РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ИСТОРИИ
(8 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по
истории, 2004 г., Примерной программы основного общего образования по истории
МО РФ 2004 г., регионального базисного учебного плана 2006 г.
Программа ориентирована на учащихся
общеобразовательных классов и является продолжением системного изучения
обучающимися исторических дисциплин, связана с проблемами социализации младших
подростков, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям,
интеграции в исторически сложившееся многонациональные и многоконфессиональное
сообщество. Рабочая программа конкретизирует содержание
предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение
учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из
расчёта 2 час в неделю, что соответствует РБУ плану 2006 г. На изучение
Всеобщей истории отводится 26 часов, истории России 42 часа.
Цели курса:
-
воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины и других
народов, к правовым свободам человека, демократическим принципам общественной
жизни;
-
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной
истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
-
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными историческими источниками, исторической информацией.
-
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися
культурными, религиозными, этнонациональными
традициями;
-
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах
социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном,
полиэтническом обществе, толерантного отношения к
представителям других народов и стран.
Задачи
курса:
-
приобретение знаний об историческом пути народов мира с древности до наших
дней, знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи
и хронологической последовательности.
-
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными источниками исторической информацией, овладение способами
деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной,
рефлексивной;
-
формирование исторического мышления.
Преемственность
соблюдается с курсом «Всеобщей истории» 7 класс и «Истории России» 7 класс.
Межпредметные связи
осуществляются с курсами литературы, географии, а также предметов
образовательной области «Искусство».
Реализация данной программы позволяет использовать
следующие технологии:
дифференцированного обучения, опорных сигналов и конспектов полного усвоения, а
также различные формы и методы работы:
индивидуальные, групповые, парные, игровые, ролевые через классно-урочную систему организации учебного процесса.
Распределение учебного времени по
истории в рамках 3х этапов (V-VI кл.; VII-VIII кл.; IX)
Классы |
Объём
учебного времени (региональный компонент), ч. 340ч. + 34ч. модуль «История родного края» |
Разделы
примерной программы |
|
История
России |
Всеобщая
история |
||
V-VI |
136ч. |
|
|
V |
68ч |
Пропедевтический
курс «Что изучает история» 10ч. |
|
- |
История
Древнего мира – 58ч. |
||
VI |
68ч |
История России (с древности до XVI в.) – 38 ч. |
История Средних веков – 30ч. |
VII-VIII |
136ч. |
История России конец XVI начало XXвв. |
История нового
времени XVI начало XXвв. |
VII |
68ч. |
конец XVI – XVIIIв. 40ч. |
История нового времени XVI-XVIIIвв. 28ч. |
VIII |
68ч. |
История России XIX начало XXвв. 42ч. |
XIXв. начало XX в. 26в. |
IX |
102ч. 68ч. + 34ч.
(краеведческий модуль) |
Новейшая и
современная история России XX
начало XXIвв. 44ч. |
Новейшая и
современная история XX
начало XXIвв. 24ч. |
|
|
Модуль: «история
родного края» 34ч. |
|
|
|
|
|
Итого: |
374ч. |
174ч+34ч |
166ч. |
Содержание
учебного материала
Всеобщая
история (история нового времени 19 начало 20 в.)
I. Европа и Северная Америка в 19
начале 20 в (19 часов)
II. Страны Латинской Америки, Азии и
Африки в XIX- начале XX в. (5 часов)
III. Европа и мир на кануне Первой мировой войны (1 часа)
IV. Развитие культуры в XIX- начале XX в. (1
час)
История России XIX век (42 часа)
I. Россия в первой половине XIX в. (19 часов)
II. Россия во второй половине XIX в. (23 часа)
Содержание учебного материала полностью соответствует
примерной программе по истории и удовлетворяет цели и задачи данного
образовательного учреждения.
Учебно-методическое
обеспечение включает в себя основную
и дополнительную литературу для обучающихся и педагогов.
Основная
литература:
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина
«История России 19 в.» 8 класс, М., Просвещение 2007 г.
2. А.Я. Юдовская,
«Новая история» 1800-1913 г.г. 8 класс,
М., Просвещение 2008 г.
3. А.Я. Юдовская, Л.М.
Ванюшкина авторская программа «Новая история 7-8 классы» М., «Просвещение» 2006
г., программы по истории России 6-9 класс под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М. «Просвещение» 2009 г.,
Дополнительна
литература:
1.
А. Ф. Антонов
Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.:
пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М: Просвещение, 2004 г.;
2.
И. В. Бабич
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XIX в.: М., 2006г.;
3.
С. Г. Смирнов
Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 4-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 2006;
4. История России в лицах: биографический словарь /
под общ. ред. В. В.
Каргалова. М.: Русское слово, 2004;
5. Короткова М.
В. История России IX-XVIII в.: дидактические материалы /
М. В. Корот-кова. - М.: Дрофа, 2002 г.;
6.
В. И. Буганов Страницы боевого прошлого нашей
страны: хрестоматия
для учащихся 8 класса / В. И. Буганов,
А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 2005 г.;
7. П. П. Епифанов Хрестоматия по истории
России с древнейших времен до
XIX в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М.: Просвещение, 2004 г.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного
процесса предполагается использование следующих программно-педагогических
средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проекты «Романовы»; «Мировая
историческая энциклопедия»; «История Нового времени. 7 класс»; видеофильмы;
Интернет-ресурсы.
Требования
к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать:
- даты
основных событий,
- термины
и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,
-
результаты и итоги событий 19 века;
- важнейшие
достижения культуры и системы ценностей сформировавшейся к 19 веку;
- изученные
виды исторических источников.
Уметь:
- сравнивать исторические явления и события, объяснять
смысл, значение
важнейших
исторических понятий, уметь дискутировать.
- анализировать исторический источник,
самостоятельно давать оценку
историческим явлениям, высказывать
собственное суждение, читать
историческую карту.
-
группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному
признаку.
-
сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
-
сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в
учебнике,
дополнительной литературе, документах.
Владеть компетенциями:
-
коммуникативной;
- смыслопоисковой;
-
компетенцией личностного саморазвития;
-
информационно-поисковой;
-
рефлексивной;
-
учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Использовать приобретённые знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- высказывать
собственные суждения об историческом наследии народов России;
-
использовать знания об историческом пути и традициях народов России в
общении с людьми
другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности.