РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

7 класс

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                  

        Рабочая  программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 7 класса разработана на основе Примерной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.), Регионального базисного учебного плана (2006г.), компонента образовательного учреждения.

 

Перечень  нормативных документов, используемых  при составлении рабочей  программы:

·        Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

·        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

·        Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2009-2010 учебный год;

·        Конституция Российской Федерации

·        Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

·        Закон Российской Федерации «О безопасности»

·        Федеральный закон «О гражданской обороне»

Программа предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

 

Направленность рабочей программы - обеспечение безопасного пребывания в чрезвычайных ситуациях природного характера.

 

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту, на природе и др.).

 

    Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы тре­бования федеральных законов перечисленных выше. Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз­ни, о  чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го­сударством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

 

 

Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:

 

· усвоение знаний:

-  об опасных и чрезвычайных ситуациях;

-  о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

-  о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвы-

чайных ситуаций;

-  об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-   о здоровом образе жизни;

-   об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружаю-

щей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и

общественной ценности;

· развитие умений:

-   предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

-   принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

 

          Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

-       формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

-       выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и адекватно противодействовать им;

-       формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

 

При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

-       учет основных закономерностей развития теории безопасности;

-       интегрированность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

-       направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

-       непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;

-       постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;

-       обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.

 

              Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-       использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-       выделение характерных причинно-следственных связей;

-       творческое решение учебных и практических задач;

-       сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям' и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-       использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;

-       самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;

 _  соблюдение норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни.

 

                          Место предмета в базисном учебном плане

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 7 классе за счет часов компонента  ОУ из расчета 1 час в неделю. Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю (1 час - резервный). Используется классно-урочная система.

 

Учебно-тематическое планирование                                  

 

№,

раздела,

темы

Наименование, раздела, темы

Количество часов

Из низ практич.

занятий

Р-1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

14

4

Тема 1.1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

6

         1

Тема 1.2

Правила обеспечения безопасности дорожного движения

2

2

Тема 1.3

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

2

1

Тема 1.4

Правила безопасного поведения на воде

1

 

Тема 1.5

Правила безопасного поведения в быту

1

 

Тема

1.6

 

Правила поведения на природе

-

 

Тема 1.7

Нарушение экологического равновесия в местах проживания

-

 

Тема 1.8

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

2

 

 

 

Р -II

Оказание первой медицинской помощи

4

4

 

 

 

 

P-III

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

17

3

3.1

ЧС природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

17

3

 

 

Всего часов

        35

11


 


                            Учебно-методическое обеспечение

 

Основная литература:

1.      Л.В. Байбородова, Ю.В.Индюков «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности». М., «Владос», 2003г.

2.      Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по Основам безопасности жизнедеятельности». М., «Дрофа», 2001г.

3.      В.Н.   Латчук,   С.К.   Миронов   «Тетрадь   для   оценки   качества   знаний   по   Основам безопасности жизнедеятельности 7 класс», М., «Дрофа», 2008г

4.      Л.А. Михайлов, А.В. Старостенко « ОБЖ 7-8 классы», Санкт-Петербург, «Союз», 2001г.

5.      А.Т.   Смирнов,   Б.О.   Хренников   «Основы   безопасности   жизнедеятельности 7 класс».   М., «Просвещение», 2008г.

6.      А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин «Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», М., «Просвещение», 2001г.

 

Дополнительная литература

1.      С.В. Баленко «Школа выживания», М., «Эксмо», 1992г.

2.      В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова «Основы медицинских знаний», М., «Астрель»,2005г.

3.      В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», М., «Экзамен», 2006г.

4.      В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Дидактические материалы ОБЖ 5-9 классы», М., «Дрофа», 2000г.

5.      В.И. Мишин «Настольная книга учителя основ безопасности», М., «Астрель», 2002г.

6.      Некляев С.Э. «Поведение учащихся в экстремальных условиях природы». – М. « ВЛАДОС», 2003г.

7.      О.В. Пахнутова «ОБЖ 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова и др.», Волгоград, «Корифей», 2006г.

8.      В.П. Ситников «Что делать в экстремальных ситуациях», М., «Эксмо», 2004г.

9.      С.С. Соловьев «Тематический контроль по курсу «ОБЖ» (комплект тестовых заданий для учащихся 7-8 классов), М., «Интеллект - Центр», 2002г.

10.    Г.Н. Шевченко «ОБЖ. 7 класс. Поурочные планы», Волгоград, «Учитель», 2005г.

 

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

 

       Кабинет ОБЖ и его оснащение:

 

  1. Учебно-методическая литература.

      Нормативная и правовая литература

            Периодические издания

 

  1. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура

            Телевизор

            Видеомагнитофон

            Интерактивная доска

            Мультимедиапроектор

            Экран настенный

 

  1.  Средства индивидуальной защиты

           Средства защиты органов дыхания.

     - ФП ГП -7,ГП-5,ПДФ-2Ш

     - респираторы У-2К

     - ватно-марлевые повязки

     - ПТМ-1

      Средства защиты кожи (костюм защитный Л-1)

     Медицинские средства (ИПП-8, АИ-2)

     - автомобильная аптечка

     - носилки

     -индивидуальный перевязочный пакет

 

4.   Противопожарные средства

     - Огнетушители ОХП – 10,ОВЭ – 6,ОУ – 5

 

5.      Стенды, плакаты 

     Действия населения при стихийных бедствиях.

    Первая медицинская помощь при ЧС.

    Правила поведения при пожаре в ОУ.

    Стенд «Классификация ЧС»

    Стенд «Первая медицинская помощь»

    Стенд «Уголок безопасности дорожного движения»

    Карта Мурманской области, физическая карта России

    Раздаточный материал по ГО

    Основы пожарной безопасности для школьников

    План эвакуации

    Комплект наглядно-методических пособий «Детство без алкоголя»

    Комплект наглядно-методических пособий «Подростковая наркомания»

    Комплект из 4 плакатов «Первичные средства пожаротушения»

    Комплект из 6 плакатов «Первая реанимация и первая медицинская помощь»

 

6.      Аудиовизуальные пособия

    Видеофильм «ЧС природного и техногенного характера»

    Видеофильм «Грозные силы природы»

    Видеофильм «Правила безопасного поведения»

    Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире»

    Видеофильм «Улица полна неожиданностей»

    Видеофильм «Дорожные знаки»

    Видеофильм «Первая медицинская помощь»

    Видеофильм «ЗОЖ»

    Видеофильм «Основы противопожарной безопасности»

   Диск DVD  «Алкогольный террор против России»

   Диск DVD  «Профилактика наркомании»

         Диск DVD  «Сам себе МЧС»

         Диск DVD  «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»

         Диск DVD  «Безопасность дорожного движения»

         Диск DVD  «Школа безопасности»

         Диск DVD  «Последствия лесных пожаров»

         Диск DVD  «Последствия наводнений»

         Диск DVD  «Правила дорожного движения»

 

7.      Средства программного обучения и контроля знаний.        

         Презентация «Безопасность на льду, воде»

         Презентация «Программы здорового образа жизни»

         Презентация «Профилактика табакокурения»

         Презентация «Безопасность дорожного движения»

         Презентация «Пожарная безопасность»

         Презентация «Смерчи»

         Компьютерная игра «Спасик и его команда»

         Компьютерные игры по ПДД

         Тесты

         Практические ситуации и задачи

         Олимпиадные задания для 7-8 классов в компьютерном виде

 

8. Тренажеры

        Тренажер «Максим- 2» для проведения искусственной вентиляции и наружного       массажа сердца

 

                   Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать/понимать:

-       основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

-       вредные привычки и правила их профилактики

-       потенциальные опасности природного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

-       наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и классификацию;

-       общие правила оказания первой медицинской помощи и общие правили транспортировки пострадавшего.

 

уметь:

-       предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

-       принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧС природного характера;

-       оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях и правильно транспортировать пострадавшего;

-       пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

-       действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

 

использовать    приобретенные   знания    и    умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:

-       обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;

-       оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

-       выработка убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Hosted by uCoz