населения;
современную политическую карту. Состав территории
и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион;
главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные
города. |
Определять географическое положение материка, крайних
точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и
километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности
природы материка. Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения
полезных ископаемых. Показывать климатические пояса и характеризовать
типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных
климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять
своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей
материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы
показывать по карте крупные страны и их столицы. |