Пояснительная
записка
Рабочая программа по предмету
«Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом 2004 г. и Региональным государственным
образовательным стандартом 2006 г.
Рабочая
программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
•
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089
от 05.03.2004 г.)
•
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных
учреждений РФ»;
•
Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования»;
Место предмета в
учебном плане
Рабочая программа «Информатика и ИКТ» на
базовом уровне в 8 классе рассчитана на 34 учебных часа
(1 час в неделю)
Рабочая программа по предмету
«Информатика и ИКТ» в 8 классе составлена с учетом САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03 от
03.06.2003 3 118.
Каждая тема рабочей программы
предусматривает определенное количество часов теоретического материала и
выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ
отводится не менее половины всего учебного времени.
Для достижения прочных навыков работы на
компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют
практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований
СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ»
предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.),
направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума
– интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение
целостного содержательного результата. При выполнении работ практикума
предполагается использование материала и заданий из других предметных областей.
Объемные практические работы рассчитаны на несколько учебных часов.
Практические работы включают подготовительный этап, не требующий использования
средств информационных и коммуникационных технологий, а также включаются в
домашнюю работу и проектную деятельность.
Общеучебные умения, навыки и
способы деятельности
Программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика
и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего
образования являются: определение
адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих
стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных
и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация
деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в
решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Изучение
информатики и ИКТ в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
·
освоение знаний, составляющих основу научных
представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и
моделях;
·
овладение умениями работать с различными видами
информации с помощью компьютера и других средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную
деятельность и планировать ее результаты;
·
развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей средствами ИКТ;
·
воспитание ответственного отношения к информации с
учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного
отношения к полученной информации;
·
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной
жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной
деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
· ввести понятия
«информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с
событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести
единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
· дать начальные
представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных
узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой
структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
· познакомить
учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной
памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
· познакомить
учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать
представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера;
обучить основным приемам работы с графическим редактором.
· познакомить учащихся
с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы
с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с
помощью электронных таблиц;
· раскрыть
назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний
и логической модели знаний;
· продолжить
изучение архитектуры ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора;
дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом
исполнении программы процессором;
· обучить приемам
построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке
Паскаль; обучить навыкам работы с системой программирования.
Тематическое
планирование учебного материала
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Информация и информационные процессы |
9 |
2 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации |
7 |
3 |
Коммуникационные технологии |
16 |
4 |
Резерв |
2 |
|
ВСЕГО: |
34 |
Требования
к уровню подготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
·
виды
информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
·
единицы
измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного
(цифрового) представления информации;
·
основные
свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление,
цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
·
программный
принцип работы компьютера;
·
назначение
и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
·
выполнять
базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками,
деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
·
оперировать
информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать,
именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной
безопасности;
·
оценивать
числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти,
необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
·
создавать
информационные объекты, в том числе:
- структурировать
текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить
проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать
и использовать различные формы представления информации: формулы, графики,
диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать
рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в
процессе проектирования с использованием основных операций графических
редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять
простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать
записи в базе данных;
- создавать
презентации на основе шаблонов;
·
искать
информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных,
компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и
словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным
учебным дисциплинам;
·
пользоваться
персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером,
модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
создания
простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
·
проведения
компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и
процессов;
·
создания
информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
·
организации
индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций
информационных объектов.
Министерство образования и науки Российской Федерации
|
http://www.mon.gov.ru
|
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
|
http://www.obrnadzor.gov.ru
|
Федеральное
агентство по образованию (Рособразование) |
http://www.ed.gov.ru |
Федеральное
агентство по науке и инновациям (Роснаука) |
http://www.fasi.gov.ru |
Федеральный
центр тестирования |
http://www.rustest.ru |
Федеральный
портал «Российское образование» |
http://www.edu.ru |
Российский
общеобразовательный портал |
http://www.school.edu.ru |
Портал
информационной поддержки Единого государственного экзамена |
http://ege.edu.ru |
Естественнонаучный
образовательный портал |
http://www.en.edu.ru |
Федеральный
портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» |
http://www.ict.edu.ru |
Российский
портал открытого образования |
http://www.openet.edu.ru |
Портал
Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования» |
http://portal.ntf.ru |
Газета
«Информатика» |
http://inf.1september.ru |
В
помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ) |
Библиотека учебных курсов Microsoft |
http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/ |
Виртуальный компьютерный музей |
http://www.computer-museum.ru |
Газета
«Информатика» Издательского дома «Первое сентября» |
http://inf.1september.ru |
Образовательный
портал г.
Челябинска. Раздел «Методическая копилка» |
http://www.chel_edu.ru |
Дидактические
материалы по информатике и математике |
http://comp-science.narod.ru |
Интернет-школа
«Просвещение. ru» |
http://www.internet-school.ru |
Информатика
в школе: сайт М.Б. Львовского |
http://marklv.narod.ru/inf/ |
Информатика
в школе: сайт И.Е. Смирновой |
http://infoschool.narod.ru |
Информатика
для учителей: сайт С.В. Сырцовой |
http://www.syrtsovasv.narod.ru |
Информатика
и информация: сайт для учителей информатики и учеников |
http://www.phis.org.ru/informatika/ |
Информатика
и информационные технологии в образовании |
http://www.rusedu.info |
Информатика
и информационные технологии: майт лаборатории
информатики МИОО |
http://iit.metodist.ru |
Информатика:
учебник Л.З. Шауцуковой |
http://book.kbsu.ru |
Информатор:
учебно-познавательный сайт по информационным технологиям |
http://school87.kubannet.ru/info/ |
Информация
для информатиков: сайт О.В.Трушина |
http://trushinov.chat.ru |
История
Интернета в России |
http://www.nethistory.ru |
ИТ-образование
в России: сайт открытого е-консорциума |
http://www.edu-it.ru |
Компьютерные
телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова |
http://distant.463.jscc.ru |
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках |
http://www.klyaksa.net |
Материалы
к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург,
школа № 550) |
http://school.ort.spb.ru/library.html |
Методические
и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой |
http://ekochelaeva.narod.ru |
Московский
детский клуб «Компьютер» |
http://www.child.ru |
Негосударственное образовательное учреждение
«Роботландия+» |
http://www.botik.ru/~robot/ |
Открытые
системы: издания по информационным технологиям |
http://www.osp.ru |
Персональный
компьютер, или «Азбука PC» для
начинающих |
http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm |
Преподавание
информатики в школе. Dedinsky school page |
http://www.axel.nm.ru/prog/ |
Портал
CITForum |
http://www.citforum.ru |
Социальная
информатика: факультатив для школьников-технарей |
http://www.sinf2000.narod.ru |
Самарский
лицей информационных технологий |
http://www.samlit.samara.ru |
Теоретический
минимум по информатике |
http://teormin.ifmo.ru |
Учебные
модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера» |
http://emc.km.ru |
Школьный
университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение |
http://www.itdrom.com |
Энциклопедия
компьютерной графики, мультимедиа и САПР |
http://niac.natm.ru/graphinfo |
Энциклопедия
персонального компьютера |
http://mega.km.ru/pc/ |
Информационные
ресурсы Интернет для учителя информатики
Учебные
компьютерные программы:
•
• ГиперМетод (http://www.learnware.ru),
• Инис-Софт (http://www.inissoft.by),
• Интерактивная линия (http://www.intline.ru),
• Информ-система (http://www.informsystema.ru),
• Информационно-правовой консорциум «Кодекс» (http://www.kodeks.ru),
• ИстраСофт (http://www.istrasoft.ru),
• МедиаХауз (http://www.mediahouse.ru),
• Молодой Петербург (http://www.shkoloved.sekreta.net),
• Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (http://www.mmt-dl.ru),
• Новый Диск (http://www.nd.ru),
• Просвещение-МЕДИА (http://www.pmedia.ru),
• Республиканский мультимедиа центр (http://www.rnmc.ru),
• Российский новый университет (http://rosnou.ru),
• Физикон (http://www.physicon.ru),
• Челябинский государственный педагогический университет (http://www.cspu.ru)
Единая
информационная среда образовательного учреждения
• Грин Плюс (http://www.grinp.ru),
• ИВЦ АВЕРС (ООО «ФинПромМаркет-XXI») (http://www.iicavers.ru),
• Институт дистанционного образования Ульяновского государственного
технического университета (http://www.ido.ulstu.ru),
• Кирилл и Мефодий (http://www.km-school.ru),
• Системы-Программы-Сервис (http://sps.express.ru),
• Хронобус (http://www.chronobus.ru)
-образовательные и интернет-проекты:
• Controlling Chaos Technologies (Технологии Управляемого Хаоса) (http://www.controlchaostech.com),
• Компьютерная школа «КОМПЬЮТЕРиЯ» (http://www.computeria.ru),
• Общество «Знание» России (http://www.znanie.net),
• Современная Гуманитарная Академия (http://www.muh.ru),
• Тольяттинская академия управления (http://www.taom.ru)
Учебно-методические пособия для учителя
1. Н.Д. Угринович.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое
пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2008.
Литература
для мониторинга оценивания уровня подготовки обучающихся
по информатике и ИКТ