ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования 2006 г.

Предлагаемая программа обучения информатике полностью отражает обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендуемый Министерством образования России, и определяется потребностями и задачами информационного общества.

Вид реализуемой рабочей программы: основная общеобразовательная (базовая).

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, по могут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.

Предлагаемая концепция школьного курса информатики базируется на идеях системного анализа и использовании для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить: развитие мышления является целью преподавания любого школьного предмета. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, — это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.

Известно, что системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Процессы изучения и использования свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить их поведение.

Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно объект, система, информация, цель, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий. Следствием этого является расширение системы понятий на основе тезауруса компьютерной области. К таким понятиям относятся: информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, программное обеспечение (системное, прикладное, инструментарий программирования), файл и др.

Уровень развития школьника прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями цели при передаче знаний и умений: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой задачи, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислить еще множество различных аспектов цели, но важно одно — требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной.

Учитывая все вышесказанное, в качестве основных целей информатики можно выделить следующие:

• формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

• обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов.

• развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

Методы системного анализа позволяют выявить характерные свойства изучаемых объектов, провести необходимую формализацию при постановке задачи и разработать информационную модель. При этом объект в зависимости от цели исследования может рассматриваться с двух позиций и как автономный объект, и как система более простых взаимосвязанных объектов. Далее, используя возможности компьютера, школьник учится моделировать и проводить исследования в соответствии с поставленной целью. Технология моделирования осваивается на задачах из разных предметных областей, что позволяет более основательно понять учебный материал другой дисциплины.

Системно-информационная концепция отражает точку зрения на информатику как на учебный предмет с двух позиций. С одной стороны, содержание учебного материала должно способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, умению анализировать сущность объектов, явлений и процессов, проводить их целенаправленное исследование и делать на основе этого выводы. С другой стороны, оно призвано обеспечить школьника необходимыми знаниями и умениями в использовании современного компьютерного инструментария обработки информации.

С внедрением данной программы появляется возможность на уроках информатики закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. На практических занятиях действительно может быть реализован принцип межпредметных связей.

Таким образом, одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Используя идеологию системного подхода, можно изучать объекты и процессы из разных предметных областей, используя для этого современные компьютерные средства и методы. Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество.

При этом помимо развития системного мышления может быть достигнута не менее важная цель — закрепление знаний и умений, полученных учеником на других школьных предметах.

Основными целями изучения информатики в 7-м классе являются:

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ.

 

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Раздел 1. Информация. Информационные процессы

 

Тема 1.1. Понятие информации. Представление информации

Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение основных свойств информации: полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности — на примерах. Форма и язык представления ин формации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации.

Учащиеся должны знать:

• понятие информации и ее основные свойства;

• виды органолептической информации;

• основные формы представления информации;

• назначение языка, кода и кодирования информации;

• основные единицы измерения объема информации.

Учащиеся должны уметь:

• определять объем информации любого текста;

• кодировать текст каким-либо способом.

 

Тема 1.2. Информационная деятельность человека

Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информацией: сбор информации, обработка информации, передача информации, хранение информации, поиск информации, защита информации. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи ин формации. Носитель информации. Способы защиты информации.

Учащиеся должны знать:

• основные виды информационной деятельности человека;

• роль технических устройств на всех этапах работы человека с информацией;

• основные составляющие схемы передачи информации;

• назначение носителей информации;

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры информационной деятельности человека;

• приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;

• приводить примеры носителей информации;

 

Тема 1.3. Информационные процессы

Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Информационные технологии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационных технологий.

Учащиеся должны знать:

• понятие информационного процесса;

• понятие информационных технологий и основные этапы их развития;

• роль технических средств в информационных процессах.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;

• приводить примеры технических устройств, используемых в информационных технологиях.

 

Тема 1.4. Основные устройства компьютера

Представление об аппаратном обеспечении компьютера и его назначении

Учащиеся должны знать:

• назначение компьютера;

• понятие аппаратного обеспечения компьютера;

• основные этапы обработки информации;

• название устройств, осуществляющих каждый этап обработки информации в компьютере;

• производительность как характеристику компьютера.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры использования компьютера.

 

Раздел 2. Информационная картина мира.

 

Тема 2.1. Представление об объектах окружающего мира

Понятие объекта. Свойства и параметры объекта, действие как характеристика объекта. Среда существования объекта. Все перечисленные понятия формируются в процессе рассмотрения предметов окружающего мира. Представление сведений об объектах в виде таблицы.

Учащиеся должны знать:

• понятие объекта и его свойств;

• понятие параметра и его значений;

• понятие действия объекта;

• представление о среде существования объекта.

Учащиеся должны уметь:

• выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;

• называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;

• перечислять действия, характеризующие объект;

• определять среду обитания объекта;

• представлять сведения об объекте в виде таблицы.

 

Тема 2.2. Информационная модель объекта

Понятие модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой являются: имя объекта, имена параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов.

Учащиеся должны знать:

• понятие модели объекта;

• понятие информационной модели;

• почему до создания модели важно определить цель;

• что одной из форм представления информационной модели служит таблица.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры материальных моделей;

• приводить примеры нематериальных моделей;

• формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;

• выделять соответствующие цели характеристики объекта;

• представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

 

Раздел 3. Программное обеспечение информационных технологий.

 

Тема 3.1. Системная среда Windows

Назначение системной среды Windows Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола. Приложение и документ. Запуск приложений (программ).

Учащиеся должны знать:

• понятия файла и папки, назначение их параметров;

• основные действия с файлами и папками;

• назначение и структуру графического интерфейса;

• представление о приложении, документе, задаче;

• назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления;

Учащиеся должны уметь:

• просматривать информацию о параметрах папки и файла;

• выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;

• работать в программе Проводник;

• выполнять стандартные действия с окнами;

• изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;

• осуществлять запуск приложений и открытие документов и переключаться между задачами;

 

Тема 3.2. Прикладная среда графического редактора

Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Объекты растрового редактора. Типовые действия с объектами. Инструменты графического редактора.

Создание и редактирование рисунка в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом.

Учащиеся должны знать:

• возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

• особенности растровой и векторной графики;

• основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;

• технологию создания и редактирования графических объектов.

Учащиеся должны уметь:

• создавать и редактировать любой графический объект;

• осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.

 

Тема 3.3. Алгоритмы. Среда программирования.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Линейный алгоритм. Циклический алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Вспомогательный алгоритм. Представление алгоритма в виде блок-схемы. Стадии создания алгоритма. Классификация программного обеспечения.

Учащиеся должны знать:

• назначение алгоритма и его определение;

• типовые конструкции алгоритма;

• представление алгоритма в виде блок-схемы;

• основные стадии разработки алгоритма;

• виды программного обеспечения, названия основных программ.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры алгоритмов из разных сфер;

• составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов в виде блок-схем;

• классифицировать программы по назначению.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

№ темы

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Информация. Информационные процессы

1

1.1

Понятие об информации. Представление информации

1

1

2

1.2

Информационная деятельность человека

1

1

3

1.3

Информационные процессы

1

1

4

1.4

Основные устройства компьютера

1

1

Раздел 2. Информационная картина мира

5

2.1

Представление об объектах окружающего мира

2

2

6

2.2

Информационная модель объекта

4

2

2

Раздел 3. Программное обеспечение информационных технологий

7

3.1

Системная среда Windows

11

4

7

8

3.2

Прикладная среда графического редактора

5

1

4

9

3.3

Алгоритмы. Среда программирования

8

8

 

Общее количество часов:

34

21

13

 


 


 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  5. Устройства вывода звуковой информации –громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  7. Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  8. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Информатика. 7—9 класс. Базовый курс. Теорияод ред. Н.В.Макаровой. — СПб.: Питер, 2001.
  2. Информатика. 7—9 класс. Базовый курс. Практикум по информационной технологииод ред. Н.В.Макаровой. — СПб.: Питер, 2001.
  3. Информатика. 7 класс. Методическое пособие для учителей//Под ред. Н.В.Макаровой. — СПб.: Питер, 2004.
  4. DVD-приложение к учебно-методическому комплекту Н.В.Макаровой

Дополнительная литература

  1. Сборник типовых задач по информатике. – М.: Образование и Информатика, 2005. – Библиотека журнала «Информатика и образование».
  2. Информатика. Тестовые задания. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г.
Hosted by uCoz