РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

8 класс

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

         Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»  для 8 класса разработана на основе  Примерной программы основного общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Регионального  базисного учебного плана 2006 года.

Перечень  нормативных документов, используемых  при составлении рабочей  программы:

·        Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

·        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

·        Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2011-2012 учебный год;

·        Конституция Российской Федерации

·        Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

·        Закон Российской Федерации «О безопасности»

·        Федеральный закон «О пожарной безопасности»

·        Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»

·        Федеральный закон «О гражданской обороне»

Программа предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

 

Направленность рабочей программы - обеспечение безопасного пребывания в чрезвычайных ситуациях  техногенного характера.

 

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи и основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение в программе уделяется формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

 

Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:

 

· освоение знаний:

-  об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

-  о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

-  о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвы-

чайных ситуаций;

-  об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

-   о здоровом образе жизни;

-   об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружаю-

щей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и

общественной ценности;

· овладение умениями:

-   предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления;

-   использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

-   оказывать первую медицинскую помощь.

 

          Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

-       формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

-       выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера и адекватно противодействовать им;

-       формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

 

При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

-       учет основных закономерностей развития теории безопасности;

-       интегрированность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

-       направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

-       непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;

-       постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;

-       обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.

 

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

ü Урок, сочетающий урок с объяснением;

ü Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

ü Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

ü Лекция с элементами беседы;

ü Работа с документами;

ü Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;

ü Раскрытие содержания иллюстраций.

 

       Межпредметные связи: география, биология, химия.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для 8 класса основной школы в области безопасности жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-       использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-       выделение характерных причинно-следственных связей;

-       творческое решение учебных и практических задач;

-       сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям' и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-       использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;

-       самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;

 _  соблюдение норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;

_  использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.

 

                     Место предмета в базисном учебном плане

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с Региональным базисным учебным планом основного общего образования изучается в 8 классе из расчета 1 ч. в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, в т.ч. на проведение практических работ – 11 часов.  Используется классно-урочная система.

 

                  Учебно-тематическое планирование.

 

Наименование раздела, темы.

Кол-во часов

Из них-практических занятий.

Раздел1.«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»

       14

         3

        1.1Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

        2

 

        1.2Правила обеспечения безопасности дорожного движения.

        2

          1

        1.3Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре.

        2

          1

        1.4Правила безопасного поведения на воде.

        1

          1                      

        1.5Правила безопасного поведения в быту.

        1

 

        1.6Правила поведения на природе.

          -

 

        1.7Нарушение экологического равновесия в местах проживания.

          3

 

        1.8Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

          3

 

Раздел2. Оказание первой медицинской помощи.

          4

          4

Раздел3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

          17

          4

         3.1Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения.

          -

 

        3.2Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения.

         13

          2

       3.3Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

          4

          2

Итого:

          35

          11

 

                               Содержание учебного материала

 

Раздел1. Обеспечение безопасности в личной жизни (14ч) .

 

1.1  Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (2ч).

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. 

 

   1.2. Правила обеспечения безопасности дорожного движения (2ч).   

         Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. Правила для роллинга. Как научиться кататься на роликовых коньках без травм и увечий.                   

 

 1.3.  Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре (2ч).

         Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения.

 1.4.   Правила безопасного поведения на воде (1ч).

         Правила безопасного поведения на воде. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

 

 1.5.  Правила безопасного поведения в быту (1ч).        

         Опасные вещества и средства бытовой химии. Опас­ности, возникающие при нарушении правил пользова­ния ими. Действие опасных веществ и препаратов бы­товой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.

  1.7. Нарушение экологического равновесия в местах проживания (3ч).

Влияние деятельности человека на окружающую среду.  Экология и экологическая безопасность. 

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о пре­дельно допустимых концентрациях загрязняющих ве­ществ.

Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

     Правила безопасного поведения в экологически небла­гоприятных районах.

 1. 8. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях (3ч).

 

          Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних.

 

 

Раздел 2.   Оказание первой медицинской помощи (4ч).

         

         Первая медицинская помощь при отравлениях газа­ми, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

 

Раздел 3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (17 ч.)

 

3.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения  (17 ч.)

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Промышленные аварии с выбросом опасных хими­ческих веществ. Химически опасные объекты произ­водства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характе­ристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила без­опасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.


 


                          

 Учебно-методическое обеспечение

 

Основная литература:

1.      Л.В. Байбородова, Ю.В.Индюков «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности». М., «Владос», 2003г.

2.      Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по Основам безопасности жизнедеятельности». М., «Дрофа», 2001г.

3.      В.Н.   Латчук,   С.К.   Миронов   «Тетрадь   для   оценки   качества   знаний   по   Основам безопасности жизнедеятельности 8 класс», М., «Дрофа», 2008г

4.      Л.А. Михайлов, А.В. Старостенко « ОБЖ 7-8 классы», Санкт-Петербург, «Союз», 2001г.

5.      А.Т.   Смирнов,   Б.О.   Хренников   «Основы   безопасности   жизнедеятельности 8 класс».   М., «Просвещение», 2008г.

6.      А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин «Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», М., «Просвещение», 2001г.

7.    М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под редакцией Ю.Л. Воробьева «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс». М., «Астрель», 2006г.

 

Дополнительная литература

1.      С.В. Баленко «Школа выживания», М., «Эксмо», 1992г.

2.      В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова «Основы медицинских знаний», М., «Астрель»,2005г.

3.      В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», М., «Экзамен», 2006г.

4.      В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Дидактические материалы ОБЖ 5-9 классы», М., «Дрофа», 2000г.

5.      В.И. Мишин «Настольная книга учителя основ безопасности», М., «Астрель», 2002г.

7.      О.В. Пахнутова «ОБЖ 8 класс. Поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова и др.», Волгоград, «Корифей», 2006г.

8.      В.П. Ситников «Что делать в экстремальных ситуациях», М., «Эксмо», 2004г.

9.      С.С. Соловьев «Тематический контроль по курсу «ОБЖ» (комплект тестовых заданий для учащихся 7-8 классов), М., «Интеллект - Центр», 2002г.

10.    Г.Н. Шевченко «ОБЖ. 8 класс. Поурочные планы», Волгоград, «Учитель», 2005г.

 

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

 

       Кабинет ОБЖ и его оснащение:

 

  1. Учебно-методическая литература.

      Нормативная и правовая литература

            Периодические издания

 

  1. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура

            Телевизор

            Видеомагнитофон

            Интерактивная доска

            Мультимедиапроектор

            Экран настенный

 

  1.  Средства индивидуальной защиты

           Средства защиты органов дыхания.

     - ФП ГП -7,ГП-5,ПДФ-2Ш

     - респираторы У-2К

     - ватно-марлевые повязки

     - ПТМ-1

      Средства защиты кожи (костюм защитный Л-1)

     Медицинские средства (ИПП-8, АИ-2)

     - автомобильная аптечка

     - носилки

     -индивидуальный перевязочный пакет

 

4.   Противопожарные средства

     - Огнетушители ОХП – 10,ОВЭ – 6,ОУ – 5

 

5.      Стенды, плакаты 

    Действия населения при авариях и катастрофах.

    Первая медицинская помощь при ЧС.

    Правила поведения при пожаре в ОУ.

    Стенд «Классификация ЧС»

    Стенд «Первая медицинская помощь»

    Стенд «Уголок безопасности дорожного движения»

    Карта Мурманской области, физическая карта России

    Раздаточный материал по ГО

    Основы пожарной безопасности для школьников

    План эвакуации

    Комплект наглядно-методических пособий «Детство без алкоголя»

    Комплект наглядно-методических пособий «Подростковая наркомания»

    Комплект из 4 плакатов «Первичные средства пожаротушения»

    Комплект из 6 плакатов «Первая реанимация и первая медицинская помощь»

 

6.      Аудиовизуальные пособия

    Видеофильм «ЧС природного и техногенного характера»   

    Видеофильм «Правила безопасного поведения»

    Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире»

    Видеофильм «Улица полна неожиданностей»

    Видеофильм «Дорожные знаки»

    Видеофильм «Первая медицинская помощь»

    Видеофильм «ЗОЖ»

    Видеофильм «Основы противопожарной безопасности»

   Диск DVD  «Алкогольный террор против России»

   Диск DVD  «Профилактика наркомании»

         Диск DVD  «Сам себе МЧС»

         Диск DVD  «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»

         Диск DVD  «Безопасность дорожного движения»

         Диск DVD  «Школа безопасности»

         Диск DVD  «Последствия лесных пожаров»

         Диск DVD  «Последствия наводнений»

         Диск DVD  «Правила дорожного движения»

 

7.      Средства программного обучения и контроля знаний.        

         Презентация «Безопасность на льду, воде»

         Презентация «Программы здорового образа жизни»

         Презентация «Профилактика табакокурения»

         Презентация «Безопасность дорожного движения»

         Презентация «Пожарная безопасность»

         Презентация «Пожары и взрывы»

         Презентация « Гидродинамические аварии»

         Компьютерная игра «Спасик и его команда»

         Компьютерные игры по ПДД

         Тесты

         Практические ситуации и задачи

         Олимпиадные задания для 7-8 классов в компьютерном виде

 

8. Тренажеры

        Тренажер «Максим- 2» для проведения искусственной вентиляции и наружного       массажа сердца

 

                   Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать/понимать:

-       основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;

-       правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

-       способы безопасного поведения в природной среде;

 

уметь:

-       действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

-       соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

-       оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

-       пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

-       правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

-       действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

 

использовать    приобретенные   знания    и    умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:

-       обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

-       соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

-       пользования бытовыми приборами и инструментами;

-       проявления бдительности при угрозе террористического акта;

-       обращения(вызова) в случае необходимости в соответствующие органы экстренной помощи.

Hosted by uCoz