УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№п\п

тема

Количество часов

Развитие речи

сочинения

Проверочные работы

1

Введение

1

 

 

 

2

Человек толпы – человек в толпе

12

2

1

 

3

Человек размышляющий

13

2

1

 

4

Человек чувствующий

13

1

1

 

5

Человек действующий

23

3

2

 

6

Большой 2маленький» человек

4

-

-

 

7

Обобщение

2

-

-

 

8

Резервные уроки

2

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ.(1ч)

Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве.. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.

 ЧЕЛОВЕК ТОЛПЫ – ЧЕЛОВЕК В ТОЛПЕ.(12)

Реалистический взгляд художника на мир .Общество и личность , социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.

  Н. В. Гоголь «Шинель». Протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина.

 «Ревизор». Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности.

 Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приёмы создания образа.

 М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Проблема нравственного осознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества.

 

Теория литературы.

 Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.

ЧЕЛОВЕК РАЗМЫШЛЯЮЩИЙ… (13Ч)

 Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действительность в литературе.

 Для текстуального изучения:

 У.Шекспир. «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение.

Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.

А.П.Чехов. «Крыжовник» .Ответственность героя за выбор жизненной философии.

 Для обзорного изучения:

Т.Н.Толстая. «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира  героя с реальной жизнью.

 Теория литературы.

 Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Рассказ как эпический жанр.

ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЮЩИЙ. (13Ч)

 Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы выражения их в литературе.

Для текстуального изучения:

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе как лирическая исповедь автора. «Русский язык» Любовь к родине., способ её выражения в стихотворении.

Стихи о родине: Ф Тютчев «Умом Россию не понять» .. А.Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А.Галич «Когда я вернусь». Темы Отчизны в лирике. Родина с в системе ценностей героев.

Для обзорного изучения:

Ф.Саган «Здравствуй, грусть» Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других.

С.Д.Довлатов. «Наши»  герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.

Теория литературы.

 Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр.

ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВУЮЩИЙ (23Ч )

Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер. Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория.

Для текстуального изучения:

М.Ю Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне..». Калашников и  Кирибеевич, Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.

 «Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.

 Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» (в сокращении) Вольный мир Запорожской Сечи в изображении Гоголя. Остап и Андрий. Приём контраста в изображении героев. Героический характер Тараса Бульбы.

 Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос» «Русские женщины». Самоотверженность героинь поэм. Поступок героя как способ создания характера.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Герой пассивный и герой действующий: Жилин и Костылин. Современное прочтение рассказа.

Для обзорного изучения:

М.Сервантес «Дон Кихот». Дон Кихот – борец с несправедливостью или пародия на рыцаря?

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин» национальный русский характер, героическое начало в думе.

Б.Васильев «Завтра была война». Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.

Дж Олдридж. «Последний дюйм» Преодоление героем собственного страха и бессилия.

Теория литературы.

Героический характер в литературе.

Приём контраста как способ создания характера. Способы создания характера литературного героя. Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа.

БОЛЬШОЙ «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» (4)

Человек как главная ценность в мире и литературе. Гуманистический характер художественной литературы.

Для текстуального изучения:

М.Горький « Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»ЕЛИКАЯ СИЛА МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА.

Э. Хемингуэй. «Старик и море» Философский смысл повести. Сила характера старика.

Для обзорного изучения.

В.Шаламов «Последний бой майора Пугачёва». Бой героя за своё человеческое Я.

Теория литературы.

Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой – характер – образ.

ОБОБЩЕНИЕ (2 Ч)

Итоговая проверочная работа.

 

 

Учебно-методические пособия:

  1. Бунеев Р.Н. Литература. 8 класс 9»Дом без стен»: учебник: в 2-х  кН./Р.Н.бунеев, Е.В.Бунеева. – М.: Баллас, 2009.
  2. Барова Е.С. Уроки литературы в 8 классе по учебнику-хрестоматии «Дом без стен»: метод. рекомендации для учителя – Изд.2-е, перераб. – М.: баллас. 2006. – 192 с.

Интернт-ресурсы:

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september/ru

BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

http://www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы http://kidsbook.narod.ru

Hosted by uCoz