Пояснительная записка

 

Рабочая программа по биологии разработана на основе нормативных документов:

- Примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

- Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (Приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811).

 

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и является общеобразовательной программой естественно-математического цикла.

Цель данной программы: познакомить обучающихся с теоретическими и прикладными основами анатомии человека.

В данной программе уделено внимание таким важнейшим проблемам современности как основы соблюдения правил безопасности жизнедеятельности, профилактики различных заболеваний, сохранения здоровья человека.

Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Данная программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Программа рассчитана на 68 часов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока приведено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, облегчающих восприятие учебного материала.

Список лабораторных работ:

№1 Изучение микроскопического строения тканей.

№2 Распознавание на таблицах органов и систем органов.

№3 Изучение головного мозга человека (по муляжам).

№4 Изучение изменения размера зрачка.

№5 Измерение массы и роста своего организма.

№6 Изучение внешнего строения костей.

№7 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

№8 Изучение микроскопического строения крови.

№9 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

№10 Измерение кровяного давления.

№11 Определение частоты дыхания.

№12 Воздействие слюны на крахмал.

№13 Определение норм рационально питания.

№14 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

№15 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

 

Данная программа рассчитана на классно-урочную организацию учебного процесса.

Содержание учебного материала

Название темы

Количество часов

Тема 1. Место человека в системе органического мира

Тема 2. Происхождение человека

Тема 3. Краткая  история развития знаний о строении и функциях организма человека.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

Тема 5. Координация и регуляция

  Раздел 1. Гуморальная регуляция.

  Раздел 2. Нервная регуляция.

Тема  6. Опора и движение

Тема 7. Внутренняя среда организма

Тема 8. Транспорт веществ

Тема 9. Дыхание

Тема 10. Пищеварение

Тема 11. Обмен веществ и энергии

Тема 12. Выделение

Тема 13. Покровы тела

Тема 14. Размножение и развитие

Тема 15. Высшая нервная деятельность

Тема 16. Человек и его здоровье

Повторение пройденного материала по курсу «Человек».

2

            2

 

1

4

 

10

 

8

4

4

5

5

2

2

3

3

6

5

2

ИТОГО

68

 

Учебно-методическое обеспечение

1.  Биология. 8 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» /сост. Н.Ю.Спиридонова. – М.: Дрофа, 2010,

2. Семенцова В.Н.  Сетевое планирование. Биология. 5 – 11 классы: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004,

3.  Н.И.Сонин, И.Б. Агафонова  «Биология. Человек. 8 класс»: раб. тетр. – М.: Дрофа, 2011;

4. Н.И.Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008;

5. Н.И.Сонин  «Программа для основной общеобразовательной школы. 5– 9 классы», опубликованная в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы.»- М.:  Дрофа, 2007.

 

Материально-техническое  

- иллюстрированные материалы (таблицы органов и систем органов, строения животной клетки, тканей, портреты ученых);

- лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, штативы т.д.);

- наглядные материалы ( микропрепараты, муляжи, модели);

 

Информационно-техническое обеспечение

- электронное учебное издание «Биология. Человек. 8 класс» Мультимедийное приложение к учебнику

- Интернет сайты:

  www.e-anatomy.ru

www.ebio.ru

www.anatomy.tj

www.anatomus.ru

www.medinfo.ru

 

Учащиеся должны знать/ понимать:

- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных – факторы антропосоциогенеза;

- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;

- науки, изучающие организм человека;

- особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;

- нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;

- внутреннюю среду организма, иммунитет;

- обмен веществ и энергии;

- развитие организма человека;

- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.

 

Уметь:

- распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;

- оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

Hosted by uCoz