Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе нормативных документов:
- Примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
- Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (Приказ комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811).
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и является общеобразовательной программой естественно-математического цикла.
Цель данной программы: познакомить обучающихся с теоретическими и прикладными основами анатомии человека.
В данной программе уделено внимание таким важнейшим проблемам современности как основы соблюдения правил безопасности жизнедеятельности, профилактики различных заболеваний, сохранения здоровья человека.
Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Данная программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.
Программа рассчитана на 68 часов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока приведено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, облегчающих восприятие учебного материала.
Список лабораторных работ:
№1 Изучение микроскопического
строения тканей.
№2 Распознавание на таблицах
органов и систем органов.
№3 Изучение головного мозга
человека (по муляжам).
№4 Изучение изменения размера
зрачка.
№5 Измерение массы и роста
своего организма.
№6 Изучение внешнего строения
костей.
№7 Выявление влияния
статической и динамической работы на утомление мышц.
№8 Изучение микроскопического
строения крови.
№9 Определение пульса и
подсчет числа сердечных сокращений.
№10 Измерение кровяного
давления.
№11 Определение частоты
дыхания.
№12 Воздействие слюны на
крахмал.
№13 Определение норм
рационально питания.
№14 Изучение приемов
остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
№15 Анализ и оценка влияния
факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Данная программа рассчитана на классно-урочную организацию учебного процесса.
Содержание учебного материала
Название
темы |
Количество
часов |
Тема 1. Место человека в
системе органического мира Тема 2. Происхождение
человека Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и
функциях организма человека. Тема 4. Общий обзор
строения и функций организма человека Тема 5. Координация и
регуляция Раздел 1. Гуморальная регуляция. Раздел 2. Нервная регуляция. Тема 6. Опора и движение Тема 7. Внутренняя среда
организма Тема 8. Транспорт веществ Тема 9. Дыхание Тема 10. Пищеварение Тема 11. Обмен веществ и
энергии Тема 12. Выделение Тема 13. Покровы тела Тема 14. Размножение и
развитие Тема 15. Высшая нервная
деятельность Тема 16. Человек и его
здоровье Повторение пройденного
материала по курсу «Человек». |
2 2 1 4 10 8 4 4 5 5 2 2 3 3 6 5 2 |
ИТОГО |
68 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Биология. 8 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» /сост. Н.Ю.Спиридонова. – М.: Дрофа, 2010,
2. Семенцова В.Н. Сетевое планирование. Биология. 5 – 11 классы: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004,
3. Н.И.Сонин, И.Б. Агафонова «Биология. Человек. 8 класс»: раб. тетр. – М.: Дрофа, 2011;
4. Н.И.Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008;
5. Н.И.Сонин «Программа для основной общеобразовательной школы. 5– 9 классы», опубликованная в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы.»- М.: Дрофа, 2007.
Материально-техническое
- иллюстрированные материалы (таблицы органов и систем органов, строения животной клетки, тканей, портреты ученых);
- лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, штативы т.д.);
- наглядные материалы ( микропрепараты, муляжи, модели);
Информационно-техническое обеспечение
- электронное учебное издание «Биология. Человек. 8 класс» Мультимедийное приложение к учебнику
- Интернет сайты:
www.e-anatomy.ru
www.ebio.ru
www.anatomy.tj
www.anatomus.ru
www.medinfo.ru
Учащиеся должны знать/
понимать:
- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных – факторы антропосоциогенеза;
- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
- науки, изучающие организм человека;
- особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
- нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
- внутреннюю среду организма, иммунитет;
- обмен веществ и энергии;
- развитие организма человека;
- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.
Уметь:
- распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
- оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.